Смекни!
smekni.com

Заочной формы обучения (стр. 3 из 17)

Сообщение или текст как единица социокультурной коммуникации. Проблема дешифровки сообщения, текста и значение культурного кода для осуществления социокультурной коммуникации. Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

Эволюция средств коммуникации в культурно-историческом развитии человечества (устное, письменное, печатное, аудиовизуальное и машинно-компьютерное слово). М.Маклюэн об исторических типах коммуникаций и их влиянии на способы включения индивидов в социальные связи. Исторические формы культурных коммуникаций – в условиях родоплеменной культуры, городской культуры, в условиях глобальных связей. Сущность и функции массовой культуры. Роль западноевропейской цивилизации в формировании культурных и межкультурных форм массовых коммуникаций и массовой культуры. Проект «просвещенной общественности» и теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху. Компьютерная сеть Интернет и развитие новых форм коммуникации.

Средства массовой коммуникации и их роль в политике и культуре. Функции СМИ: обмен культурным опытом, просвещение, укрепление гражданской солидарности, реклама, пропаганда. Проблема общественного контроля СМК.

Социокультурная коммуникация как “инструмент” преобразования общезначимого в индивидуально значимое. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Влияние коммуникационной модели “Я – Я” на культурное развитие индивида. Структура автокоммуникации.

Межличностное общение в разных культурах. Психология, этика и искусство общения. “Дефекты” коммуникативной культуры личности (неразвитость языка и жестово-мимической культуры, непонимание социально-статусной структуры взаимоотношений, стеснительность, неспособность к диалогу) как причина коммуникационной неудачи. Специфические формы и этика общения в науке, искусстве, политике, бытовой жизни.

1.7 Культурная динамика и проблемы управления

социокультурными процессами

Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.

Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. “Аполлоническое и дионисийское начало” (Ф.Ницше). Жизнь, порождающая новые культурные формы (Г.Зиммель). Обмен информацией и энергией как источник культурных изменений (Т.Парсонс). Скорость транспортных сообщений (Ф.Бродель) и технологии коммуникаций (М.Маклюэн). Неравномерное развитие структур культуры (П.Сорокин). Пассионарность как фактор культурных изменений (Л.Н.Гумилев). Хаос как механизм смены режимов развития (теория синергетики). Деятельность политических и культурных элит, политические и религиозные движения, экологические кризисы как факторы культурной динамики.

Внутренняя (интровертная) динамика культуры. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя (экстравертная) динамика культуры. Межцивилизационная система связей – влияния, диффузии, межкультурные агрессии. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. Теория культурных кругов Ф.Ратцеля. Взаимодействие культур в работах Т.Хейердала «Древний человек и океан». Л.И.Мечников и его работа «Цивилизации и великие исторические реки». Идеи диффузионизма в современной культурной политике и геополитике. Взаимодействие центра и региона, столицы и провинции. Северо-Западный регион и Великий Новгород.

Кризисные процессы и процессы восхождений. Специфика современного кризиса.

Ю.Лотман о характере динамических процессов в культуре: культура и взрыв.

Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Модели культурных конфигураций. Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных экономических волн Н.Д.Кондратьева. Волновые процессы в технологической области (И.Шумпетер, К.Фримен и др.). Социокультурная динамика А.Моля.

Современные образы и модели динамических процессов культуры: неоэволюционизм, ризома, социокультурная синергетика, “конец истории” Ф.Фукуямы, “столкновение цивилизаций” С. антингтона.

Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.

Раздел – ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

2.1 Историческая культурология как важнейшее направление

культурологических исследований

Сущность исторического подхода к феномену культуры. Межпредметный характер изучения истории культуры. Синхронный и диахронный подход к анализу историко-культурных феноменов. Темпоральная многослойность культуры. Основные парадигмы культурно-исторических исследований: позитивистская (событийная), историцистская (ценностная) и вызревание предпосылок для становления новой парадигмы «новой исторической науки». Кризис методологии традиционной историографии и утверждение проекта «новой истории». Специфика культурологического историзма. Понятие ментальности как центральной категории исторического исследования. Ценности, смыслы интеллектуальной и эмоциональной жизни человека.

Культурологический историзм его предшественники. Основоположники новых подходов к интерпретации истории. Объединение историков «Новой исторической науки» во Франции. Возникновение в 1929 году журнала «Анналы: Экономики-Общества-Цивилизации». Основатели журнала М.Блок(1886-1944) и Л.Февр (1878-1956). Изменения в истории и историческое время. Значение повседневности как человеческого измерения истории. Расширение круга источников для проникновения в смыслы и ценности повседневной жизни.

«История снизу» как субъективное восприятие исторических событий и процессов. Работа М.Блока «Апология истории, или Ремесло историка».

Ф.Бродель (1902–1985) о длительных структурах исторического времени, определяющих темпы перемен. Три ритма: время большой длительности («квазинеподвижное», когда перемены незаметны); время средней длительности (циклов, исчисляемых десятилетиями); краткое время событий.

Проблемы исторического развития культуры в труде Ф.Броделя «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV–XVIII веков»: «Структуры повседневности: возможное и невозможное»(Т. I ). «Игры обмена» (Т. II); «Время мира» (Т.III). Реальности повседневности и ментальности в истории культуры: Ж.Дюби, Ф.Арьес, Р.Мандру и др. Н.Элиас и влияние его творчества на становление европейской истории телесных практик и истории повседневности.

Становление и развитие исторической культурологии в России. Российские «предтечи» антропологически ориентированной истории: Ф.И.Буслаев, Г.Г.Шпет, Н.И.Кареев, А.С.Лаппо-Данилевский, Л.П.Карсавин, П.Бицилли. Историко-антропологическая проблематика в советской и современной российской историографии: А.Я.Гуревич, Л.М.Баткин, Г.С.Кнабе, А.Л.Ястребицкая и др.

Новейшие историко-антропологические исследования. Развитие «микроистории» и «устной истории». Влияние постструктуралистской философии и социологии (М.Фуко, П.Бурдье) на исторические исследования социальных практик и поведения: «история тел», «истории безумия», «история сексуальности» и пр. Структуралистские и постструктуралистские идеи о подходе к источнику как «смысловому пространству» (М.Бахтин, Ю.Лотман, Р.Барт, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида) и их влияние на развитие «истории символических практик». Феномен «наивного письма».

Гендерная социология и становление «женской истории».

2.2 Культурологическое моделирование социокультурных систем

и проблемы типологии культур

Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры. Географические, пространственно-региональные, биолого-антропологические, этнографические, хозяйственно-бытовые, формационные, социологические, лингвистические, религиозные, аксиологические, исторические, цивилизационные и иные критерии выделения культурных типов.

Современные типологические классификации культуры: традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур. Модернизация как социокультурный процесс. Особенности перехода незападных обществ к современным формам жизни и критика моделей “вестернизации” как универсального пути в ХХI век.

Типологизация культур в различных философско-исторических концепциях. Линейные и циклические теории культуры. Культурно-антропологическая типологическая модель классического эволюционизма (Э.Б.Тайлора и др.). Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби о типологии исторических культур. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Культуры “горячие” и “холодные”, “мужские” и “женские”. Аполлоническая и дионийская модели культуры Ф.Ницше как выражение ее естественно-природных начал.

Социокультурные суперсистемы П.Сорокина. Типы культур, соответствующие типам социально-экономических формаций (К.Маркс). “Идеальные типы” культуры М.Вебера как инструмент культурологического исследования. Ось мирового времени К.Ясперса. Уникальность культур и культурное единство человечества. Тенденции культурной универсализации и “многомерный диалог” культур. Типология культур в философской школе “диалогики культур” (В.Библер и др.).