Смекни!
smekni.com

Заочной формы обучения (стр. 5 из 17)

Сократ и определение нового круга нравственной проблематики.

Эллинизм и его основные черты. Космополитические и индивидуалистические тенденции эпохи. Утверждение конкретно-гуманистического идеала. Внимание искусства к “бытовому” человеку.

Культура Древнего Рима. Истоки древнеримской культуры. Проблема самобытности культуры Древнего Рима и ее основные черты и достижения. Гражданственность и государство – доминанты римской культуры. Инженерный гений римлян. Массово-зрелищная культура в Древнем Риме.

Религиозный синкретизм. Зарождение христианства.

Падение Рима и его уроки.

Место античности в истории европейской и мировой культуры. Архетипы античной культуры в мировой и отечественной культуре. Влияние античных теорий на учения Бэкона, Вико, Руссо, Гельвеция, Гердера. Мир Греции в трудах Ницше. Античный мир в философии и искусстве экзистенциализма. Античная культура в художественном отражении русских символистов. Античность в российской культурной традиции.

2.4.4 Культура западноевропейского Средневековья, Византии и средневековой Руси

Культура средневековой Европы. Проблема периодизации средневековья. Истоки средневековой культуры. Влияние христианства и католической церкви на развитие средневековой культуры в Европе. Христианство: новая модель мира и человека в мире. Дуализм средневекового сознания. Понятие о времени, истории и пространстве. Христианская мораль “вины” и идея нравственного спасения личности. Монастырская и духовная культуры. Монашество как образ жизни.

Феодализм как форма политической культуры. Сословно-имущественное различение и принцип иерархии. Проблема власти. Духовная власть и светская власть. Церковь как политический институт. Власть и закон.

Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры. Средневековое искусство. Романская и готическая архитектура. Рыцарская культура. Идеал рыцарства и культ Прекрасной Дамы. Куртуазность как стиль жизни. Рыцарский средневековый роман, поэзия вагантов, трубадуров, миннезингеров. «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и другие героические поэмы. Значение рыцарского идеала в культуре. Рыцарский роман, провансальская музыка, куртуазная поэзия трубадуров. Крестовые походы и их культурная подоплека.

Народная культура: верования, праздники, обряды, карнавалы, представления вагантов. Смеховая культура средневековья. Достижения науки и техники средневековой Европы. Рост городов, развитие ремесла и торговли. Превращение городов в центры культуры. Рост образованности и возникновение университетов.

Осень средневековья, обмирщение религии, духовная усталость.

Византийская культура. Византийская культура как наследница античных традиций. Взаимосвязь византийской культуры с культурой славянских народов. Идея Константинополя как «второго Рима».

Развитие христианства в византийской культуре. Развитие богословия и становление христианской догматики. Византийский гуманизм и секуляризация культуры.

Изобразительное искусство. Фреска, мозаика, миниатюра. Иконографический канон.

Философия. Эстетика. Музыкально-поэтическое и церковное искусство. Политическая культура Византии. Система культурных ценностей Византии.

Культура средневековой Руси. Особенности развития культуры в Киевской Руси до принятия христианства. Язычество, его место и роль в истории культуры восточных славян. Роль Византии и принятия православия в формировании культуры Древней Руси. Христианское мировоззрение. Двоеверие и его культурно-мировоззренческое содержание. Г.Ф.Флоровский о «дневной» (христианской) и «ночной» (языческой) культурах на Руси. Софийное начало в русской культуре. Значение православия для формирования народного и государственного менталитета, национального самосознания. «Слово о законе и благодати» Иллариона.

Быт и нравы Древней Руси. Философия, право, мораль в культуре Древней Руси

Традиции народной культуры в средневековой Руси. Скоморошничество как культурно-исторический феномен.

Средневековое русское искусство. Древнерусский фольклор. Героический былинный эпос – вершина устного народного творчества. Летописание на Руси. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература. «Повесть временных лет» Нестора. Житийная литература.

Древнерусская живопись. Икона как особый вид сакрального искусства. Символизм иконы. Древнерусская школа иконописания – новгородская, псковская, московская. Художественное наследие А.Рублева.

Храм как средоточие духовно-культурной жизни. Архитектура древнерусских храмов. Базилика и крестово-купальный храм. София Киевская и София Новгородская. Храмовые мозаики и росписи.

Роль монастырей в формировании древнерусской культуры. Культура средневекового Новгорода.

Москва и Московская Русь: особенности культуры и тенденции ее развития. Объединение русских земель вокруг Москвы. Развитие ремесленной и строительной культуры. Москва – общерусский художественный центр. Вклад итальянских мастеров Аристотеля Фиорованти, Антона Фрязина, Марко Руффо в формирование общерусского архитектурного стиля.

Идея «Москва – Третий Рим» монаха Филофея и ее роль в русской культуре. Ереси и еретические учения на Руси. Оформление и укрепление специфических черт русского быта. «Домострой». Начало книгопечатания. Переписка И.Грозного и Андрея Курбского. Переводная патристическая и агиографическая литература. Появление воинской повести. Фольклор. «Великие Четьи Минеи» – памятник русской культуры XVI в.

Итоги средневековья.

2.4.5 Средневековая арабо-исламская культура

Религиозные представления доисламских арабов. Мекка – как культурный центр арабов. Храмовое строительство. Эсхатологические представления.

Возникновение ислама. Аравия – историческая родина ислама. Особенности духовной культуры ислама. Проповеди Мухаммеда. Формирование общины единоверцев. Установление культовых и обрядовых отличий: мечеть, молитвы, пост, паломничество, календарь. Ислам как религия вселенской миссии.

Появление Корана и его содержание. Коран как историко-культурный и литературный памятник. Исламское вероучение. Исламская догматика.

Истоки арабо-мусульманской философии и ее главные проблемы: соотношение веры и разума, философии и религии, этика, добро и зло. Мистицизм религиозно-философских систем. Суфизм и ислам. Суфийская литература и поэзия как элемент мировой культуры.

Мусульманское право и шариат. Суннизм и шиизм – основные правовые школы ислама. Казуистика норм мусульманского права. Судебная практика. Уголовное право. Нормы мусульманского права в современных законодательствах мусульманских стран.

Арабская письменность и литература. Богословская литература. Арабская поэзия как неотъемлемая часть мировой культуры.

Арабский алфавит: происхождение, эволюция. Раннее арабское письмо. Выработка нормативного арабского языка. Современный арабский язык.

Грамотность на мусульманском Востоке. Учебные заведения (мечети, медресе).

Традиционность арабской поэзии: устойчивость образов, жанров. Придворная поэзия и ее характерные черты – лицемерие, угодливость.

«Золотой век» поэзии, появление самостоятельных поэтических жанров: любовной лирики, сатиры, философских размышлений.

Изобразительное искусство. Настенная живопись. Книжная миниатюра. Утверждение орнаментального начала в изобразительном искусстве.

Прикладное искусство. Керамика, ковроделие, золототкачество, предметы роскоши, ремесла.

Архитектура. Культовые сооружения: мечети, медресе, мавзолеи. Дворцы. Общественные здания. Архитектурные формы и интерьеры.

Арабская музыка и культ ислама.

Арабо-мусульманская наука: математика, астрономия, физика, медицина. Выдающиеся медики-философы (Ибн Сина (Авиценна), ар-Рази и др.). Гуманитарные науки. Философия. Поэзия. Великие поэты мусульманского Востока – Рудаки, Ибн Сина, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Джами и др. Арабо-мусульманская наука и Европа.

Роль средневековой арабо-мусульманской культуры в истории мировой культуры.

2.4.6 Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации

Возрождение и его место в развитии западноевропейской культуры. Хронологические и пространственные рамки эпохи. Социально-экономические основы эпохи Возрождения: зарождение раннебуржуазных отношений, развитие товарно-денежных систем, утверждение мануфактуры и производственной специализации. Город-государство как основа формирования и функционирования культуры Ренессанса.

Понятие гуманизма Возрождения. Создание нового идеала личности. Антропоцентризм, индивидуализм и универсализм Ренессансной культуры. Самосознание, философия, литература, архитектура, изобразительное искусство. Идейное единство науки и художественной культуры Ренессанса. Битва за индивидуальность, ее герои и жертвы. Образ жизни в эпоху Возрождения, право, мораль. Тенденции аморализма в мировоззрении и жизненной практике эпохи. Оборотная сторона возрожденческого титанизма.

Итоги и уроки Возрождения.

Реформация как социокультурная предпосылка Нового времени. Культура гуманизма и церковно-реформационные ценности. Реформация и контрреформация в культуре Западной Европы. Основные черты протестантского вероучения и новый тип отношений между Богом и человеком. Вклад протестантизма в раскрепощение личности, протестантская этика и “дух капитализма”. Влияние Реформации на нравственную и художественную культуру западноевропейского общества.

2.4.7 Культура Нового времени в Европе и России

Особенности формирования и характерные черты нового типа культуры. Важнейшие общественные идеи эпохи и естественнонаучные открытия. Революция в науке, идея научности как рационального, систематизированного, достоверного, подтвержденного знания. Бэкон, Декарт, Ньютон, Лейбниц, Спиноза – подвижники научного метода.