Объективно необходимым в процессе познания государственно-правовых явлений становится использование не только юридических категорий и понятий типа: "право", "законность", "правоотношение", "правотворчество", "правоприменение", но и категорий и понятий из арсенала других наук.
В частности, весьма важно использование философских категорий и понятий, таких, как "сущность", "форма", "содержание", "структура", "функция", "система", "элемент", "компонент", и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.[5]
В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться "философизации" или "социологизации" государственно-правовой науки. Ведь понятийный и категориальный аппарат, выработанный философией, есть адекватное отражение всех открытых и познанных свойств материи, всех существующих в действительности явлений, включая и такие сложные, многогранные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней, от незнания к знанию.
Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социологическим или любым иным исследованием, не смешивать юридический подход к познанию государства и права философским или любым иным подходом.
Признавая значимость методологической роли философских категорий и понятий и справедливость слов о том, что стремление низвести научную абстракцию до уровня обыденного сознания ничего кроме вреда не принесет, нельзя не заметить, что переоценка их методологического потенциала, увлечение абстрактными построениями и рассуждениями, граничащими с отрывом от эмпирической материи, от жииой, повседневной практики, может привести к не менее пагубным последствиям в процессе исследования государства и права и разработки их теории. Это касается всех без исключения философских категорий и понятий. Но в первую очередь таких наиболее часто используемых при изучении различных государственно-правовых явлений категорий, как "общее и особенное", "необходимое и случайное", "конкретное и абстрактное", "возможное и действительное", "форма и содержание", "причина и следствие", и др.[6]
Вся сложившаяся в процессе функционирования государственно-правовых явлений практика, весь накопленный опыт, все свойственные практике особенности и черты должны быть учтены и соответствующим образом отражены в используемых категориях и понятиях. Только в этом случае они применительно к исследуемой материи наполняются конкретным содержанием и приобретают вполне определенный социальный смысл. Только в этом случае можно говорить об их методологической значимости и эффективности как средстве познания государства и права.
Аксиоматичен тот факт, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепции не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без тщательного рассмотрения структуры и функций государства и права, без глубокого изучения и обобщения практики сложившихся между ними и взаимоотношений.
Можно по-разному относиться к научному и идейному наследию В.И. Ленина, но нельзя не признать глубокую правоту его слов о том, что "практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности".
Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран, понимаемой как общественно-политическая и материальная деятельность людей и их организаций, направленная на укрепление и совершенствование этих институтов, позволяет выявить и широко использовать те многочисленные факторы, которые способствуют непрерывному развитию экономических, социальных, политических и иных основ государства и права, установлению тесных отношений между их различными частями, образованию их наиболее оптимальной структуры и непрерывному совершенствованию механизма их функционирования.
Анализ практики дает возможность, кроме того, свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному функционированию государства и права, глубже понять и использовать механизм их взаимодействия с экономикой, обществом, различными компонентами базисного и надстроечного порядка. Анализ практики позволяет также всесторонне разработать и углубить основные положения теории государства и права, усовершенствовать понятийный аппарат, выявить главные тенденции и закономерности ее развития.[7]
Вывод по главе:
Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука и дисциплина. Метод же указывает на то, каким образом она это делает. Совокупность методов научного познания действительности формирует методологию исследования. Методология теории государства и права представляет собой систему особых методов — приемов, способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Важное место в системе методологии занимают принципы исследования и философские подходы.
Теории государства и права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема или способа, принципа исследования государства и права, а их системы, совокупности. Многие из них широко используются и в других науках. В особенности это касается принципов исследования государственно-правовой и иной материи, а также философских подходов.
Признавая значимость методологической роли философских категорий и понятий и справедливость слов о том, что стремление низвести научную абстракцию до уровня обыденного сознания ничего кроме вреда не принесет, нельзя не заметить, что переоценка их методологического потенциала, увлечение абстрактными построениями и рассуждениями, граничащими с отрывом от эмпирической материи, от жииой, повседневной практики, может привести к не менее пагубным последствиям в процессе исследования государства и права и разработки их теории.
Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран, понимаемой как общественно-политическая и материальная деятельность людей и их организаций, направленная на укрепление и совершенствование этих институтов, позволяет выявить и широко использовать те многочисленные факторы, которые способствуют непрерывному развитию экономических, социальных, политических и иных основ государства и права, установлению тесных отношений между их различными частями, образованию их наиболее оптимальной структуры и непрерывному совершенствованию механизма их функционирования.
Наряду с принципами познания и философскими подходами к процессу изучения государства и права важное значение в системе методологии имеют сами методы, или способы и средства, познания.
В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемой материи, а также от их специфики и характера все методы классифицируются на несколько групп. Это:
а) всеобщий диалектико-материалистический метод;
б) общие методы;
в) специальные методы;
г) частные методы.[8]
Всеобщий диалектико-материалистический метод распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания.
Особое внимание этому методу придавалось и придается в отечественной и зарубежной марксистской литературе. Характеризуя его с точки зрения динамичности и всеобщности, Ф. Энгельс писал, что "диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".
Диалектико-материалистический метод используется учеными других политических взглядов и мировоззрений. Это вполне понятно и объяснимо, ибо данный метод затрагивает не только и даже не столько мировоззренческие, политико-идеологические проблемы, сколько сугубо научные, академические вопросы и помогает решать их.
Применительно к теории государства и права и к любой иной науке использование диалектико-материалистического метода, как показывает практика его применения, с неизбежностью ведет по нарастающей линии от менее емкого и глубокого знания о государстве и праве к более широкому и глубокому, быстрому накоплению теоретически и практически значимой о них и для них информации.
Одна из причин эффективности данного метода заключается в том, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходили и проходят государство и право. С помощью диалектико-материалистического метода внимание исследователя акцентируется не только на выяснении особенностей и определении понятий государства и права ("определение понятия самого из себя"), но и на их связях между собой и с окружающими их явлениями, институтами и учреждениями. Государство и право рассматриваются как в статике, так и в динамике — с точки зрения их жолюционного и революционного развития, с позиций их внутренних прожворечий ("противоречивость в самой вещи", "противоречивые силы и тенденции во всяком явлении", по Ленину), под углом зрения их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой.