Смекни!
smekni.com

Правила выделения логических ударений методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи раздел (стр. 12 из 13)

Если учитель как оратор заинтересован в успехе своей речи, то и его мимика не может быть невыразительной. Ученики всегда по лицу могут догадаться, насколько учитель сам заинтересован в своем выступлении. И если у него будет "тупой взгляд" и "каменное лицо", такое равнодушие к происходящему обязательно "заразит" класс.

Мимика должна быть в тесной взаимосвязи с жестами, а значит, "живой", изменяющейся в процессе речи, во взаимодействии с аудиторией. Лишь если учитель владеет своей речью, сопровождает ее уместными жестами и мимикой лица, если он "владеет своим телом", ему гарантирована речевая и психологическая победа над слушателями, успех за работу над собой, признание за нелегкий труд.

БАСНИ

Пример внутреннего монолога исполнителя стихотворного или прозаического произведения, по стилю и структуре максимально приближенный к внутренней речи.

И.А.Крылов «Ворона и лисица».

Тут есть две линии. Первая – рассказ: вы сообщаете, что «вороне где-то бог послал кусочек сыру».

Вторая линия – вы изображаете лису, даете тон лисы. Первое, с чего надо начать, - это учиться рассказывать. Итак, вы взяли басню «Ворона и лисица».

Когда вы начали говорить: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок…» – у вас должно быть в плане следующее: и вот на эту тему я сейчас расскажу анекдот.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру. На ель Ворона взгромоздясь…» – вот вы начали рассказывать, и это ваша первая задача.

Вторая - изображать лису. Эта задача – уже более актерская. Сначала найдем настоящее внутреннее содержание лисы.

Представьте себе, что вам надо обморочить кого-то до такой степени, чтобы он забылся, «разинул рот» и выронил то, что вам нужно.

Или вы говорите с пожилой дамой, от которой что-то зависит, с которой вы хотите что-то сорвать. Как бы вы себя вели?

И.А.Крылов «Кот и повар».

И здесь надо искать самочувствие рассказчика какого-то анекдота. Это вам даст настроение заведомо забавное: «Я вас сейчас позабавлю рассказом. Не знаю, будете смеяться или нет, но вот такое происшествие, послушайте…».

Рассказывая, вы должны подчеркнуть: «Какой-то повар, грамотей (запоминайте, что он был грамотеем!)… с поварни побежал своей в кабак…».

И потом, когда начнете изображать повара, не забывайте, что он пришел из кабака, стало быть, вероятно, хрипит.

Кроме того, надо найти ответ на вопрос: как повар–грамотей читает нравоучение… коту.

Вы уясняете для себя, что такое грамотей, что такое немного подвыпил, что это такое – читать нравоучение.

Дошли до слов: «А Васька слушает да ест», - тут непременно нужен какой-то полутон. От непрерывного полного тона рассказа перейти на полутон.

Можно в этой фразе «А Васька слушает да ест» сыграть рассказчика, который сам от этой фразы хохочет. Только рассказчик и повар обязательно должны быть разные по тону – этого не упускайте.

М.Ю.Лермонтов «На смерть поэта».

Зажить всей страшной скорбью поэта Лермонтова от смерти поэта Пушкина – это очень большая задача. Вы не сможете быть Лермонтовым – дать лермонтовский голос и лермонтовский темперамент.

Вам надо найти в себе, ощутить, как бы вы заговорили, если бы вас сильно захватило аналогичное чувство, но более близкое вам.

Допустим, у вас есть друг – как бы вы отозвались, если бы его затравили и убили?

Вот что важно почувствовать для того, чтобы развить внутреннюю технику речи, отразить внутренние переживания.

И.С.Тургенев «Воробей».

Есть какие-то фразы в этом произведении, которые дают основной тон, аромат этой вещи, направление темперамента.

Основной тон – какой он? Драматический, героический, любовный? Там есть сопоставление: громадная собака и воробышек, который проявляет такую огромную силу… и потом вдруг фраза: «Я почувствовал благоговение».

Мне нужно найти мое отношение к этому, от этого получится мой основной тон. Все дело здесь в том, что такой маленький воробей проявляет огромное самообладание и храбрость. Вот откуда, из какого отношения у меня будет верный тон.

Здесь должно быть какое-то большое добродушие, удивление, что ли, перед фактом, который кажется таким забавным (такой маленький, взъерошенный, размером меньше цыпленка, а лезет на собаку).

Тут есть элемент забавности, и этот элемент забавности входит в ваше отношение. Если с этим сжиться, получится самый настоящий основной тон.

М.Шолохов «Поднятая целина» (отрывок).

(Отрывок, когда остервенелые деревенские бабы бросились на Давыдова).

Если бы вы были свидетелем этой картины, как бы вы рассказывали? Вы приходите в класс с художественным чтением, то есть должны дать то, чего дети не смогли бы сами получить от чтения, лежа дома на диване, что им не пришло бы в голову.

А вы можете это дать, сможете, если привнесете в рассказ свою артистическую, крепкую, глубокую индивидуальность, насыщенную отличными выразительными красками – чисто дикционными, декламационными, «словесным рисованием»!

Рассказ пойдет как будто от лица свидетеля, представляющего собой эпическую фигуру, всепонимающую, всесведующую, на все посмотревшую глазами эпохи и идеи

Это живой и полноценный рассказ участника событий, увидевшего в живых характерных столкновениях и большую мысль, и большой юмор, и большую трогательность. Вот со всем этим пришел сюда свидетель происшествия и рассказывает нам об этом событии.

Вы должны рассказать так, как будто вы там были, вы до такой степени должны «вжиться» в эту картину, чтобы у слушателей даже было впечатление, что вы все это действительно видели.

Следует помнить, что «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» (Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – с.286).

Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, - показатель выразительности звучания слова учителя, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Германова «Книга для чтеца». Профиздат, 1964.

2. Вербовская Н.Л., Головина О.Л., Урнова В.В. Искусство речи. «Советская Россия», 1961.

3. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. Всероссийское театральное общество. М., 1964.

4. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964.

5. Сарычева Е. Сценическая речь. – М., «Искусство», 1955.

6. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. Пособие для учителя.–М.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1959.

7. Василенко Ю.С. О голое педагога. – Советская педагогика, 1972, № 7.

8. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.

9. Гвоздев А.Н. Станиславский о фонетических средствах языка. Лекции для учителей. – М.: АПН РСФСР, 1957.

10. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. – В кн.: Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.

11. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.

12. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. – М., 1970.

13. Козлянинова и.П. Произношение и дикция. – м., 1977.

14. Куракина К.В. Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского. – М.:ВТО, 1959.

15. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.

16. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Просвещение, 1976.

17. Моисеев Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. ч.I. – М., 1974.

18. Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.

19. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М.: Высш. школа, 1979.

20. Промтова И.Ю. Воспитание речевой культуры режиссера. – М., 1978.

21. Речь: артикуляция и восприятие. – М.: Наука, 1965.

22. Савкова З.В. как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Искусство, 1975.

23. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1988.

24. Станиславский К.С. Собр. соч. т. 3. – М.: Искусство, 1955.

25. Сценическая речь. Учебное пособие. Под ред. И.П.Козляниновой. – М.: Просвещение, 1976.

26. Слух и речь в норме и патологии / сб. статей, Вып. I, Л., 1974.

27. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

28. Титова А.А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 1981.

29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

30. Хватцев М.Е. Как самому избавиться от картавости.– М., 1964.

31. Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актера и некоторые способы их исправления. Метод. разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 1980.

32. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

33. Щуртанов С.И. Как слово наше отзовется.–М., 1980.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов В.И. Искусство художественного слова. – М., 1954.

2. Аннушкин В.И. Риторическое художество в Древней Руси // Русская речь. – 1992. - № 2.

3. Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1988.

4. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. – Ярославль, 1982.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.

6. Брызгунова Е.А. Эмоционально-эстетические различия русской звучащей речи. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

7. Будагов С.Н. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь. – 1973.- № 1.

8. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.: Искусство, 1977.

9. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи. – Киев, 1986.

10. Гак В.Г., Телия В.Н. Метафора в языке и тексте. – М.: Знание, 1988.

11. Гвоздев А.Н. К.С. Станиславский о фонетических средствах языка. – М., 1957.

12. Гинзбург Л.Я. Поэтика Мандельштама. – М.: Советский писатель, 1985.

13. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

14. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 1975.

15. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.