Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.
Есть ряд правил произношения неударных гласных:
1.Неударный звук [О] в начале слова и в предударном слоге произносится как [Λ]:
отнимать – [Λ]тнимать, топор – т[Λ]пор.
2.«О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [А] и [Ы].
Он обозначается знаком Ъ:
подворотня – п[Ъ]дв[Λ]ротня;
изморозь – изм[Ъ]р[Ъ]зь;
волос – вол[Ъ]с).
3.Неударный звук [А] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий «А»:
артист – [А]ртист, сады – с[А]ды.
4.Неударный звук [А] послеЖ,Ш произносится как А:
жара – ж[А]ра, шаги – ш[А]ги, шары – ш[А]ры.
5.Безударные гласные звуки [У], [Ы] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.
6.Гласный звук [И] в начале слова переходит в [Ы], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:
с интересом – с[Ы]нтересом
так и знай – так[Ы]знай.
Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [И] остается без изменений:
я слушаю с / интересом мороз и солнце.
7.Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между И и Э, который обозначается знаком И:
рябина – р[И]бина, весна – в[И]сна.
8.Звук [Е] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [Е] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:
Е-широкое: м[Е]л, п[Е]л, св[Е]т;
Е-закрытое: п[Е]ли, св[Е]тит).
9.Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [АА]:
на окне – н[АА]кне
по-армейски – п[АА]рмейски
на арке – н[АА]рке
однообразный – одн[АА]бразный.
10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [А],но никогда не переходят в звук [У]:
наугад – н[Ъ]угад по углам – п[Ъ]углам.
11.Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:
старые – стар[ЫИ], белые – бел[ЫИ]
летние – летн[ИИ], синие – син[ИИ].
12.Окончания прилагательных –ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как –Г[Ъ]Й, -К[Ъ]Й, -Х[Ъ]Й:
долгий – долг[Ъ]й, широкий – широк[Ъ]й
тихий – тих[Ъ]й.
Произношение слов отличается от написания:
Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;
Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;
Лукинична – Лукинишна и т. п.
Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:
Мария Ивановна – Марь Иванна
Павел Павлович – Пал Палыч.
1.Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:
морковь – моркофь, морковка – моркофка;
воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;
кадка – катка, друг – друк.
2.Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:
сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.
Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:
с молодой, с ролью, с лимоном
с вами, с Ниной.
3.Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:
расшумелся – раШШумелся, из шубы - иШШубы.
4.Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:
позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий
дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать
брюзжать – брюЖЬЖать.
5.В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:
Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.
6.Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:
счет – ЩЩет, счастье – Щщастье
возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.
7.Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч:
наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.
8.Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц:
тридцать - триЦЦать, отца – оЦЦа.
9.Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко:
щука – щюка, чай – чяй.
10.Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:
городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.
11.Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка:
скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо
булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый
яичница–яиШНица.
В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке.
Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.
Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения.
Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании – все это дает возможность закрепить правила.
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).
Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.
В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.
Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.
Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.
К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).
Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.
Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.
Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.
Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.
· И - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.
· Э - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.
· А - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.
· О - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.
· У - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.
· Ы - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).
Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].
Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.
Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.