Пример 3.
«А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю округу бы хватило, да не видит его ни одна душа!» (А.П.Чехов «Счастье»).
В последнем примере имеет место случай несоблюдения запятой (запятая, не требующая паузы, поставлена в скобки).
Мы говорим:
«А ведь счастья много, так много (,) парень, что…».
Но если обращение стоит в начале фразы, запятая соблюдается.
Мы сказали бы:
«Парень, а ведь счастья много…»
Случаев несоблюдения запятой в устной речи довольно много. Запятая обычно «снимается» перед одиночным деепричастием, так как оно создает с уточняемым им глаголом как бы одно понятие, единый образ:
«Михайла сидел (,) насупившись».
(А.Н. Толстой «Петр первый»).
Но в случае, когда деепричастие стоит перед глаголом, оно приобретает большую самостоятельность и требует паузы после себя:
«Насупившись, сидел Михайла».
Без пауз произносятся в устной речи такие вводные слова, как конечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, наконец и т.д.
Мы, например, говорим:
«Я (,) кажется (,) понимаю, ты (,) чего доброго (,) обиделся».
Крупный исследователь и знаток языка А.Н. Островского В.А.Филиппов часто рассказывал о постановках пьес великого драматурга. По его словам, корифеи Малого театра считали, что запятые в пьесах Островского способствуют слитности, плавности речи, паузы на них должны быть почти снятыми, интонации – певучими, мягкими, нерезкими. Это особенно относится к речи женских персонажей.
Из приведенных примеров уже видна многозначность запятой: она может и разъединить две части одной мысли (при сопоставлениях и противопоставлениях), и концентрировать, собирать внимание (при перечислениях).
Она нередко исчезает перед обращением, при вводных словах, перед деепричастиями и во многих других позициях.
Мы предлагаем быть внимательными к этому знаку, который обладает таким большим количеством значений и так часто употребляется.
Задание:
Выберите отрывки из пьес А.Н.Островского, в которых встречается много перечислений.
Внимательно читая, например, произведения И.С. Тургенева, мы видим, как часто он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая подробность неотделима от всей картины.
Выделяя внутри большого куска текста какую-нибудь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое.
Задания:
Пример 1.
Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:
«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.
У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну.
Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»
При описании пения рядчика писатель редко прибегает к точке с запятой. Но вот начинает петь Яков.
Меняется ритм рассказа, меняется и расстановка знаков препинания, каждая фраза изобилует точками с запятой. Они как бы направляют внимание то на одного слушающего, то на другого.
Во всех случаях точка с запятой сохраняет интонация понижения, но вместе с тем каждый раз она разная и по мере развития мысли требует все более яркой и богатой интонации.
Пример 2.
Проанализируйте следующий пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.
Задание:
На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.)
Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению.
Задание:
Прочитайте внимательно и проанализируйте:
Пример 1.
«Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя…»
(И.С.Тургенев «Певцы»)
Очень часто двоеточие используется как знак, отделяющий авторский текст от прямой речи. Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри предложения.
Авторский текст, подготавливающий реплику, произносится в том же ритме, в том же ключе, что и сама реплика. Характерное для двоеточия повышение голоса как бы «перехватывается» репликой.
Пример 2.
Герой повести А.П.Чехова «Моя жизнь» рассказывает:
«Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели».
Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать».
И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы».
Знакомясь с историей русской пунктуации, мы узнаем, что ученик М.В.Ломоносова А.А.Барсов впервые указал на новый знак препинания – «молчанку»; этот знак позже получил название «тире».
«Эта молчанка, - писал Барсов, - начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии».
Со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгладилась, «жестокая страсть» чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот «приготовлением к какому-либо неожиданному слову или действию» осталось. Паузы на тире обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, интонации яркие и выразительные.
Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений.
Два тире являются знаками выделяющими; ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение.
Задание:
Прочитайте вслух эпизод из «Каменного гостя» А.С.Пушкина – встречу Дон Гуана с Дон Карлосом у Лауры:
Дон Гуан
Вот нечаянная встреча!
Я завтра весь к твоим услугам.
Дон Карлос
Нет!
Теперь – сейчас.
Лаура
Дон Карлос, перестаньте!
Вы не на улице – вы у меня –
Извольте выйти вон.
Частое употребление тире характерно для стиля М.Горького. Вот где широко используется свойство тире приготавливать слушающего к неожиданному слову или действию.
Например:
«Когда – так, идите по своим делам. Дело-то у вас – есть?».
Это Булычов отсылает от себя «других», слетающихся к нему как воронье на падаль, - пишет А.Дикий в воспоминаниях об этом спектакле, - прочитайте вторую половину фразы без тире, и она окажется рядовым, конкретным, будничным вопросом, относящимся к данному времени, к настоящему моменту.
Прочтите ее же с учетом тире, и она сразу зазвучит обобщенно, заставит задуматься: а есть ли вообще у людей какое-нибудь настоящее дело?
Именно об этом спрашивает Булычов, выступающий с пьесе по отношению к «другим» как прокурор и обличитель…» (Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. – Сб. «Слово в спектаклях Горького».–М., 1954, с. 23).
Задание:
Найдите по 5 примеров подобной расстановки тире в пьесах М.Горького.
Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.
Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и действенных задач.
Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно.
И все-таки интонация зависит прежде всего от контекста. Чувство – всегда результат оценки определенных событий.
Задание:
Прочитайте вслух:
«Как ты это читаешь! – шепотом заговорил он. – На разные голоса… Как живые все они…
Апроська! Пила… Дураки какие! Смешно мне было слушать… А дальше что? Куда они поедут?
Господи боже! Ведь это все правда.
Ведь это как есть настоящие люди… Всамделишные мужики… И совсем как живые и голоса и рожи…