Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
Задание:
Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли.
1. «На Старице по берегам – песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрутившуюся розу.
Если вырвать такой шарик из песка и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них и перевертывается опять корнями к земле».
(К.Паустовский «Мещерская сторона»)
2. «Но, воздав столь громкую хвалу этим донкихотам театра, автор вовсе не видит в них зрителей идеальных. Хвала им воздается по иной причине – за азарт.
За то, что в поте лица своего добывая «лишний билетик», этот любитель театра являет собой полную противоположность равнодушному зрителю».
(Г.Бояджиев «Душа театра»).
Задание:
Прочтите примеры, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы.
1. «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листьев, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозщичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики матросов и таможенных солдат, - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, - к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие – рвут пыльный, знойный воздух»
(М.Горький «Челкаш»).
2. «На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, - и конец скачки был против беседки».
(Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)
3. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
Судно весело бежит
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Проверяя себя, еще раз подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью.
Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз.
Если для более яркой передачи какого-либо понятия (особенно когда оно выражено достаточно большим количеством слов) требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом.
В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).
Говоря о логических паузах, следует специально остановится на соединительном союзе И. Запятая перед ним обычно не ставится.
Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда:
А) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами;
Б) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения.
На первом месте для нас должен стоять смысл, ведь грамматика, синтаксис только помогают нам в этом. Мы ищем в предложении речевые звенья, ориентируясь на содержание.
Примеры:
«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась (,) с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза».
(А.С.Пушкин «Дубровский).
- Я к вам влезу через окно! – решительно говорю я и вспрыгиваю на окно.
Я очень легко красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили.
Я сразу догадываюсь (,)что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю».
(Ю.Казаков «Голубое и зеленое»)
После союза И, стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается:
«Отвернулся и (,) обходя лужи, побрел к багажному отделению». (Ю.Казаков «На полустанке»).
Задание:
Прочитайте примеры, перепишите их, расставьте знаки логических пауз.
Пример 1.
« - Вам комнату? – спросил купец молодым голосом и, морщась, стал отдирать бородку. – Вы чуть подождите, сейчас я вас провожу».
(Ю.Казаков «Дом под кручей»).
Пример 2.
«И вот мы опять едем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер.
Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смотрим на улицу».
(Ю.Казаков «Голубое и зеленое»).
Пример 3.
«Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы».
(Ю.Казаков «Оленьи рога»).
В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.
Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.
Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.
Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска. Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.
Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), - тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.
Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.
Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.
Сильное выразительное средство языка – противопоставление. Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».
На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.
Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:
«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, - ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению. Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.
Задание:
Прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.
Пример 1.
Лаура
Приди – открой балкон.
Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!…»
А далеко на севере
– в Париже –
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
(А.С.Пушкин «Каменный гость»)
Борис
… Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл,
в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –