6. Шкопоров И.Б., Белопольский В.И. О функции взора человека в межличностном взаимодействии //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985.
7. Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978. Р. 97 – 115.
8. Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cembridge. 1984.
9. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997.
10. Noller P. Nonverbal communication and marital interaction. Oxford, 1984.
Жесты.
Важным средством диагностики личности человека, ее общения являются жесты - движения рук или кистей рук. Фрэнсис Бэкон написал: "Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу". Термин "жест" иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие жестикуляция. Существует множество классификаций жестов. Среди них те, в которых жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека и его общения: 1) коммуникативные жесты (приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, жесты, передающие желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победу). Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении; 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты; они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл; 3) третья группа - это модальные жесты. Они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты, передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление. Жесты выражают общую "тональность" общения: возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное.
Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Сила и частота жестикуляции определяется культурными и групповыми нормами. Одни и те же жесты встречаются не у всех народов. Например, жест "ввинчивание в висок указательного пальца правой руки" имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью - подчеркнуть, что собеседник говорит глупости. А вот жест "большой палец правой руки опущен вниз", обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест "почесывание затылка", передающий у русских старание вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко. Но есть такие характеристики жестов, которые независимо от пола, возраста, культуры, расы, несут одну и ту же информацию о человеке. Установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими жестами, однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-надевание очков и т.д.). Существует несколько рисунков жестов, которые позволяют достаточно однозначно судить о переживаемом человеком состоянии, их интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в общении - это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он прячет свои руки (например, за спину). Сжатые руки появляются в том случае, если партнер скрывает свое негативное отношение, если его ожидания не оправдываются. Перечисленная жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, то есть она характерна, практически, для всех людей.
Наблюдателю представлены несколько объективных характеристик жестов: их направленность, форма, интенсивность, частота. Исходя из совокупности этих параметров жестикуляции человека, возникает общая оценка жестов ( быстрые - неторопливые, грациозные - неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные, обильные и т.д.). Жесты меньше, чем мимика поддаются контролю и регуляции. Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью которых осуществляется "утечка информации".
Жесты - прикосновения входят в жестовой репертуар человека. Специальная область психологии невербального поведения - такесика занимается исследованием физических контактов людей. Такие виды прикосновений как поцелуй, объятия, поглаживание себя и других, рукопожатие, похлопывание, потирание ладоней и т.д. рассматриваются чаще всего в качестве показателей эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина). Динамика прикосновений говорит об отсутствии или присутствии психологической близости между партнерами. Самое большое количество коммуникативных табу появляется в связи с жестами-прикосновениями. Их применение зависит от: статуса партнеров, их пола, степени знакомства, принадлежности к определенной культуре, типа отношений. Психологический смысл жестов-прикосновений определяется тем: 1) кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил; 2) усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; 3) появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; 4) каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. На основе этих показателей жесты-прикосновения получают психологическое значение: властные, дружеские, участливые, теплые, холодные, быстрые, короткие, крепкие, вялые, сильные, слабые. Жесты-прикосновения находятся под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, оцениваются на основе зрительного и слухового каналов восприятия. На основе жестов личности формируется общее впечатление не только о ней, но и об общении в целом.
Литература.
1. Акишина А.А., Х.Кано, Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.
2. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980.
3. Кириленко Г.Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. № 4.
4. Дж. Доли Энциклопедии знаков и символов. М., 1996.
Поза.
Определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног - это его поза. Разложение позы на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена "поза". Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Поза подчеркивают свой и чужой социальный и социально-психологический статус ("он принял позу победителя", "он сидел в позе провинившегося ребенка", "его поза - это поза высокомерного человека" и т.д). Поза "сделай себя меньше" (втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным) применяется для того, чтобы избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Постоянные позы человека свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, например, манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед, формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. Позы несут информацию о состояниях, отношениях, чертах характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая; наполеоновская; почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная поза и т.д.
Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Однозначность понимания позы зависит от ее типичности, широты распространения. Большинство людей считают, что поза "туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены" выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к партнеру. А поза "плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок" имеет для наблюдателей другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются "жесткостью", неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. Во всем мире выглядит однообразно поза отдыха: "глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоняется назад" или паттерн приветствия: " опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться". Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить.
Позы человека влияют на другие элементы экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: "пристально оглядеть человека сверху - вниз или снизу - вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад". Теснейшим образом связаны с позой движения ног и походка. Например, человек может топтаться на одном месте, то есть стоя на одном месте (поза) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нерешительность. Поза мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная поза сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение "шаркнуть ножкой". В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня, "шаркнуть ножкой" - это проявить в шутливой форме услужливость. Позы и походка придают осанку человеку. "Походка - лицо тела"- сказал Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека - "Теория походки".