Смекни!
smekni.com

1 февраля 2011 года Конференция прошла при поддержке Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка (стр. 13 из 19)

В целом, по результатам диагностики, проводимой в ходе профилактической работы, наблюдается положительная динамика изменения отношения к психоактивным зависимостям.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К усвоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. – 2004. – № 11. - С. 3 – 13.

2. Вечедов Д.М. Психолого-педагогические условия совершенствования подготовки выпускников педагогического колледжа // СПО-2009. – № 9. – С. 36 – 38.

3. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации // Постановление ВС РФ, 1993 г.

4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» – 2005. – 12 декабря // URL: http://www.eidos.ru/gournal/2005/12.12.htm

Секира Е.Е. Школьный театр как ресурс успешной социализации детей «группы риска».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован социальный заказ современной школе в системе фундаментальных и педагогических понятий. Социализация, по мнению авторов Концепции, – это «усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, воспроизводства системы общественных отношений» [3].

Решить проблему успешной социализации детей сегодня можно посредством интеграции основного и дополнительного образования. Социализация – это процесс, поэтому ее результат складывается постепенно, поэтапно. Первый этап социализации – это вхождение в социальную среду коллектива, второй этап – установление социальных связей и принятие ценностей коллектива, третий этап – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Как организовать вхождение в социальную среду детей «группы риска», как в среду дружественную?

Во-первых, вовлекать их во всевозможные конкурсы, праздники, концерты на уровне класса и школы и постараться раскрыть их таланты, дать этим детям убедиться в главном: «Мы тоже можем быть успешными». Необходимо выстроить с детьми тактичные и доверительные отношения, избегая резкой критики, отказываясь от роли авторитарного руководителя. Нужно заботиться о них и давать право на ошибку.

Социально незащищенные дети боятся выглядеть смешными, не такими как все, избегают общества успешных одноклассников, а тем более публичных выступлений. Педагогу нужно помнить, что это не только потенциальные правонарушители, но и обделенные вниманием родителей и педагогов дети, которые чувствует свою ущербность. Из-за ограниченности семейного бюджета они не могут посещать музыкальную или художественную школы, спортивную секцию и потому отчуждены от коллектива успешных сверстников. Возможно, поэтому они обидчивы, раздражительны, замкнуты, недоверчивы и даже озлоблены. При работе с такими детьми педагогу необходимо проявлять заботу о них чаще, чем о благополучных детях [1].

Во-вторых, учитель должен объяснить детям, что школьный театр – кружок бесплатный и потому доступный для всех. Условия приема добровольные, не требующие специальных знаний, умений, а контингент обучающихся разнообразен и по социальному статусу и по уровню обучаемости, и по интересам. В кружке есть разные дети, но объединяет их всех одно желание – самоутвердиться через творчество. Нужно организовать встречу кружковцев с учащимися «группы риска», приглашая их на репетиции, праздники, чтобы они заинтересовались и увлеклись театром и коллективным творчеством.

В-третьих, вовлечь социально незащищенных детей в кружок могут сами дети. Можно привлечь других педагогов и родителей, чтобы посодействовали в выборе кружка. Этот «агитационный этап» очень важен, так как учащиеся «группы риска» инертны и недоверчивы, но впоследствии увлекаются, как правило, не бросают кружок, потому что находят себе друзей и раскрывают свои таланты, чувствуют себя востребованными.

Первые занятия театрального кружка очень важны: дети должны почувствовать себя уютно и комфортно. Педагогу важно занять позицию друга, чтобы общение было доброжелательным и искренним, а затем познакомить юных театралов с правилами, традициями, достижениями и идеями кружка.

Таким образом, в качестве основных задач социализации на первом этапе выступают следующие: привитие навыков культурного общения и коллективного делового сотрудничества, приобретение социальных знаний о межличностном взаимодействии. Результатом социализации на этом этапе будет приобретение знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения человека в обществе, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Если основным инициатором социализации на первом этапе был педагог, то на втором этапе – коллектив. Основной задачей на втором этапе является формирование умений работать в команде. Результатом социализации будет позитивное отношение к ценностям группы. Участвуя в добрых делах, дети самостоятельно усваивают общечеловеческие ценности: что есть настоящая красота, почему нельзя предать друга, за что нужно ценить семью... И важен здесь не столько результат, сколько сам процесс освоения ценностей. Только в коллективных добрых делах, проживая на сцене жизненно важные роли, переживая за общий успех, ребенок может усвоить ценности.

Задачи третьего этапа – развитие умения управлять своим поведением в социокультурном пространстве, развитие умения определять социально важные проблемы и решать их коллективно. Результатом социализации на этом этапе будет получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Это шефская помощь в детском саду, проведение игр, конкурсов в летнем оздоровительном лагере.

При реализации социально значимых задач на данном этапе нужно организовать встречи учеников с социальной ситуацией как с проблемой, чтобы ученик не принял ее как учебную задачу. Позиция педагога при реализации задач третьего этапа не должна преобладать над позицией учеников. Социализация будет успешной, если сформирована практико-ориентированная среда, если ведется коллективное планирование и анализ дела [2].

Театр – искусство синтетическое, многомерное и коллективное. Спектакль – это результат коллективной работы актера, режиссера, костюмера. Сама театральная постановка располагает к сотрудничеству и сотворчеству, желанию добиться успеха. Коллективное обсуждение, а затем коллективное выполнение замысла и коллективный анализ – это и есть своеобразные приемы социализации. А актерский ансамбль? Он должен взаимодействовать так, чтобы создать на сцене единый художественный образ. Актер должен уметь взаимодействовать с другим актером, со зрителем, тонко улавливая их эмоциональное состояние.

Итак, целью школьного театра является создание условий для обретения опыта сотворчества, в котором переживаются социально-значимые ценности. Способствовать осмыслению духовных ценностей (первый уровень результатов воспитания) и подвигнуть на действия, дела (второй и третий уровни результатов воспитания), направляемые принятыми ребенком ценностями – это и есть цель работы театрального педагога. Театр в школе – это еще и мастерская профессиональных ориентаций. Актерские тренинги, импровизации, попытка написать собственные сценарии, стихотворчество, изготовление декораций, костюмов, подбор музыки к театральным постановкам – вот обычный перечень занятий юных театралов. Значит, театральный кружок – это мастерская ценностных и профессиональных ориентаций, являющийся мощным ресурсом в процессе успешной социализации школьников, а особенно детей «группы риска».

Список литературы:

1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д. // Сборник программ ОС «Школа 2100» (основная и старшая школа). – М., Баллас, 2008.

2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Курцева З.И. Программа духовно-нравственного развития и воспитания // Сборник программ ОС «Школа 2100» (основная и старшая школа). – М., Баллас, 2008.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение, 2009.

Рогачева Ю.Б. Создание социальной рекламы как модель пропаганды здорового образа жизни.

Анализ отечественного и зарубежного опыта комплексной профилактической работы в области аддиктивного поведения позволяет утверждать, что наиболее действенной является психосоциальная модель профилактики, которая основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. Эта модель подразумевает совместную деятельность специалистов образовательных учреждений, направленную на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению. В рамках данной модели используются такие формы превентивного образования как тренинги, ролевые игры, викторины, конкурсы рисунков и плакатов, интервью, конкурсы социальной рекламы [1], [2] [3] [4].