Государственные требования к воспитанию провозглашают одни образцы желательного поведения, а в жизни вознаграждаются совсем другие. Это явление объясняет Н. Пастуович: «Совершенно наивно думать, что в обществе, составленном из групп с конфликтующими интересами, политически доминирующая группа не попытается контролировать образование в попытке сохранить существующее разделение власти. Такая попытка будет более успешной, если она скрыта. И это делает «скрытую программу» универсальным феноменом [4, с. 410]. Само же понятие «скрытой программы» (hidden curriculum) было введено в обиход раньше Б. Снайдерсом для обозначения именно этого случая – провозглашены одни цели (ценности), фактически формируются и действуют другие.
В таких условиях воспитать личность, которая «будет правильно ориентироваться в быстро меняющейся политической и культурной жизни страны, разбираться в человеческих отношениях, справляться со своими личностными проблемами и прийти к личностно-социально-приемлемому самоутверждению» – задача и школы, и общества [1]. Сейчас часто можно слышать: «Прежде всего, должна школа…» Да, должна! Но, не может школа «наполнять душу», а общество – «выхолащивать» одновременно, причем обвинять в этом опять-таки школу. Какие взрослые, такие и дети. Наше общество совершенно? Тогда откуда взяться совершенной школе?
Исследуя ценностные ориентации школьников с 1995 года, когда слова «нравственность», «ценностные ориентиры» произносились часто в отрицательном контексте, школы пытались сохранить нравственные категории, которые являются содержанием в формировании самосознания, духовности, смысла жизни, умения определять жизненные цели, что очень важно для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте и, что является естественным барьером от незрелых зависимостей. Но есть период в жизни, когда проблема поиска смысла своего существования становится действительно ключевой, определяющей. Это период юности.
Опираясь на исследование к.п.н. А.В. Кирьяковой [1], мы выделяем ведущие группы ценностей:
1. Человек как ценность 4. Отечество как ценность
2. Жизнь как ценность 5. Труд как ценность
3. Познание как ценность 6. Красота как ценность
Это позволяет обозначить наиболее актуальные направления ориентационной деятельности школы, учитывая то, что ценностные ориентации зависят не только от внешних влияний, но и являются продуктом внутренних побуждений личности.
Дети нуждаются в авторитетных и любящих взрослых, которые способны влиять на них положительно и защищать в любых обстоятельствах, а значит, и формировать их нравственность. Жесткое давление на русское учительство в последние годы ставит безусловный барьер в воспитании. А ведь дети 1999 – 2010 годов на вопрос «Что тебя радует в настоящей жизни?», отвечают: «Человеческая доброта, хорошие взаимоотношения: интересные, бескорыстные, честные; спокойствие; справедливость; близкие люди; быть в ладу с самим собой и окружающими; люди, которые меня любят». Только 5 – 7% (в среднем за эти годы) ценят деньги, свободное времяпровождение, удовольствия («скрытая программа» с ее экономическими возможностями и массированными усилиями не может пока изменить потребности в добре. В массовом потребительстве «застревает» пока еще не много детей).
Человек и жизнь как ценности стабильно оцениваются детьми как приоритетные категории. Человек: 1999 г. – 75% высокий уровень предпочтений, 2009 г. – 89%. Жизнь: 1999 г. – 78% высокий уровень предпочтений, 2009 г. – 90%.
На вопрос «Если бы я мог, то изменил бы в окружающей жизни…» ребята каждый год отмечают людей, несущих зло, равнодушие, подлость, ложь во взаимоотношениях; нравственные устои; социальные изменения (государственные законы, экономический уровень жизни в России, социальное неравенство, бедность, богатство и т.д.).
Процент детей, думающих о будущем страны, с каждым годом приобретает осознанные и расширенные представления в мировоззренческих потребностях. Ничего не хотят менять 5 – 8% учащихся. Из них некоторые довольны жизнью по разным причинам, некоторые считают, что ничего уже не изменишь. Объем высказываний по этим темам говорит о высоком уровне общественной ответственности, которую старшеклассники готовы признать за каждым человеком. Ответы об изменении мира приобретают качественные и количественные значимые предпочтения, даже если они представлены в романтизированной форме, что естественно и желательно для данной возрастной категории учащихся. Наблюдается тенденция активной позиции, даже если пока нет возможности ее проявить.
В вопросе о смысле жизни ребята дают разнообразные ориентиры. Ответы «жить и радоваться жизни, просто жить» сочетаются с «приносить пользу себе и людям», «служить Родине», «создать семью». 31% – высказывания о смысле жизни со зрелым анализом и убеждениями и только 3% характеристик имеют «не возвышенный» смысл – «умереть», «не умереть от голода», «стать богатым». Экзистенциальные ответы (56%) сочетаются с жизненными бытовыми проблемами 40%. И только 4% детей дали ответы эгоистические и даже циничные (проанализировав эти анкеты, можно угадать браваду и нежелание задумываться над этими вопросами, попытку «закрыться» от всех). В контексте содержания всех ответов, данные предпочтения не являются потребительскими. Скорее это стремление молодых навстречу миру, где все предназначено для радости и счастья. Возможно они не очень зрелые, зато их детская иллюзия говорит о наивности и чистоте. 8% ответов вызывают тревогу (жить в свое удовольствие, зарабатывать деньги, существовать, убивать друг друга). В высказывании «Я живу, чтобы…» 7% ответили: «получать от жизни удовольствия». 90% ответов говорят о продуманных жизненных планах, пусть еще не очень совершенных, но с надеждой и верой в свои возможности.
Вообще содержание ответов дает основание предположить (что подтверждается результатами наблюдений), что психологическое здоровье, в основу которого входят любознательность, трудолюбие, миролюбие, человеколюбие, достаточно крепко усваивается генетической памятью человека, даже несмотря на «потребительские эталоны» поведения в обществе.
Ценность познания учащиеся отмечают как важную значимую для себя категорию. На протяжении этих лет ребята стабильно выбирают данную ценность, высокие приоритетные критерии в своем миропонимании (80% детей – высокий уровень, 20% – средний уровень).
Проблемной зоной является категория «Отечество». В 1999 году 28% учащихся отметили высокий уровень значимости понятия «Родина». 38% – средний уровень, 39% – низкий уровень. Было больно читать высказывания некоторых детей. В этот период значение Великой Отечественной войны в жизни нашей страны принижалось. Акценты героизма были смещены. После прихода В.В. Путина, вернувшего уважение к фронтовикам, в школах гражданско-патриотическое направление стало более эффективно в воспитании. Ученики выпуска 2007 года отмечают категорию «Отечество»: 54% – высокий уровень, 29% – средний, 17% – низкий. Анализируя высказывания учащихся, только 5% дают ответ: «Она мне не нужна» (в середине 90-х годов ХХ века такие ответы были не редкостью). Остальные ребята имеют расширенные характеристики и представления: «как родной дом, где безопасно, есть поддержка; это твое место в мире» – 22%; «ощущать свои корни» – 6%; «быть полезным для нее и исполнить свой долг» – 11%; «продолжить род» – 10%. Таким образом, 49% детей имеют достаточно глубинные представления о своей связи с Родиной. Ответы: «Любить, уважать, защищать ее, гордиться ею и верить в нее» – 40%. У выпускников 2010 года эти ответы достигают уже 60%.
Категория «Труд» остается проблемной, хотя в последние годы становится более значимой и осознается учащимися как необходимость и важность. Но содержание этой необходимости заставляет задуматься. Здесь побеждает «ценность» – деньги. Пока в лексиконе нашей экономики будут присутствовать такие слова, как «рейдерские захваты», «легкие деньги», а учителя и врачи будут называться немного надоевшим словом «бюджетники», воспитание трудолюбия будет носить некий двойной стандарт. Причем, учителю здесь уготована неубедительная роль.
В воспитании учащихся школа прилагает неимоверные усилия, чтобы сохранить нравственные качества детей и для этого нуждается в поддержке государственных структур и общественных организаций. Совместные усилия учителей и родителей, даже при задержке новых технологий в воспитании, позволят реализовать нашим детям все духовные устремления, надежды и быть в этом мире счастливыми.
Список литературы:
1. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. – Ленинград, 1991.
2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3 – 10.
3. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. – 1991. – № 3. – С. 51 – 56.
4. Пастуович Н. Problems of reforming educational systems in postcommunist countries // International review of education. V.39. 1993 № 5 Р. 410 – М.: «Дрофа», 1995. – № 3.
Шпехт В. Мобильная работа с молодежью как основа социальной профилактики: развитие функциональных эквивалентов.
Цель мобильной работы с молодежью состоит в развитии и создании нового пространства обучения для детей и молодежи, условия жизни которых можно назвать сложными, в совместной деятельности с ними. Это касается детей и молодых людей, которых общество выделило в особую группу. Такое пространство обучения должно стать для молодежи функциональным эквивалентом опасных ситуаций и представить альтернативу их повседневных действий, мешающих им развиваться и стать личностью, ответственной за свои поступки.