Иные признаки должны быть использованы для отграничения договора поставки от смежных договоров - мены, подряда. Вопрос об определении природы договора часто возникает в случаях, когда в договор включены условия о передаче поставщику покупателем материалов, сырья, комплектующих изделий. Такие условия могут содержаться как в договоре поставки, так и в договоре подряда, в основном в так называемом договоре переработки давальческого сырья[8].
Судебная практика при разграничении таких договоров учитывает прежде всего основное содержание обязанностей. Договор, содержанием которого является выполнение работ по заданию заказчика из его материалов, квалифицируется обычно как договор переработки давальческого сырья, т.е. договор подряда[9]. Может быть использован и иной критерий - количество передаваемых покупателем материалов. Если покупатель передает большую часть материалов, необходимых для изготовления товаров, договор может рассматриваться как подрядный[10].
В договор поставки нередко включают условия о предоставлении услуг или выполнении работ. Например, в договор поставки электроэнергии или газа включаются условия о передаче электроэнергии по электросетям и газа по трубопроводам; в договор, заключаемый изготовителем с фирменным магазином, наряду с условиями о поставке товаров включаются условия о формировании и изучении спроса на них. В договор поставки сложного оборудования включаются условия о шефмонтаже. Такие договоры следует признавать смешанными, и на основании п. 3 ст. 421 ГК к отношениям сторон должны применяться как нормы о договоре поставки, так и нормы о договоре на оказание услуг или иных договорах.
Основным правовым источником для договора поставки служат нормы гл. 30 ГК. Договор поставки как вид договора купли-продажи подчиняется общим положениям о купле-продаже, включенным в § 1 гл. 30 ГК. Вместе с тем договор поставки регулируется нормами § 3 той же главы. Поэтому при применении норм ГК необходимо прежде всего учитывать установленное Кодексом соотношение упомянутых норм.
В этой связи можно выделить три вида норм, включенных в § 3 гл. 30 ГК: а) нормы, регулирующие отношения по договору поставки иначе, чем нормы общих положений; б) нормы, дополняющие или частично изменяющие правила, установленные этими положениями; в) нормы о договоре поставки, отсутствующие и в общих положениях о купле-продаже, и параграфах гл. 30 о других видах купли-продажи, но имеющие общее значение. К первому из упомянутых видов норм относятся нормы, которые принято называть специальными. В соответствии с общей доктриной они имеют приоритет по отношению к общим нормам. Таких норм немного, это ст. 511, 512, 517, 518, 519, 521 ГК. Они применимы только к договору поставки.
Иначе применяются нормы, дополняющие общие нормы о купле-продаже. В таких нормах иногда употребляются другие термины, что не препятствует их применению наряду с общими нормами о договоре купли-продажи. Так, ст. 510 ГК называется "Доставка товаров" и определяет порядок исполнения договора поставки. Согласно этой норме товар может доставляться поставщиком путем передачи для доставки органам транспорта либо покупатель может по условиям договора получить товар в месте нахождения поставщика. К последнему способу исполнения в § 3 гл. 30 применен термин "выборка". В общие положения гл. 30 ГК включена статья под названием "Момент исполнения обязанности продавца передать товар" (ст. 458), в которой предусмотрены три, а не два способа передачи, а также определен момент исполнения. Вряд ли можно говорить о соотношении упомянутых норм как общих и специальных. Правила, включенные как в ст. 458 ГК, так и в ст. 510 ГК, применяются к договору поставки одновременно, в совокупности, несмотря на определенные различия в терминологии и содержании норм. Статья 510 может рассматриваться как норма, дополняющая и детализирующая ст. 458.
Статья 483 ГК предусматривает как общее правило обязанность покупателя известить продавца о несоответствии исполнения договора его условиям в срок, установленный договором, или в разумный срок и определяет последствия нарушения такой обязанности. Эта новая для законодательства о купле-продаже норма детализирована и дополнена применительно к договору поставки в ст. 513 Кодекса "Принятие товаров покупателем". Статья 513 ГК включает правило, согласно которому покупатель обязан уведомить поставщика о выявленных недостатках товаров и о недостаче незамедлительно в письменной форме. Последствия нарушения этой обязанности в статье не оговорены, поэтому неуведомление покупателем продавца влечет последствия, установленные ст. 483 ГК.
В качестве новых для договора поставки норм можно назвать правила, предусмотренные ст. 520, 522, 524 ГК. Статья 520 при невыполнении поставщиком обязанности в обусловленный срок передать товар, заменить недоброкачественный товар доброкачественным, доукомплектовать товар предоставляет покупателю право приобрести товары у других лиц, отнеся расходы на поставщика. Статья 522 устанавливает порядок погашения однородных обязательств по нескольким договорам поставки, а ст. 524 определяет порядок взыскания убытков при расторжении договора по вине одной из сторон. Эти нормы, сформулированные применительно к договору поставки, имеют значение и для собственно договора купли-продажи, и для отдельных его видов. Поэтому следует присоединиться к высказанному М.Г. Розенбергом мнению, согласно которому при отсутствии общих норм в § 1 гл. 30 ГК возможно применение указанных норм к сходным отношениям по другим видам договора купли-продажи по аналогии закона, используя ст. 6 ГК[11].
Значение общих положений гл. 30 ГК особенно велико именно для договора поставки. В § 3 гл. 30 отсутствуют нормы о таких важных условиях этого договора, как количество и ассортимент, качество и комплектность, цена, расчеты и др. Эти условия определяются нормами § 1 гл. 30 ГК "Общие положения о купле-продаже". Такое соотношение норм обусловлено тем, что юридические различия договора поставки и собственно договора купли-продажи не столь велики.
Наряду с нормами гл. 30 ГК к договору поставки применяются другие законы РФ, а также постановления Правительства РФ, регулирующие отношения по поставкам. Нормы о поставках продовольственных товаров включены в Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства"[12]. К договору поставки газа для производственных нужд применяются Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162[13].
Существенное значение для договора поставки имеет применение деловых обычаев и деловых обыкновений. С 1988 г. перестали действовать особые условия поставки отдельных видов товаров, однако при заключении и исполнении договоров поставки возможно их применение в качестве деловых обычаев.
Таким образом, иерархия норм о поставках такова, что при заключении и исполнении договора поставки прежде всего применяются нормы, включенные в § 3 гл. 30 ГК, затем нормы законов и иных правовых актов о поставках, а при отсутствии соответствующих норм в § 3 гл. 30 ГК - нормы общих положений о купле-продаже, включенные в § 1 гл. 30. При заключении и исполнении договора поставки кроме § 1 и 3 гл. 30 используются общие положения ГК о договоре, обязательствах и сделках.
Глава 2. Стороны договора поставки
2.1. Права и обязанности сторон договора поставки
Стороны договора - лица, ведущие предпринимательскую деятельность, т.е. согласно ст.2 ГК коммерческие организации либо граждане - индивидуальные предприниматели. Некоммерческие организации также могут, согласно ст.50 ГК, осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их уставным целям и необходимую для их достижения. Следовательно, такого рода организация тоже может выступать в качестве поставщика либо покупателя, хотя это и нетипичная ситуация.
Покупателем может выступать и государство. В этом случае оформляется государственный контракт на поставку для государственных нужд.
Статья 509 ГК РФ содержит в себе указание на сложную структуру правовых связей по договору поставки. Это возможно в тех случаях, когда на стороне поставщика выступает получатель, которому как раз и необходим соответствующий товар и в экономических интересах которого действует покупатель. Такая же ситуация возможна в тех случаях, когда покупатель является организатором товарооборота в отношении ряда получателей.
В любом случае получатель не состоит в договорных отношениях с поставщиком. В отношении покупателя и получателя могут быть самые разнообразные права и обязанности, возникающие из оснований, лежащих за пределами договора поставки.
Данная норма требует, чтобы получатель был указан в договоре поставки. Но по складывающейся арбитражной практике такая структура договорных связей не обязательно должна фиксироваться в договоре. ВАС РФ счел не соответствующими закону решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции, которые отказали в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что договор не содержит условий, определяющих возможность его исполнения не стороне по договору, а третьему лицу. Хотя договор на поставку нефтепродуктов, заключенный АОЗТ "Нефть Транзит Трейдинг" и компанией "Центр-Славия", не предусматривал поставки третьему лицу, реально поставка осуществлялась на основании заявок, графика и спецификации в адрес АО "Молибден", которое рассчитывалось с компанией ферромолибденом. Так как компания не оплатила своевременно отгруженную продукцию поставщику, он обратился в суд, который отказал в удовлетворении иска. ВАС РФ решение отменил и направил дело на новое рассмотрение. При этом в качестве доказательств, подтверждающих сложную структуру связей, были рассмотрены материалы, свидетельствующие о получении отгруженной продукции, заявка, подписанная представителем ответчика об отгрузке нефтепродуктов в адрес третьего лица, признание ответчиком задолженности, его встречные предложения различной продукции, погашение задолженности истца по налогам и пр[14].