Обязанность восполнения недопоставленного количества товаров сохраняется в отношении каждого получателя, если покупатель направил отгрузочную разнарядку, предусматривающую поставку товаров ряду получателей. В соответствии с п. 2 ст. 511 ГК последствия недопоставки наступают независимо от соблюдения поставщиком условия договора о количестве подлежащих поставке товаров, если товары переданы одному получателю в большем количестве, чем предусмотрено разнарядкой. Такая поставка не учитывается, если другому (другим) получателю поставлены товары в меньшем, чем указано в разнарядке, количестве.
Обязанность поставщика восполнить недопоставленное количество товаров не возникает, когда покупатель воспользовался правом отказа от принятия товаров, поставка которых просрочена, и уведомил об этом поставщика.
Если договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем, то в соответствии со ст. 510 ГК она должна производиться после извещения поставщика о готовности товаров. При несообщении поставщиком покупателю о готовности товаров к передаче в течение периода поставки либо при отсутствии в месте передачи товаров, соответствующих условиям договора, наступают последствия недопоставки и просрочки поставки, предусмотренные ст. 511 ГК, т.е. покупатель вправе потребовать ту часть товаров, которая должна была быть предоставлена в его распоряжение в соответствующий период.
На наш взгляд, следует особо отметить следующее. Статья 8 ГК определяет, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В первой части данной статьи дается перечень таких оснований, который является открытым и подлежит расширительному толкованию. Так, в п.9 ч.1 ст.8 ГК говорится, что гражданские права и обязанности возникают вследствие иных действий граждан и юридических лиц[22].
Проанализируем несколько дел, рассмотренных Арбитражным судом Республики Башкортостан. Государственное унитарное предприятие "Хлебокомбинат" обратилось в Арбитражный суд к дочернему предприятию одной из фирм по оптовой продаже товаров народного потребления с иском о взыскании задолженности за отгруженную хлебобулочную продукцию. Но в связи с тем что ответчик находился в процессе ликвидации, истец заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика учредителя дочернего предприятия. Основание - учредитель принял решение о ликвидации своего дочернего предприятия в нарушение Устава, без согласия трудового коллектива дочернего предприятия, и причиной неисполнения обязательств по оплате за поставленную продукцию являются противоправные указания основного общества. Следовательно, в порядке ст.105 ГК ответственность за неисполнение обязательств дочерним обществом должно нести основное общество в субсидиарном порядке. Иск к дочернему предприятию о взыскании задолженности за поставленную продукцию удовлетворен полностью на основании ст.ст. 309, 314 ГК, а в части привлечения в субсидиарном порядке учредителя было отказано, поскольку истец не представил необходимых доказательств[23].
Пункт 4 ч.1 ст.8 ГК установил, что гражданские права и обязанности (следовательно, и обязательства по поставке) возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. На основе таких актов, называемых решениями по преобразовательным искам, устанавливаются, изменяются или прекращаются ранее существовавшие гражданские правоотношения. Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером.
Истец (то же самое государственное унитарное предприятие "Хлебокомбинат") обратился с иском к ООО в Арбитражный суд Республики Башкортостан о взыскании задолженности за поставленную продукцию. Но договор о поставке не представил в связи с тем, что он не был заключен. Суд признал счета, накладные, акцептованные покупателем платежные требования поставщика, находившиеся в картотеке покупателя, доказательством заключения договора на основании ст.433 ГК. При рассмотрении дела выяснилось, что у ответчика недостаточно денежных средств для удовлетворения требований истца. Поэтому стороны заявили ходатайство о прекращении производства по делу в связи с заключением сторонами мирового соглашения, согласно которому ответчик погашает задолженность путем передачи здания, принадлежащего ему на праве собственности. Но так как стоимость здания превышает сумму долга, то в соответствии с п.2 мирового соглашения истец погашает разницу продукцией, вырабатываемой на хлебокомбинате. Таким образом, в данном деле сложились два договора поставки, хотя заключены они были не совсем стандартно. Первый заключен путем совершения сторонами "конклюдентных действий", т.е. совершения лицом, получившим оферту, действий по выполнению условий договора, что считается акцептом. Второй договор - мировое соглашение - утвержден судебным актом в виде определения Арбитражного суда. Значит, неисполнение договорных обязательств, вытекающих из данного соглашения, вполне закономерно может расцениваться как неисполнение судебного акта, со всеми вытекающими из этого последствиями[24].
2.2. Ответственность сторон по договору поставки
Принцип надлежащего исполнения обязательств признается одним из основных принципов договорного права. Своевременная поставка товаров надлежащего качества в количестве и ассортименте, предусмотренных договором поставки, и своевременная их оплата в то же время являются необходимыми условиями успешного развития экономики, рыночных отношений. Именно поэтому в ГК подробно определены негативные последствия нарушения каждой из сторон своих обязательств, предусмотрены средства обеспечения реального исполнения договора и соблюдения прав и интересов стороны договора, добросовестно исполнившей обязательства. В соответствии с общими нормами обязательственного права (ст. 15, 393 ГК) каждая из сторон вправе требовать от другой стороны возмещения убытков, причиненных нарушением обязательств. Однако важное значение имеют и иные последствия, наступающие при нарушении договора: обязанность устранения нарушений, право одностороннего отказа от исполнения договора, уплата неустойки (штрафа, пени) и др.
Рассмотрим основные моменты наступления ответственности сторон по договору поставки.
Последствия нарушения поставщиком условий договора о количестве и сроках поставки предусмотрены ст. 511 ГК. Согласно этой норме поставщик обязан реально выполнить договор, т.е. восполнить в натуре недопоставленное количество. Однако нарушение срока поставки (просрочка поставки) также может служить основанием для одностороннего отказа покупателя от принятия товаров, поставка которых просрочена. Другой случай нарушения поставщиком условий о сроке поставки - досрочная поставка без согласия покупателя - дает ему право отказаться от оплаты и принятия товаров, переданных досрочно (п. 3 ст. 508 ГК). Принятые же покупателем досрочно поставленные товары засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.
Аналогичное нарушение условий договора о сроках и количестве покупателем, т.е. невыборка им товаров, вызывает иные последствия. Невыборка товаров покупателем (получателем) в установленные договором сроки и в количестве дает поставщику согласно ст. 515 ГК право либо отказаться от исполнения договора в части поставки невыбранных товаров, либо предъявить к покупателю требование об их оплате. Несообщение же поставщиком покупателю о готовности товаров к передаче рассматривается в судебной практике как просрочка поставки со всеми вытекающими последствиями, т.е. покупатель вправе либо потребовать передачи товаров (восполнения недопоставленных товаров), либо отказаться от принятия товаров[25].
Последствия нарушения поставщиком обязательств по поставке товаров в согласованном ассортименте предусмотрены п. 2 ст. 512 ГК. Нарушение условий договора об ассортименте товаров заключается в поставке товаров отдельных наименований в меньшем (недопоставка) или большем (перепоставка), чем предусматривалось договором, количестве. При недопоставке товаров одного наименования, входящего в ассортимент, покупатель вправе требовать восполнения недопоставки в следующем периоде независимо от того, отказался он или нет от товаров, поставленных с нарушением установленного договором ассортимента. Количество товаров одного ассортимента может быть зачтено в покрытие недопоставки товаров другого ассортимента лишь с согласия покупателя[26].
Последствия поставки товаров ненадлежащего качества предусмотрены ст. 475 ГК. В соответствии с этой статьей покупатель в зависимости от характера недостатков вправе предъявить поставщику ряд требований. При обнаружении существенных недостатков, предусмотренных п. 2 ст. 475, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы либо потребовать замены товара. В случае выявления иных недостатков покупателю предоставлено право либо потребовать от поставщика соразмерного уменьшения цены, либо безвозмездного устранения недостатков, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков. Однако ст. 518 ГК исключает применение упомянутых последствий передачи покупателю товаров ненадлежащего качества в случае, когда поставщик без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, т.е. осуществит замену в такой короткий срок, который возможен при обязательствах конкретного случая. Этот срок исчисляется с момента получения уведомления (извещения) покупателя (получателя) о недостатках товаров, направленного в соответствии со ст. 483 и 513 ГК. При этом поставщику предоставлено право осуществить замену товаров без согласия покупателя.