Для Китая наступило время, когда на смену ручному труду и «кустарному производству» пришло использование новых и высоких технологий, создание качественных товаров, не уступающих западным.
На сегодняшний день в Китае насчитывается не один десяток техноцентров, например, в пригороде Пекина – известный и отнюдь не образцово-показательный центр компании CapitalBio. А ведь эта компания совсем молодая и начинала она с нуля, теперь же из 400 сотрудников центра 30% – это профессура и выпускники европейских и американских университетов. Продукция этой фирмы, например, сканеры для анализа вирусов, востребованна и в Европе и в США.
Высокие темпы инновационного развития вызывают не только восторг, но и большую озабоченность у США и в Европе. По мнению исследовательского комиссара ЕС Янеца Петокника, через 5 лет доля расходов на исследовательские программы в общем объеме ВНП в Китае будет гораздо выше, чем в ЕС. Среднегодовые темпы роста расходов на науку уже измеряются двузначным числом. «Если такая тенденция сохранится», - говорит Петокник, - «то в ближайшее время в технологическом плане Китай может оставить Европу далеко позади себя».
В Китае многое идет очень быстро. С примерно 380 млн. пользователей Китай является уже теперь самым большим рынком карманных компьютеров. В Китае уже почти как два года действует магистральная сеть, работающая по Интернет-протоколу нового поколения – IPv6. Китайская образовательная и исследовательская сеть CERNET2 (China Education and Research Network) к настоящему моменту объединила 35 университетов в 30 городах, став крупнейшей в мире в своем классе. Это было решением проблемы дефицита адресного пространства. Теперь есть возможности выделить отдельный IP-адрес не только каждому китайцу, но и любому жителю Земли. Скорость в новой сети достигает 40 ГБ/с, что в 4-20 раз больше среднего показателя для существующих сетей в мире. Причем оборудование для сети было произведено в КНР уже упоминавшимися национальными компаниями Huawei Technologies и Tsinghua Bit-Way.
На рынке производителей персональных компьютеров в Китае также лидируют национальные компании. Первая среди них – Lenovo Group, которой принадлежат 34,5% объема продаж, а если учитывать сравнительно недавнее приобретение бизнеса IBM, доля компании на рынке составляет 40%. Второе и третье места занимают Founder с долей в 10,4%, и Tongfang, который располагает 6,2% рынка. И только четвертое и пятое места принадлежат иностранным производителям – американский Dell, - 5,8% и HP,- 3,2%.
Реформирование и стимулирование системы образования дает ежегодно 450 000 инженеров, которые по своим навыкам и качеству не хуже иностранных, а стоимость значительно ниже. Это не странно, так как китайские университеты тесно сотрудничают с иностранными, среди преподавательского состава китайских университетов много профессоров из стран Европы и США.
«Финансовая система Китая не отвечает потребностям финансирования частного сектора, в особенности малых и средних предприятий, - считают в ОЭСР. – Рынок капитала слабо развит, что создает сложности для малых и средних предприятий в получении кредитов, поскольку банки отдают предпочтение крупным компаниям, в особенности государственным».
Старая финансовая система, действительно оказалась неэффективной, поэтому в 2007 году была учреждена отраслевая ассоциация, которая в свою очередь должна была взять на себя часть полномочий Народного банка Китая. По мнению директора Национального банка Китая это должно решить вопрос медленного внедрения новых финансовых инструментов и торможения реформ. Одним из наиболее важных опасений является то, что недостаток финансовых инструментов для хеджирования рисков неблагоприятно скажется на возможностях китайских банков.
В докладе директора Национального банка Китая Чжоу Сяочуань от 3 сентября 2007 года сказано, что банк откажется от некоторых своих полномочий, которые возьмет на себя специально созданная ассоциация. В эту Национальную ассоциацию институциональных инвесторов вошли все учреждения, являющиеся участникам межбанковского рынка. Теперь эта ассоциация будет принимать решения по поводу внедрения новых финансовых инструментов. «С этого момента не будет требоваться разрешения или надзора правительства» – сказал Чжоу. Таким образом, была реконструирована финансовая система, сняты административные барьеры и ограничения, которые мешали повышению эффективности финансовой системы.
Новую созданную ассоциацию возглавляет Ли Лихуэй, президент Bank of China, а за Национальным банком Китая остается функция надзора за деятельностью ассоциации.
До этого момента Национальный банк Китая был контроллером внедрения новых финансовых продуктов коммерческими китайскими банками, в силу этого многие запущенные инструменты попросту были неэффективны и не нужными. Но теперь в силу либерализации финансовой системы новые финансовые инструменты вводятся по мере необходимости, а не в директивном порядке.
Подъем экономики Китая во многом обусловлен тем, что рынок капитала стал достаточно эффективным механизмом для помещения средств в перспективные компании. Во всем цивилизованном мире таким образом поддерживается конкуренция и формируются новые отрасли. Реальные процентные ставки в Китае ниже, чем в большинстве экономически развитых стран. Подчиняясь здравому смыслу, правительство Китая проводит политику искусственного замедления слишком быстрого роста национальной экономики, вводя ограничения на кредитование и инвестиции. Повышение процентной ставки китайским Центробанком стало ключевым моментом в переходе от административных к рыночным методам регулирования в Китае.
Коммерциализация процентных ставок способствовала укреплению косвенного регулирования и контроля за финансами в Китае, а также совершенствованию механизма самостоятельного хозяйствования финансовых организаций и повышения их конкурентоспособности.
Технологические парки
Для того, чтобы преодолеть сильное научно-технологическое отставание от развитых стран Китай в 1982 году была принята программа инноваций в социально-экономической сфере, основой которой стало строительство технопарков.
К 1985 году, после пяти лет крутого роста, обрабатывающая промышленность Шэньчженя прекратила свое развитие. Правительство увидело, что наступил момент для использования науки и технологии в качестве главного инструмента укрепления и дальнейшего развития экономики. Но для этого совершенно необходимо наличие высококвалифицированной рабочей силы. Одним из лучших решений проблемы оказалась концепция научного парка.
Начало данной практики положило строительство научно-промышленного парка Шэньчженя в 1985 году. Данный проект был осуществлен при непосредственной поддержке местного университета и всех научных центров страны.
Особенностями создания данного технопарка явилось то, что для его строительства не было необходимой инфраструктуры, сферы услуг для поддержки инновационной деятельности, адекватных источников венчурного капитала и высокообразованной рабочей силы.
Несмотря на все недостатки, которыми обладала территория Шэньдженя, именно она была выбрана для строительства технопарка, в силу благоприятных условий для бизнеса специальной экономической зоны с ее завидными политическим условиями.
Но, несмотря на все эти противоречия и мнение критиков, технопарку Шэньчженя удалось поразить всех своими результатами. Таким образом, к 1991 году в сфере коммерциализации результатов научных исследований научный парк превратился в одну из ведущих национальных организаций и был аккредитован Госсоветом КНР в качестве одной из национальных зон развития высоких технологий.
Основываясь на мировой практике создания технологически парков, одним из основных критериев выбора места размещения парка является наличие поблизости от него университета. Но технопарк Шэньдженя отличается тем, что не имел поблизости сколько-нибудь заметного исследовательского университета. Местный университет был открыт лишь в 1984 году и не мог в полной мере обеспечить нужды данного проекта.
Однако Академия наук Китая один из учредителей научного парка и сильнейших центр научно-технической мощи страны, располагающий более 100 региональными отделениями пообещала оказать парку мощную технологическую поддержку. Были также разработаны программы укрепления связей с университетами и научными организациями внутренних районов Китая
Основной причиной размещения первого технологического парка Китая в Шэньджене состояла в географической близости последнего к Гонгконгу, который служил источником информации, критически важной для выживания промышленных предприятий и прогресса технологических инноваций.
Услуги поддержки
Большинство организаторов научных парков полагают само собой разумеющимся, что научные парки следует располагать там, где уже имеются услуги поддержки инновационной деятельности. Семь лет назад Шэньчжень был всего лишь экспериментальной промышленной зоной, в которой крепкие руки ценились выше умной головы. В Шэньчжене практически отсутствовала сфера услуг, а большая часть местной продукции вывозилась за его пределы. Но в данном случае предполагалось, что услуги поддержки возникнут через несколько лет, в ходе реализации промышленной политики местных органов власти и управления.
Венчурный капитал
Одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о создании парка является наличие венчурного капитала. В развитых странах профессиональные венчурные капиталисты существуют вот уже несколько десятилетий, но для Китая венчурный капитал все еще чуждое явление. Централизованная экономика, которая превалировала семь лет назад, оставляла мало шансов на возникновение индустрии венчурного капитала, хотя существовал избыток финансовых средств из-за дефицита инвестиционных возможностей. Оставалось надеяться на быстрое развитие Специальной зоны Шэньчженя, рост ее авторитета и богатства, что способствовало бы привлечению капиталов из внутренних районов Китая и из-за рубежа. Лишь немногие научно-технические организации, финансируемые из государственного бюджета могли быть на деле использованы в качестве “заменителей” источников венчурного капитала.