Анализ современной ситуации по данной проблеме представлен в развернутом виде в разделе «Концептуальные вопросы ДО в СНГ и Балтии» «Российского общеобразовательного портала». В преамбуле к материалам этого раздела отмечается, что современное развитие информационных и коммуникационных технологий, снимая проблему расстояний, создало человечеству реальную возможность не только находиться в курсе мировых событий в режиме реального времени, но и в значительной степени влиять на них.
Выживание государств, устойчивое наступательное развитие в условиях глобализации во многом зависит от сохранения существующих взаимосвязей между народами и, в первую очередь, тех, история сотрудничества которых насчитывает столетия. Сегодня необходимость этого понимают большинство руководителей стран, составляющих постсоветское пространство.
Решение этой задачи в области образования, обеспечение органичного вхождения стран, входящих в Содружества Независимых Государств в европейское и мировое образовательное сообщество призван решить Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, важнейшим направлением деятельности которого является формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества, и его составной частью является развитие системы дистанционного образования на территории наших государств.
Открытое образование становится одной из сторон общей глобализации мира, которое проявляется во многих измерениях: глобальная экономика, радикальные технологические изменения, политическая глобализация, глобализация культуры, глобализация идей и образования. Транснациональное образование, отражая тенденции развития глобального рынка с ярко выраженным экстерриториальным спросом на квалифицированную рабочую силу, интегрируется с международной политикой правительств и крупного бизнеса, объективно предполагает появление международного документа на соответствие квалификаций.
Примеры распространения подобного вида образования многочисленны: on-line и off-line Интернет-обучение; кампусы, открываемые вузом в другой стране для обучения иностранных студентов по своим учебным программам; лицензионные образовательные программы, переданные провайдеру на реализацию в другой стране; частичный зачет программ, изученных в вузе другой страны; вузы-побратимы по проведению совместных программ; корпоративные программы с зачетными единицами, получаемыми в вузах, невзирая на государственные границы. При этом информационные и телекоммуникационные технологии лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Все это открывает возможность предложения всем и в любое время программ высшего образования ведущих университетов на любом расстоянии, конкурируя с множеством национально-расположенных вузов.
Открытое образование рассматривается как образовательная политика: обеспечение гибкого доступа к образованию, которое строится с учетом географических, социальных и временных ограничений конкретных обучающихся, а не образовательных учреждений, трактуется как гибкая форма обучения, что позволяет ей стать более доступной для студентов (по сравнению с традиционными формами)
ДО строится на дистанционных образовательных технологиях (ДОТ), с помощью которых учащийся, находящийся на значительном расстоянии от автора учебных материалов, получает возможность учиться в удобное для него время, в удобном месте и без непосредственного контакта с преподавателем. Таким образом, дистанционное обучение является специфической формой приобретения знаний в современных условиях тотальной информатизации, наиболее эффективной формой открытого образования. Рассматривая сущность дистанционного образования с этой точки зрения можно снять противоречия, существующие в нормативном определении ДО в странах СНГ. С одной стороны это сумма педагогических и информационных технологий, применимых к любой форме получения образования (Россия), с другой – новая форма получения образования наряду с очной, заочной, очно-заочной и т.п. (Казахстан, Украина, Узбекистан, Молдова).
В целом в странах СНГ и Балтии существует противоречие между острой необходимостью в ускорении развития системы дистанционного образования и недостаточным числом специалистов для ее развития; отсутствии учебных организаций (вузов, в первую очередь), которые бы занимались комплексной подготовкой специалистов для системы дистанционного образования. Это подтверждается и результатами различных опросов, в том числе одного из них, проведенного на портале «Русский язык для всех»[2].
Сравнительное изучение законодательства стран СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан) в области организации и деятельности системы образовательных учреждений, гражданского законодательства, регулирующего их правовое положение, а также нормативно-правовых актов в области международного сотрудничества в образовательной сфере, позволило придти к выводу о предпочтительности ассоциативной модели развития данного сотрудничества в области осуществления дистанционного образования. Проведенные исследования положены в основу развития сотрудничества с образовательными учреждениями стран СНГ по разработке совместных образовательных программ и созданию структур распределенного дистанционного обучения. Результаты работ размещены на сервере Института дистанционного образования Томского государственного университета[3].
Как было отмечено ранее, в течение последних десяти лет в государствах СНГ и Балтии последовательно сокращается образование на русском языке, сокращается общая численность учащихся в школах и классах с русским языком обучения, с каждым годом становится все труднее получить образование на русском языке, учебные программы зарубежных школ с каждым годом все больше отличаются от учебных программ российской школы. Все эти факторы не позволяют выпускникам из семей соотечественников получить среднее образование в соответствие с российским образовательным стандартом и подготовится к поступлению в российские вузы, в то время как большинство из них стремится продолжить свое образование в России. Получение соотечественниками общего образования в соответствии с российскими образовательными стандартами осуществляется различными способами. Наиболее эффективным из них является использование современных информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения.
С 2002 года в Москве в рамках «Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы» осуществляется Программа Мэра Москвы «Московский аттестат» для детей соотечественников из стран СНГ и Прибалтики. Цель Программы — предоставить возможность соотечественникам ученикам русских школ за пределами Российской Федерации дистанционно обучаться в московской школе с помощью интернета и подготовиться к сдаче экзаменов для получения российского аттестата государственного образца. Разработка проекта дистанционного обучения осуществлялась некоммерческим образовательным учреждением «Открытая русская школа», созданной с участием Центра образования №548 «Царицыно» г Москвы, при методической поддержке Московского института открытого образования. На основе учебно-методических материалов по предметам выпускного класса российской общеобразовательной средней школы создан интерактивный интернет-ресурс www.ymk.ru[4].
14 мая 2003 года в Москве состоялось XIII заседание Совета по сотрудничеству в области образования стран СНГ с участием министров образования России, Армении, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, на котором был одобрен проект Концепции развития единой системы дистанционного образования на территории стран СНГ. Совет одобрил проект соглашения о взаимном признании эквивалентности документов о среднем образовании, начальном и среднем профессиональном образовании, а также проект соглашения о сотрудничестве в области повышения квалификации и переподготовки кадров в государствах Содружества. Концепция предусматривает, что дипломы студентов, обучавшихся дистанционно, признаются наравне с дипломами, полученными по очной или заочной форме. Это даст мощный импульс развитию интерактивной формы образования. В рамках центра сравнительной педагогики в 1992 году была создана и успешно действует Группа изучения развития образования в странах СНГ.
В 1993 году научной коллектив группы в составе признанных специалистов в области ДО В.А. Мясникова, В.Д. Путилина, М.И. Мухина, В.П. Сероштанова, Н.Г. Чуковой, Е.И. Тороховой, М.Л. Портнова подготовил и издал в 1993 году аналитический доклад «Законодательная и нормативно-правовая база развития образования в странах ближнего зарубежья»[5]. В докладе рассматривались законодательно-правовые документы об образовании стран СНГ, содержался анализ общих положений законодательной и нормативно-правовой базы образовательных учреждений, развития звеньев образования, социальных гарантий реализации прав граждан на образование. вопросов разграничения компетенций в области образования, аспектов управления, экономики и финансирования образовательных учреждений, международного сотрудничества и внешнеполитической деятельности в области образования.
В соответствии с целью настоящего обзора представляется целесообразным соотнести ситуацию с положением русского языка в отдельных странах СНГ и Балтии и текущую ситуацию с развитием системы дистанционного образования, сложившуюся к настоящему моменту.
Азербайджан
Общественно-политические процессы, происходившие в Азербайджане в начале 1990-х годов, оказали воздействие на положение русского языка в республике. Из государственных учреждений вынуждены были уйти многие русскоязычные специалисты, республику покинули тысячи русских и русскоязычных граждан, стало уменьшаться количество учащихся в школах и студентов вузов, обучающихся в отделениях с преподаванием на русском языке. Со второй половины 1993 года указанные процессы замедлились, но не были приостановлены. Статус русского языка в Азербайджане на сегодняшний день определен как иностранный.