Смена молочных резцов на постоянные и их выравнивание с зубной аркадой происходит: зацепов – в 1,5 – 2 года, внутренних средних – в 2,5 – 3, наружных средних – в 3 – 3,5, окрайков – в 3,5 – 4,5 года.
С момента замены молочных резцов на постоянные, т.е. после 4,5 – 5 лет, возраст определяют по форме стертости на зацепах, внутренних и наружных средних.
По мере стирания эмали появляется узкая полоска дентина. Полоски на разных зубах появляются в следующем порядке: на зацепах – в 3 – 3,5 года, на внутренних средних – в 3,5 – 4, на наружных средних – в 4 – 4,5 и на окрайках – в 5 – 5,5 лет.
В возрасте 5,5 – 6 лет полоска на окрайках делается шире, коронки резцов не заходят одна за другую, а только соприкасаются. В дальнейшем трущаяся поверхность резцов расширяется, и стертость зуба приобретает четырехугольную форму. Эти изменения на резцах происходят довольно закономерно: в возрасте 7,5 – 8 лет – на зацепах, в 8,5 лет – на внутренних средних, к 9,5 – 10 годам – на наружных средних и к 10,5 – 11 годам – на окрайках.
К 10 годам трущиеся поверхности зацепов приобретают округлую форму и на них хорошо видна корневая звезда. Она представляет собой пульпу, пропитанную дентином и имеющую более темную окраску, чем остальной дентин. В возрасте 10,5 – 11 лет звезда появляется на внутренних средних, в 11 – 11,5 лет – на наружных средних и в 11,5 – 12 лет – на окрайках.
К 12 годам между резцами появляются щели, все зубы уменьшены и более чем наполовину состоят из шеек зубов.
С 14 – 15 лет трущиеся поверхности резцов последовательно приобретают обратно-овальную форму, стирание зубов усиливается и к 16 – 18 годам от зубов остаются только корни (пеньки), наблюдается их расшатывание и выпадение.
По существу, уже после 11 лет определение возраста по зубам затруднительно. Приведенные сроки смены молочных зубов на постоянные, сроки появления той или иной формы стирающейся поверхности являются средними и очень условными.
Отклонения показателей от средних величин зависят от индивидуальных качеств животного, скороспелости породы, крепости зубного вещества, качества и количества скармливаемых скоту кормов. Например, смена молочных зацепов у животных скороспелых пород происходит раньше, чем у среднеспелых, на 3 – 4 месяца. При скармливании грубых кормов животным в очень раннем возрасте или содержание их на пастбище приводит к более быстрому стиранию резцов. При нарушениях в минеральном питании, вызывающих, например, заболевание рахитом, также наблюдается стирание зубов в более молодом возрасте. Все эти факторы, по возможности, следует учитывать при определении возраста животных по зубам.
Возраст крупного рогатого скота можно определить и по рогам. Этот способ прост, относительно точен, однако его применение ограничено наличием комолых (безрогих) животных, кроме того, рога нередко повреждаются и ломаются.
У новорожденного теленка рога в виде роговых бугорков прощупываются уже через 2 недели после рождения. К концу второго месяца жизни длина рога у теленка составляет 1 см. В дальнейшем до 20 месяцев рога растут равномерно, ежемесячно увеличиваясь примерно на 1 см.
Исходя из этого, измерив длину рога по внешней большей кривизне от его основания до кончика и прибавив к полученной величине (в сантиметрах) единицу, получают цифру, характеризующую возраст животного в месяцах. Так, при длине рога 5 см – теленку шесть месяцев.
После 20 месяцев скорость роста рога замедляется и составляет около 2,5 мм в месяц. Это вызывает трудности, а следовательно, и погрешности при определении возраста. Поэтому возраст у животных старше 20 месяцев по рогам не определяют.
Возраст молочной коровы иногда можно определить по числу колец-перехватов на рогах.
Известно, что при недостаточном кормлении стельных коров, особенно в последние 2 месяца перед отелом, когда усиленно растет и развивается плод, ощущается нехватка питательных веществ, необходимых для нормального роста рогов. В связи с этим рост рогов нарушается, а после отела – нормализуется, вследствие чего на рогах появляются кольцевые углубления, количество которых соответствует числу стельности и отелов. Плохое кормление способствует углублению колец, хорошее – их слиянию и незаметному переходу одного в другое.
Первое кольцо на рогах образуется при первом отеле, далее – по кольцу каждый год, при условии ежегодного отела. В этом случае количество роговых колец соответствует числу отелов. Сосчитав количество колец на рогах и прибавив цифру 1,5 – 2, характеризующую возраст при первом плодотворном осеменении, получают возраст коровы в годах. Причиной ошибок могут быть поздние сроки осеменения ремонтных телок и яловость коров.
У молодых животных рога растут быстрее, чем у старых. Поэтому расстояние между первыми кольцами, находящимися у вершины рога, больше, чем между последующими, расположенными у основания. На середине рога расстояние между кольцами составляет около 1,5 – 2 см.
У коровы до седьмого отела рог растет сравнительно равномерно (около 2,5 мм в месяц). Поэтому и ширина роговых колец от первого до седьмого отела будет более или менее одинаковой при условии ежегодных отелов. С возрастом рост рога замедляется, при утончении рогов кольца образуются с меньшими промежутками, становятся менее заметными и их сложно сосчитать.
Ритмичность образования колец нарушается яловостью. В период яловости ширина роговых колец несколько больше. Для определения возраста у таких животных к числу колец добавляют единицу.
Если у коровы был выкидыш, то кольцо гораздо уже, чем при нормальном отеле. В случае аборта в первые 3 – 4 месяца стельности роговое кольцо может не образоваться. При аборте на 4 – 5-м месяце кольцо имеет ширину около 0,5 см, на 8-м месяце – примерно 1,2 см. Если в дальнейшем последует отел, то роговое кольцо будет шире, чем при ежегодных отелах.
Если корова остается яловой, то кольцо, образующееся при ближайшей стельности, соответственно удалено на большее расстояние от предыдущего.
У быков и волов колец на рогах, как правило, не бывает, но в условиях неравномерного кормления кольца могут появиться и у них.
Определение возраста по рогам используют как уточняющий метод при определении возраста по зубам, особенно у животных в возрасте от 1 до 20 месяцев и от 10 до 15 лет.
При оценке экстерьера крупного рогатого скота учитывают масть животных, отметины, пигментацию слизистых оболочек, рогов и копыт. Эти признаки нужны главным образом для суждения о типичности животных для породы. Так, темные пятна на носовом зеркале или темные концы рогов у симментальской коровы сразу вызывают подозрение об ее нечистопородности, как и белые отметины, и светлое носовое зеркало у животных бурых пород или темные концы рогов и копыта у шаролезской породы.
Под мастью понимают окраску волосяного покрова животных. Биологическая роль масти связана с терморегуляцией организма.
К отметинам относятся различные пятна, главным образом, светлые, расположенные на голове, туловище и ногах животного.
Масти и отметины имеют весьма существенное значение для общей характеристики животных. Для многих пород масть является характерным и устойчивым породным признаком. Чем длительнее совершенствуют породу, чем она культурнее и продуктивнее, тем устойчивее передаются по наследству масть и отметины животных. Не случайно, что многие породы крупного рогатого скота называют по их масти: черно-пестрая, палево-пестрая, красная степная и т. д. Однородность по масти свидетельствует о более устойчивой наследственности и чистопородности животных. Поэтому масть учитывают при селекции, но без связи с наследованием животными хозяйственно полезных признаков.
Отметины позволяют легче распознать животных и отличить одно животное от другого, что имеет немаловажное значение в племенной работе.
Масти определяют путем осмотра животных в натуре с учетом особенностей окраски волосяного покрова и распределения пигмента на волосе. Масти крупного рогатого скота делятся на основные и производные. К основным мастям относят черную, белую, красную и рыжую, а к производным от них – пеструю, бурую, серую, чалую и некоторые другие.
Черная масть выражается однообразной черной окраской волосяного покрова по всему телу животного. Наиболее полно она выражена у животных абердин-ангусской породы и частично у ярославского скота.
Белой масти свойствен однородный белый волос на всем теле. Эта масть характерна разводимым в Англии животным шортгорнской породы, у которых белый волос масти и светлые копыта. Альбинизм (белый волос, светлая кожа, белая роговица глаз) у крупного рогатого скота встречается очень редко, он описан у швицкого и черно-пестрого скота.
Красная масть характеризуется однородным интенсивно красным цветом волос. Различают и проявление ее оттенков: от темно-вишневого до светло-красной окраски. Эта масть свойственна всем разводимым красным породам скота (бурому латвийскому, датскому, красному горбатовскому, красному тамбовскому, красному белорусскому скоту, лимузинскому, санта-гертруда и др.).
Рыжая масть представляет собой однородный золотисто-желтый цвет волоса с оттенками от светло-рыжего (палевый, оранжевый) до темно-рыжего.
Пестрая масть (черно-пестрая, красно-пестрая, палево-пестрая) характеризуется наличием пятен черного, красного, рыжего цвета на белом туловище или белых пятен на туловище темной окраски (черной, красной, рыжей и т. д.).
Бурая масть представляет собой однородную окраску волосяного покрова от темно- до светло-кофейного цвета. Нередко она сопровождается светлой полосой вдоль спины по позвоночнику, светлым волосяным покровом вокруг носового зеркала, а также светлой окраской волоса на внутренней поверхности ушных раковин. На волосе часто наблюдается неравномерное распределение пигмента. Корень волоса бывает темным, а верхняя часть – светлая. В зависимости от степени осветления верха волоса наблюдаются различные оттенки бурой масти: темно-бурая, светло-бурая, серебристо-бурая. Бурая масть свойственна главным образом швицкой породе скота и животным всех производственных от нее пород – лебединской, алатауской, костромской, кавказской бурой, карпатской бурой и др.