Смекни!
smekni.com

«Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве» (стр. 3 из 10)

Разновидностью рельефной резьбы является так называ­емая домовая, или корабельная, резьба, широко приме­нявшаяся в деревянном зодчестве. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с кораблей.

Для домовой резьбы подбирают рисунок растений, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют цветочные розет­ки, т. е. изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху так, что все его лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг.

Контррельефная резьба — это обратный, или не­гативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла.

Скульптурная, или объемная резьба это резьба, при которой объект изображается со всех сторон (рис. 8). Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготов­лении мебели и в интерьере классических стилей. В насто­ящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари.

Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В.И. Мухина, СТ. Коненков, С.Д. Эрьзя и др.

Скульптура по своему назначению и размерам разделя­ется на монументально-декоративную, станковую и скуль­птуру малых форм, называемую также камерной.

Приступать к выполнению скульптур следует после ов­ладения всеми приемами геометрической, плоскорельеф­ной и рельефной резьбы.

Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с раз­личными формами лезвий и специальный нож для отделки.

Выбрав подходящий по размерам брус без дефектов, про­стым карандашом намечают основные контуры будущей скульптуры и вырубают ее основные формы (делают так называемую зарубку). Топором работают до тех пор, пока не будут исчерпаны все его возможности. Затем продолжа­ют постепенный срез деревянной стружки сначала крупны­ми, а затем мелкими стамесками, т. е. идут от грубой чер­новой обработки к более тонкой, отделочной. Срезать дре­весину следует вдоль волокон или перерезать их наискось осторожно, мелкими срезами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон. Если нужно сделать поверхность скульптуры гладкой, можно пользоваться рашпилем, на­пильниками, надфилями, циклей, краем разбитого стекла, шлифовальной шкуркой. После шлифовки резной поверх­ности можно произвести тонирование ее красителями, на­нести прозрачное покрытие.

Недостатком древесины как скульптурного материала яв­ляется ее свойство трескаться по мере высыхания. Наиболее подвержены растрескиванию такие породы, как клен, вяз, липа, осина. Не трескается древесина, близкая к корням, ко­торая имеет извилистые волокна, но ее обработка сложна.

Для резьбы используют высококачественную, хорошо высушенную и выдержанную древесину, не имеющую косо­слоя, сучков, трещин, червоточин и гнили.

Выбирать направление движения резца необходимо с уче­том направления волокон (рис. 9). Бывает продольное, торцевое и поперечное резание древесины. При продоль­ном резании резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон, оставляя чистый гладкий срез, при поперечном и торцевом возможны сколы и «рва­ные» срезы. Есть еще и продольно-тор­цевое, продольно-поперечное, попе­речно-торцевое резание. Правильный выбор направления движения резца приходит с практикой, когда мастер на­учится чувствовать материал.

Для скульптурной резьбы лучше ис­пользовать древесину дуба, ясеня, кле­на. Нельзя, однако, «расписывать» по­верхностной мелкой резьбой скульпту­ру из текстурной древесины: рисунок тек­стуры в таком случае перемежается с ри­сунком орнамента, что может лишить изделие выразительности. Однако из текстурной древесины можно выполнять резьбу с крупными элементами.

Композиция скульптуры из текстурной древесины дол­жна быть проста и лаконична.

Хвойные породы редко применяются для изготовления скульптуры, так как при резьбе возможно скалывание вдоль волокон.

Мозаика

Мозаика относится к одному из основных видов мону­ментально-декоративного искусства.

Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musivim — буквально: «посвященное музам») — изобра­жение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.). Мозаика применяется для отделки и украшения интерье­ров общественных зданий, станций метро, монументаль­ных сооружений, а также предметов декоративно-приклад­ного искусства и создания станковых картин.

Искусство мозаики известно с давних времен. В Древнем Египте, Греции, Риме с большим мастерством украшали сар­кофаги, ларцы, сундуки, применяя кору деревьев, кожу, раз­личные породы древесины. На развалинах зданий, постро­енных древними римлянами, сохранились мозаичные кар­тины, прославляющие муз — покровительниц искусств. Эта мозаика была выполнена из разноцветных камней. Среди сокровищ гробницы египетского царя Тутанхамона было най­дено множество изделий из ценных пород древесины, укра­шенных металлом, камнем или костью.

Различают несколько разновидностей мозаики. Но за бо­гатство и разнообразие цветовых и декоративных возмож­ностей особо выделяют мозаику по дереву. Основные виды ее инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика.

Первые мозаичные работы русских мастеров по дереву относятся к середине XVII века. Это возки, украшенные резьбой и инкрустацией, троны, иконостасы, мебель — их можно увидеть в музеях нашей страны. Наибольшей выра­зительности мозаика достигла в художественной отделке мебели и интерьеров помещений.

Интарсию в России стали применять для украшения ме­бели в начале XVIII века. В Петергофе хранится столик с мозаикой, выполненной способом интарсии. Полагают, что его изготовил Петр Первый. В середине XVIII в. русские мебельщики и мозаисты, или, как их тогда называли, сто­ляры и кабинетных дел мастера, создавали высокохудоже­ственные образцы мебели — шкафы, бюро, карточные сто­лики, столешницы и другие изделия. Тонкими листами дре­весины различных пород они оформляли интерьеры, деко­рировали стены.

Инкрустация

Инкрустация (от лат. incrustatio — покрытие чем-ли­бо) — украшение изделий врезанными в его поверхность частицами металла, перламутра, драгоценных камней, слоновой кости или древесины иных пород. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшае­мой поверхностью и отличаются от нее цветом или ма­териалом (Рис. 12).

Выполняют инкрустацию следующим образом. Сначала делают разметку рисунка, затем вырезают гнезда и встав­ки. После вклеивания вставок в гнезда производят шли­фовку и наносят прозрачное защитное покрытие. Из-за боль­шой сложности и трудоемкости при подгонке вставок в последнее время этот вид мозаики применяется редко, в основном при реставрации изделий.

Интарсия

Интарсия — фигурное изображение, узоры из пласти­нок дерева, разных по текстуре, цвет), врезанных в дере­вянную поверхность (Рис. 10). Интарсия выполняется так же, как и инкрустация.

Особенности интарсии: при интарсии отдельные де­ревянные пластинки, составляющие узор, плотно приго­няют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив укра­шаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучше­го сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины из­делия.

Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века ра­ботало более 80 мастерских. Мозаикой украшали в основ­ном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины. Для рисунка — светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации дере­вянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, ки­пятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра также саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. С развитием мастерства орнаментальные композиции ус­ложнились. Стали появляться многоугольные перепек тивные изображения городских улиц, сцен из повседнев­ной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, трав­ление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проник­ла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.

Блочная мозаика

При блочной мозаике по выбран­ному рисунку из разноцветных брусочков или пласти­нок древесины различного сечения склеивают блоки (Рис. 13). Затем их разрезают поперек на множество тонких пла­стинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия.

Древний Восток является родиной блочной мозаи­ки. При ее помощи изготовляли украшения на персидс­ких шкатулках. В Италии, где блочная мозаика получила дальнейшее развитие, итальянские мастера наряду с дре­весиной склеивали в блоки кость, рог. Название этой мо­заики - чертозианская - происходит от названия монас­тыря. Мелкими нарядными геометрическими узорами в Италии и Испании в XV-XVI вв. украшали стулья, крес­ла. В связи с тем, что процесс блочной мозаики поддает­ся механизированию, он находит применение и в насто­ящее время.