Смекни!
smekni.com

«Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве» (стр. 4 из 10)

Маркетри

Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчи­вать) — это способ выполнения мозаики по дереву, при котором мозаичный набор составляется из кусочков шпона разных пород древесины.

Маркетри включает: интарсию — врезку по определенно­му рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой поро­ды древесины или другого цвета, с закреплением специаль­ной бумагой, смазанной клеем, и облицовывание — накле­ивание всего набора на украшаемую поверхность изделий.

Существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных гео­метрических фигур, то набор можно делать путем склеива­ния предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).

Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают или вклеивают в лист плотной бумаги (на­бор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мо­заики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.

Маркетри имеет ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. В шпоне наиболее ярко проявляются особенности древесины как декоратив­ного материала, красота текстуры. Кроме того, шпон наи­более доступен. На мебельных фабриках для мозаичных наборов можно использовать отходы производства.

Техника выполнения маркетри проста, не требует при­менения сложного инструмента. Благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие имеет своей неповторимый облик.

Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом со­здавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции для украшения интерьеров зданий.

Паркетри

Паркетри — это набор, при котором мозаика пред­ставляет собой простой рисунок типа паркета из оди­наковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеи­вания их на расчерченную бумагу вплотную друг к дру­гу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элемен­ты мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необ­ходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзи­ком. Шпон для фона и другой — для вставки наклеива­ют на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона нано­сят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпо­на разъединяют, получают сразу два гнезда и две встав­ки, из которых изготавливают два набора, противопо­ложных по цвету.

В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли мастера — такие, как французский мебель­щик Андре Шарль Буль. Он обогатил маркетри примене­нием наряда со шпоном ценных пород древесины, вста­вок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепах, пер­ламутра. А. Ш. Буль разработал технику, при которой пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) накладывались одна на другую, за­жимались в тиски, распиливались лобзиком и разрезались на рисунки, нанесенные на верхнюю пластину, а затем эле­менты рисунка, вырезанные из верхней пластинки, соеди­нялись с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки. За А. Ш. Булем во Франции работали выдающие­ся мастера Жак Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер. Они использовали в наборах красное, розовое, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево. Давид Рент­ген — немецкий мастер—выполнял в конце XVIII в. не толь­ко наборы, украшая мебель, но и декоративное настенное панно, соперничающее с живописными полотнами.

В России мозаичные наборы получили широкое рас­пространение со второй половины XVIII в., когда в нашу страну стали ввозить древесину экзотических пород. Из­вестными мастерами были Никанор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.

Мастичная инкрустация

Мастичную инкрустацию изготавливают следующим об­разом. В древесине вырезают гнездо, в которое согласно эскизу приклеивают вставки и заливают мастикой. Масти­ка может быть разных цветов.

Мастику готовят из клея, наполнителя, пигмента и пла­стификатора. Клей может быть глютиновым (мездровым, костным или рыбным), казеиновым или полимерным (эпок­сидным).

Наполнителями могут служить печная сажа, глина, мел, цемент, толченый кирпич. К пигментам относят сухие по­рошковые красители или готовые краски — гуашевые, тем­перные и другие.

Печная сажа служит одновременно наполнителем и пигментом. Она делает мастику насыщенного черного цвета, который при желании можно сделать более мяг­ким, добавив в мастику гашеную известь, мел или зуб­ной порошок.

Белую мастику получают из мела, розовую — добавкой в белую красной краски, голубую — добавкой синей и т. д. Мастика, наполнителем которой служит глина, может быть коричневого, палевого, серого и оливкового цвета, в зависимости от количественного соотношения составных. А если наполнитель — порошок красного кирпича, цвет мастики получают красно-оранжевый.

Для приготовления мастики комки глины, кусочки крас­ного кирпича, мела толкут в ступке и просеивают.

В старину кирпичный порошок получали так. Кирпичи хорошо просушивали на солнце или в русской печи, затем раскалывали пополам и терли одну половинку о другую. На подложенной внизу тряпице довольно быстро вырас­тал холмик из мельчайшей кирпичной пыли, которую не нужно было даже просеивать.

Пластификатор делает мастичную массу более пластич­ной и предупреждает растрескивание при твердении. В мастиках с использованием глютинового и казеинового клея роль пластификатора выполняет глицерин, а эпок­сидного — дибутилфталат, который продают в комплекте с клеем.

Вставки могут быть из кости, пластмасс, перламутра, линолеума, стекла, металла и других материалов.

После того как мастика на основе глютинового или казе­инового клея полностью затвердеет, для увеличения влаго­стойкости производят ее дубление специальными квасца­ми, например хромовыми, применяемыми в фотографии и кожевенном производстве. Дубление производят следую­щим образом. Смачивают в растворе квасцов чистую тряп­ку и расстилают ее на поверхности инкрустации. Через 5 — 10 мин тряпку снимают и хорошо просушивают набор.

Заключительным этапом работы является шлифовка на­бора шлифовальной пастой. Ее наносят на кусочек замши, наклеенной на деревянный брусок, и шлифуют. Вместо зам­ши можно взять сукно.

Для придания инкрустации стеклянного блеска, ее вы­лащивают сухим хвощом, мочалом или морской травой, а также тонкими стружками древесины лиственных пород.

Образцы изделий с мастичной инкрустацией можно уви­деть в Оружейной палате Московского Кремля. Мастера Оружейной палаты в XVII в. создали свой, так называемый московский стиль инкрустации, отличающийся непов­торимым своеобразием. Для него характерно сочетание ма­стики с перламутром и слоновой костью.

Прочность слоновой кости позволяла вырезать очень сложные вставки, изображавшие оленей, львов, грифонов и даже целые сказочные сценки. Мягкая и податливая мас­тика легко и надежно заполняла мельчайшие прорези в костяной пластинке. Обычно более темная, чем древесина ружейных прикладов, мастика контрастно выделяла свет­лые элементы вставок. Крупные костяные вставки сочета­ли с мелкими, выточенными из перламутра силуэтами, на­поминающими колокольчики, ромашки, васильки. Перелив­чатое перламутровое разнотравье служило нарядным фо­ном для сказочных сценок из слоновой кости. Тончайшие переливы фиолетовых, бирюзовых и лиловых цветов с зо­лотисто-серебристым блеском перламутр сохраняет веками. Этот довольно хрупкий материал в инкрустации становит­ся почти неуязвимым.

Огонь рисует и украшает

Декор копчением

Было замечено, что на закопченной древесине ярче про­ступает текстура, образуя красивый естественный узор, чет­че читается резной орнамент. Поэтому народные мастера нередко специально обрабатывали дымом изготовленные вещи. При этом удавалось подчеркнуть природную красоту древесины, ее как бы идущий изнутри блеск и бархатистую матовость поверхности.

Применяют следующую технологию. На предмете сна­чала размечают будущую композицию, процарапывая ри­сунок с помощью циркуля и ножа. Затем остро заточен­ным ножом или стамеской-уголком вырезают контур ри­сунка, который уже на глаз заполняют всевозможными графическими разделками. Далее, наклонив поверхность с резным орнаментом, проводят по ней чадящим пламе­нем, как бы равномерно заштриховывая ее. При этом стре­мятся покрыть однотонным слоем всю плоскость. В ре­зультате на темном бархатном фоне выступает светлый резной узор.

Для закрепления эффекта изделие следует покрыть од­ним слоем масляного или нитроцеллюлозного лака.

Чтобы расписать поверхность светлого изделия «под мра­мор» или «под малахит», древесину предварительно окра­шивают светло-коричневой, белой или зеленой масляной или клеевой краской. По сырой, слегка наклоненной по­верхности проводят пламенем свечи, которое оставляет лег­кий полупрозрачный узор. Изменяя наклон поверхности, величину пламени, скорость движения свечи, можно по­лучить различный по ширине и плотности узор из копоти, который прочно соединяется с грунтом и под слоем накла­дываемого затем лака довольно убедительно воссоздает не­обходимый рисунок.