Изделия, выточенные из малоинтересной по текстуре древесины, можно обогатить и разнообразить следом копоти от пламени. Коптящим пламенем проводят по вращающемуся изделию и получают рисунок из накладывающихся друг на друга поперечных полосок. Поверхность в этом случае не требует дополнительной декорировки. Ее покрывают слоем лака.
Выжиганием можно украсить многие деревянные изделия: мебель, скульптуру, посуду и разные кухонные принадлежности, игрушки, бижутерию, детали интерьера.
Выжигание производят в основном накаленными металлическими приспособлениями: штемпелями (горячее печатание, или пиротипия) и нитями накала — штифтами (горячее рисование, или пирография).
Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней — штемпелей определенного профиля широко применялось народными умельцами с давних пор. Штемпели очень похожи на чеканы, и их можно изготовить из незакаленной конструкционной стали или даже из цветных металлов самому. Штемпель должен быть длинным и иметь рукоятку.
Штемпель может быть с изогнутой рабочей частью (примерно под прямым углом). Желательно стержень с рукояткой снабдить сменными наконечниками разных профилей.
Штемпели для выжигания сложных фигур делают из листовой стали, выгибая ленту по нужному контуру. Но лента должна быть не слишком тонкой, поскольку при нагревании она размягчается и при работе деформируется.
Нагревать штемпель следует пламенем паяльной лампы или газовой горелки. Устройство для электрического нагрева массивных штемпелей можно сделать из электропаяльника мощностью 100 — 200 Вт. Для этого его жало заменяют на штемпель.
Штемпель при работе должен иметь одинаковую температуру. Тогда узор получается одного оттенка.
Первый отпечаток обычно бывает слишком темным, и его следует выполнять на негодной древесине. Нельзя допускать повторного выжигания одного и того же контура — оно приводит к снижению качества работы.
Можно применять для выжигания и проволоку. Нагретой до красного каления, ею можно выжечь любую фигуру.
Первая русская матрешка, состоящая из восьми фигурок, изготовленная в конце прошлого века в Москве в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Малютина, была украшена выжженным рисунком. Выжигание в ту пору было сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины. Аппараты для выжигания были несовершенны, работали они на бензине, который накалял платиновую нить-иглу. Чтобы поддержать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, выжигание продолжало развиваться. Большой спрос на матрешки заставил мастеров отказаться от трудоемкого выжигания, которое постепенно было заменено росписью. Сейчас выжиганием украшают токарные или столярные изделия.
В настоящее время для этих целей широко применяют электровыжигатели, которыми выжигают как древесину, так и кожу, кость, картон и другие материалы. Простейший электровыжигатель состоит из понижающего трансформатора, реостата, ручки и сменных нитей накала — штифтов. Вместо трансформатора и реостата можно применять автотрансформатор, позволяющий регулировать напряжение и тем самым изменять тональность рисунка от светло-охристого до темно-коричневого. Можно использовать и школьный электровыжигатель заводского изготовления с небольшим изменением конструкции ручки, позволяющим заменять штифты. Корпус ручки нужно делать из бука или березы, стержни-держатели — из бронзы или латуни с зажимами для удержания штифтов. Стержни-держатели крепят в двух отверстиях диска из текстолита или стеклотекстолита, а сам диск монтируют в корпус ручки.
Выжигать электровыжигателем лучше всего на мягких породах древесины: липы, тополя, ольхи, осины. Трудно добиться равномерной глубины и окраски отдельных штрихов на древесине твердых крупнопористых пород, у которых мягкие слои чередуются с твердыми: дуба, ясеня, сосны, ели, лиственницы.
Выжигание выполняют по контурам, с передачей оттенков светотени и сплошной штриховкой силуэтов или фона.
Рисунки на древесину переводят через копировальную бумагу на хорошо зачищенную и отшлифованную поверхность. Чтобы линии рисунков не были слишком жирными, лучше использовать бывшую в употреблении копировальную бумагу. Но копировальная бумага может загрязнить поверхность. Поэтому рисунок на поверхности можно выполнить с помощью папиросной бумаги, на которую приблизительно переводят рисунок с эскиза, а затем приклеивают ее на древесину крахмальным или мучным клеем и выжигают прямо по папиросной бумаге. После выжигания бумагу осторожно удаляют.
Орнамент обычно выполняют фигурными штифтами-штампиками.
Изделие можно раскрасить. Для этого применяют акварельные, гуашевые, масляные краски, темперу, тушь, анилиновые красители. Выжженные части не допускают расплывания жидких красителей, поэтому краску можно наносить мягкой кистью без предварительной грунтовки. Она будет окрашивать только те участки древесины, которые ограничены выжженным контуром. Для закрепления водяных красителей изделие нужно покрыть тонким слоем лака.
Применяют и другие способы декора температурой: выжигание (обжиг) в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Фактуру древесины можно изменить
Фактура у большинства пород деревьев после снятия коры гладкая от светлых тонов до темных и даже черных в зависимости от времени лежания древесины и степени поражения твердыми гнилями. Отдельные породы деревьев (дуб, карельская береза) и большинство наростов имеют рельефную, шероховатую поверхность. Интересная рельефная фактура может получиться на заготовках, имеющих' подгнившую наружную часть, после тщательной проработки стальной щеткой. Подобную фактуру можно получить и на непораженной гнилью древесине применением обжига паяльной лампой или газовой горелкой и прочистки стальной щеткой. Если нужно сделать рельефную фактуру более глубокой, резко выраженной, производят обжиг несколько раз, чередуя его с прочисткой стальной щеткой. Особенно выразительно декоративная текстура проступает при обжиге хвойных пород.
Обжигание дает лучший эффект, если изделие предварительно пропитать раствором медного купороса. В этом случае обгорают мягкие, пропитанные раствором слои древесины, а твердые почти не разрушаются. Получается выразительный рисунок со светлыми линиями твердых слоев на темном фоне. Если изделие не пропитывать раствором, то древесина обгорает более равномерно. Сгоревший слой древесины снимают ветошью. Если хочется добиться более четкого рисунка, то изделие обрабатывают мелкой шлифовальной шкуркой, которая снимет с твердой части годичных колец копоть, то есть сделает ее светлой, чем и усилит цветовой контраст с мягкими обугленными частями. Для закрепления эффекта обжига и цветового контраста изделие покрывают воском или лаком.
Издавна используется мастерами своеобразная красота и прочность деревянных торцов. Присмотритесь к удивительному рисунку торцов бревен старых домов. Их годичные слои прямо очаровывают неповторимым по красоте, потемневшим от времени узором, напоминающим кружева. Вероятнее всего, это они подсказали использовать в самых разнообразных комбинациях торцовые срезы сучков и стволов деревьев в качестве декора при оформлении интерьеров как жилых, так и общественных помещений.
Материал для торцового декора вокруг нас всюду. Куда бы вы ни пошли — в парке, на вырубках, на новостройках (там нередко выкорчевывают деревья), на дачном участке, в самом городе, наконец, весной, когда делают обрезку деревьев и кустарников, - найдется богатейший материал для творчества. Вообще материалом для срезов могут служить любые деревья, но для нас особенно ценен материал, занесенный в категорию промышленного брака. К ним относятся утолщения на стволе или ветке, кривизна дерева, зарубцевавшиеся трещины, вросшие сучки мутовок, сросшиеся вместе ветки или стволики молодых деревьев.
При нарушении правильности роста древесные волокна при таких пороках, как крень, прорость, двойная сердцевина, ложатся волнами, соответствующими искривлению или утолщению ветки или ствола, огибают вросший сучок и тем самым создают неповторимую текстуру, свойственную именно этому месту.
Интересно можно использовать особенности роста некоторых деревьев. Сосна и ель растут как бы этажами: выбрасывают через равные промежутки гладкого ствола веер веточек-мутовок, поперечный распил через которые дает очень красивую заготовку для торцового декора с рисунком, напоминающим морскую звезду. У вишни, черемухи, яблони, березы очередное расположение веток, у клена, сирени, калины и жимолости — супротивное.
Древесину среза, как правило, оставляют естественного цвета, иногда тонируют. Широко используют срезы с естественной грибной окраской древесины.
При заготовке материала для торцового декора следует знать, что красота цвета и текстуры наиболее сильно проявляется в отжившем дереве, в живом эти качества почти отсутствуют. Слои древесины по-разному отмирают, высыхают и поддаются гниению, поэтому и гамма красок в отмирающем дереве очень разнообразна. В старой сухой ветке протекают химические и биологические процессы, которые окрашивают ее в различные цвета.
Для торцового декора, наряду с сучками и стволиками, можно использовать и корни, которые причудливо перевиты друг с другом и очень хороши на распилах, так как имеют ярко выраженный рисунок как по контуру, так и текстурный.