Срезы сучков, стволов и корней дают нам счастливую возможность заглянуть внутрь дерева, увидеть всегда новую, неожиданную и неповторимую красоту.
Разнообразие текстуры и окраски на торцовых срезах древесины позволяет довольно просто решать множество декоративных задач. Вдумчивое отношение к материалу, внимательное изучение его особенностей дает возможность находить остроумные и выразительные решения.
Для изготовления простейшего декоративного панно «Бабочка» (рис.11) понадобилось всего два соседних среза развилки можжевельника, имеющего коричневый цвет, и один срез березы, создающий светлый фон.
Сейчас в декоре интерьеров актуальны детали, как будто сделанные своими руками, как это было модно лет двадцать назад. Как и тогда, можно использовать наросты на дереве, корни и ветви: вешалки в прихожей из корней, декоративные вазы, светильники.
Кому не приходилось, гуляя по лесу, наблюдать причудливые формы стволов, сучьев, пней и других естественных образований, напоминающих фигуры человека, животных или природные явления, то есть лесную скульптуру.
Люди, посвятившие себя этому виду художественного творчества, видят в отмершем древесном материале — пнях, сучьях, корнях, усохших стволах, наростах, сколах, срезах, отходах лесопиления, плодах и пр. созданные природой образы, житейские формы, красивую текстуру и оригинальную фактуру, естественную окраску древесины и используют все это для воплощения своего художественного замысла.
Почему же нас так трогают и по-особому волнуют эти изделия? Оказывается, в стародавние времена люди не только не противопоставляли себя природе и, в частности, растительному миру, а даже считали своими прародителями лес и отдельные деревья. И не удивительно, что древесина, как никакой другой материал, создает ощущение реальности образов.
Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа. Мастер, используя естественность и пластичность форм, мягкость линий, искусно выявляет красоту природного материала, усиливает композиционную целостность, сочетающуюся с авторским замыслом, сохраняя образ, подсказанный самой природой, творчески завершая его.
Творчество имеет следующие направления:
o лесная находка, основным признаком которой являются законченность, естественные формы и фактура, не требующие вмешательства человека. Автор в данном случае ограничивается поиском, очисткой находки, приданием ей устойчивости, если работа стоящая или лежащая, или закреплением детали для подвеса, если работа висящая на стене или под потолком, и декоративно-защитной отделкой;
o лесная скульптура, которой называют лесную находку, для большей художественной выразительности обработанную человеком. Основными определяющими признаками лесной скульптуры являются: условный обобщенный характер образа, его выразительность при наличии природной пластики. Как правило, лесная скульптура передает только основное, самое главное, самое характерное. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красотой естественных форм дерева;
o миниатюры — художественные произведения, относящиеся к лесной скульптуре или декоративно-прикладным изделиям, но выполненные в миниатюрном масштабе с особо высоким уровнем отделки. Сюда относятся также миниатюрная жанровая скульптура, выполненная с использованием древесных плодов: шишек, орехов, желудей и т. п.
В парках, на детских площадках и в лесопарковой зоне скульптуры, вырезанные непосредственно из стволов и веток засохших деревьев, можно также отнести к лесным. Скульпторы дают умершему дереву вторую жизнь.
Элементы лесной скульптуры можно найти в произведениях и древних мастеров и корифеев деревянной скульптуры — С. Т. Коненкова, С. Д. Эрьзи, В. А. Ватагина. Сейчас увлечение лесной скульптурой массовое. Профессиональные художники и народные умельцы создают в соавторстве с природой замечательные произведения.
Тематика, формы и размеры лесных скульптур должны соответствовать их месту в экспозиции. В скульптуре различают монументальные, станковые и камерные художественные произведения. К монументальным относят крупные произведения для настенной или пристенной экспозиции общественных интерьеров и промышленных помещений. Камерные скульптуры (скульптуры малых форм) предназначены для интерьера жилых комнат.
Требования к лесным находкам и к материалам для лесной скульптуры неодинаковы. Для лесной находки имеет первостепенное значение внешний вид с корой или без коры, потому что она не подвергается обработке, в результате которой вскрывается текстура древесины. Для лесной скульптуры важное значение имеют как форма и фактура, так и текстура и цвет древесины.
Некоторые умельцы признают только одно отношение к готовым природным формам — находка без какого-либо, вмешательства (рис. 16).
Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она будет располагаться, какая ей нужна декоративно-защитная отделка, нужна ли для нее подставка. В зависимости от этого лесную находку отделяют от дерева, если она с ним связана, и очищают от грязи, гнили, ненужной коры и сучьев. Кору и сучья убирают с находки лишь тогда, когда убедятся, что они ей не нужны. Все, в чем нет уверенности в необходимости удаления, лучше оставить. Чтобы не испортить материал неправильной обрезкой, стоит, зная приблизительно форму изделия, удаляемую часть вырезать с некоторым запасом, так как отрезать можно всегда. Кора может «работать» на форму изделия, его образ.
Наружная поверхность коры большинства отечественных пород рыхлая и маловыразительная. С лесных находок хвойных пород, как правило, кору удаляют, а дуба, ясеня, ольхи и других лиственных пород иногда оставляют. Кора березы бывает разнообразного цвета. На затянутых ранах ствола и на наростах береста принимает чешуйчатую форму с черными завитками, напоминающими мерлушку или каракуль, и может украсить изделие. Кора бархата амурского и пробкового дуба имеет рельефную, вишни, желтой акации и других пород глянцевую поверхность. Такая кора хорошо смотрится в композиции.
Находки необходимо антисептировать и защитить от пыли, влажных влияний. Вместо антисептирования находки можно проварить в насыщенном растворе поваренной соли в течение получаса.
В связи с тем что грибы развиваются только при определенных температуре (от 2 до 35 °С, наиболее благоприятная — 15—25 °С) и влажности (более 20%, наиболее благоприятная — 30 — 60%), лесную находку следует хорошо просушить. Сушат медленно. Если во время сушки трещины все-таки появились или есть дупло или выбоина, их заделывают самодельной шпатлевкой из мелких древесных опилок или пыли, замешанных на клею. Шпатлевку можно подцветить акварельными красками или пастой для шариковых авторучек. Крупные трещины или отверстия заделывают кусочками древесины с тем же направлением волокон, что и соседствующие.
Чтобы не испортить естественную поверхность древесины, лесные находки не следует покрывать лаком. Их поверхность покрывают одним-двумя слоями восковой мастики или если лаком, то сильно разбавленным, чтобы не было блеска.
К работе над лесной скульптурой можно подходить по-разному. В одном случае достаточно только найти сучок и, отгадав заключенный в нем образ, водрузить на подставку. В другом — скульптурные композиции собирают по заранее составленному эскизу (или даже по модели из мелких сучьев, которые помогут увидеть изделие в объеме, определить пропорции элементов и более рационально решить композицию), подпиливая и подгоняя друг к другу множество деталей. Собранный материал и немного фантазии всегда подскажут вам, как поступить в том или ином случае.
При изготовлении лесной скульптуры ветки и корни деревьев, как правило, требуют совсем незначительной доработки. Для миниатюр зачастую применяют небольшие веточки, имеющие разнообразную интересную конфигурацию. Особенно хороши для миниатюр веточки дуба.
Идею образа в лесной скульптуре подсказывает сама находка. Но главная роль, решающее слово при создании образа принадлежат человеку. Мастер идет за природной пластикой, ничем ее не нарушая, только слегка подчеркивает там, где это нужно, внимательно присмотревшись, убирает все лишнее и завершает художественный образ, угаданный в созданных природой естественных формах.
Лесная скульптура должна быть доходчива и понятна, образ — правдивым и ярким. Осторожно прикасайтесь резцом, освобождая то, что заключено самой природой. Не следует переделывать заготовку, стараясь воспроизвести точные пропорции и формы. Ведь в лесной скульптуре вовсе необязательно добиваться полного сходства, достаточно показать наиболее характерные черты. Главное, чтобы получившееся изделие хорошо смотрелось, его необычные формы были понятны и нравились.
Следует избегать вычурности, излишней усложненности, перегруженности. Не следует украшать изделие ненужными мелкими деталями — ничем неоправданными веточками и наростами, которые отвлекают внимание от основной идеи. Если какая-то деталь, будь она даже очень красива, не несет определенных функций, смело удаляйте ее.
Природа не так уж часто преподносит нам более или менее конкретный образ. Поэтому так важно осмыслить, додумать и обработать нахожу. Для этого порой требуется значительная работа.
Хорошо высушенную заготовку выставляют на видное место. Специально на нее можно и не смотреть — она все равно «мозолит» нам глаза. Иногда повернут, перевернут заготовку и, только когда окончательно созреет решение, берутся за резец.