Бывает, что образ долго не раскрывается (как правило, автор месяцами переставляет и поворачивает — «вертит» заготовку; одни заготовки лежат годами, другие сразу «просятся» в руки), не следует торопиться, так как исправлять ошибки в форме и композиции изделия очень сложно, а подчас и невозможно. В трудных случаях задуманный образ целесообразно проверить моделированием в пластилине.
Образ в деталях представить трудно, поэтому и в процессе работы и в перерывах пусть изделие также стоит или лежит на видном месте.
Иногда при разных ракурсах в находке можно увидеть совершенно непохожие друг на друга образы. Однажды на берегу Минского моря автор нашел отполированный волнами обломок корня сосны, который был похож на летящего орла, а после переворачивания — на голову быка.
Созданная природой скульптура из корня или ветки может быть на удивление реалистична. Иногда образ в находке может передаваться неясно. Он то брезжит в пластических формах корня или ветки, то словно скрывается в них, то опять выныривает на поверхность, как играющая рыбка. Вы решили «проявить» образ. Не следует спешить. Нужно подумать, может, стоит оставить образ неясным, сложным, «полупроявленным», словно бы взывающим к вашей фантазии.
В находке можно увидеть нечеткие, мерцающие образы, косвенные намеки, которые очаровывают своей неясностью, тревожат воображение заключенной в ней загадкой.
Использование резьбы в лесной скульптуре
В лесной скульптуре допускается вмешательство с незначительным применением резьбы, но с условием, что она не нарушит природную пластику, а напротив, подчеркнет её. Относится это в первую очередь к работам, несущим в себе конкретный образ. Однако здесь нужно соизмерять свои силы и возможности — ведь резьба должна выполняться на очень высоком уровне. Если вы уверены, что не повредите заготовку, то можете резать.
Во многих работах лесных скульпторов встречаются случаи удачного использования резьбы и даже значительной, выполненной на очень высоком уровне. Они отличаются оригинальностью сюжетов, тщательностью и скрупулезностью в создании образов (рис.17).
С наступлением холодных дней исчезает летняя красота. Природа блекнет, тускнеет. Унылая пора, но... За лето можно заготовить множество декоративных растений, которые могут всю зиму стоять в вазе и украшать интерьер жилища.
Это метелка тростника, соцветие рогоза или камыша, побег физалиса с оранжевыми фонариками или просто ветка хвойного дерева с двумя-тремя шишками, стебли злаков и т. д.
Используя неповторимое разнообразие готовых природных форм, можно создать интересные декоративные композиции.
Декоративные композиции с использованием природных форм просты, понятны, любимы многими и доступны всем.
Они могут включать в себя уже готовые творения природы как растительного (рис. 18), так и животного и минералогического происхождения. Такая композиция может стать подлинным произведением искусства и, созданная по его законам, содержать глубокий смысл, нести в себе некую идею, оказывать эстетическое и эмоциональное воздействие на человека.
На начальном этапе создания композиции следует учесть место ее установки. В свободном пространстве, посередине зала, лучше создать композицию с круговым обзором. В этом случае надо позаботиться, чтобы композиция смотрелась привлекательно со многих точек. При размещении композиции у стены или на плоскости стены, где основным будет фронтальное оформление, следует учесть изысканную простоту и естественность материалов. Немаловажны также тщательный подбор материала, привлекательный вид элементов, смелое их сочетание и естественное расположение, гармоничные соотношения.
Основой композиции может стать лесная находка. При ее разработке не надо далеко уходить от форм, созданных природой. Постарайтесь при обработке находки не снизить выразительность естественной формы и фактуры.
Если естественные формы лесных находок недостаточно выразительны, в отдельных случаях возникает необходимость их немного изменить — ведь форма композиции должна соответствовать задуманному образу и создавать определенные впечатления. Нельзя в динамичных композициях оставлять вялые, поникшие формы. Для усиления экспрессии используют формы переменного сечения со стремительными линиями и крутыми поворотами. Лиричные композиции, наоборот, должны иметь мягкие формы с плавными линиями, для чего применяют прямые или плавно закругленные стволы,- сучья и корни одного сечения, заглаживают присучковатую зону.
При составлении композиции необходимо умело соединять однотипные или разнотипные части, где форма и содержание должны быть согласованы между собой и в целом, ведь композиция не должна нести в себе бессмысленное «нечто».
Каждый отдельный фрагмент должен быть взаимосвязан с целым и восприниматься как плавное движение от одного компонента к другому и от отдельных компонентов к целому.
Ничто не должно нарушать этого плавного движения.
Все работе должно быть подчинено единому ритму, очень продуманно надо убирать все лишнее, мешающее общему композиционному решению. Но, хорошо продумав форму, не следует бояться расстаться с лишним, нарушающим эту форму, со всем, без чего можно обойтись. В едином замысле должны быть объединены назначение, форма, материал, цвет.
Природа наростов до сего времени до конца не выяснена. По мнению одних они вызываются поражением клеток грибами, морозом или появляются на месте механических повреждений; по мнению других причиной является заражение дерева определенными вирусами. Есть мнение, что наросты возникают на том месте, где сидел пчелиный рой, после чего из-за биологического стимулирования древесина растет в несколько раз быстрее. Интересную особенность заметили геологи: там, где растут на березе наросты в виде бочонка, вероятны залежи кобальта и никеля.
Порослевые породы (береза, ольха, тополь, ива и др.) в условиях пойменных сырых грунтов часто дают прикорневые отпрыски. Когда эта поросль в раннем возрасте систематически уничтожается скотом, паводками или лесными пожарами, нижняя часть ствола и ближайшие к ней корни утолщаются, превращаясь в нарост, пронизанный лучами и вздутиями древесины неразвившейся поросли. Нередко эти конусообразные вздутия выходят на поверхность, образуя материал неповторимой формы.
По форме наросты делятся на два вида: круговые — опоясывающие, окаймляющие ствол вокруг, и боковые — растущие сбоку дерева.
Наросты встречаются на всех породах деревьев, чаще на лиственных. У некоторых пород наросты встречаются часто (например, у дуба, березы, ольхи, сосны).
Наросты по расположению в них волокон делятся на две группы: обыкновенные, рисунок которых напоминает аккуратно расчесанные волосы — этот нарост носит название сувель-вал (рис. 19, а, 20, 21) и наплывы с причудливо изогнутыми, закругленными мелкими кружевными узорами, называемыми капами (рис. 19, б, в, 22).
Кап, растущий на стволе дерева, принято называть стволовым, а у корня — прикорневым, или капо-корнем. Капо-корни встречаются в лесу гораздо чаще, чем стволовые.
Древесина нароста обладает более высокими декоративными и физико-механическими свойствами по сравнению с обычной прямослойной древесиной. Она заметно отличается текстурой, цветом, блеском, прочностью, твердостью и плотностью (например, спиленный березовый нарост имеет плотность 1,1 — 1,3 т/м3, — он тонет в насыщенном растворе поваренной соли). Повышенные прочность и твердость обуславливаются сильной свилиеватостью — спутанностью древесных волокон. Наросты мелкососудистых лиственных (клена, березы и др.), не тронутые грибными окрасками, в результате шлифования дают приятную светлую поверхность, которая хорошо смотрится под прозрачным покрытием, образуя светлые перламутровые переливы в местах изгибов волокон. Иногда отдельные участки усохшей древесины нароста покрыты грибной окраской, которые после шлифования и полирования образуют пятна, контрастирующие со светлой древесиной и служащие дополнительным декоративным элементом в изделии — «изюминкой».
Капы — это своего рода тайники, где скапливаются нераскрывшиеся, спящие почки дерева. Каждая из них многократно обернута древесными волокнами.
Для знатока древесины кап — чудо из чудес. По форме капа можно судить о ценности каповой древесины (рис. 22, 23). Чем больше кап имеет глазков, тем красивее его текстура.
Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.
Иной раз текстура у капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком (даже две части от одного распила после шлифовки будут различны, так как при отпиливании и шлифовке удаляется часть древесины), поэтому изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.
Очень красива древесина капов клена, вишни, груши. Весьма ценным на международном рынке считается нарост грецкого ореха. Бывали случаи, когда отдельные наросты, имеющие муаровый текстурный рисунок, ценились на вес серебра. Обычно наросты имеют небольшие размеры, но встречаются экземпляры до двух метров в диаметре и весом более тонны. И вся эта масса сплошь покрыта волшебными узорами.