Смекни!
smekni.com

«Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве» (стр. 7 из 10)

Бывает, что образ долго не раскрывается (как правило, автор месяцами переставляет и поворачивает — «вертит» заготовку; одни заготовки лежат годами, другие сразу «про­сятся» в руки), не следует торопиться, так как исправлять ошибки в форме и композиции изделия очень сложно, а подчас и невозможно. В трудных случаях задуманный образ целесообразно проверить моделированием в пластилине.

Образ в деталях представить трудно, поэтому и в про­цессе работы и в перерывах пусть изделие также стоит или лежит на видном месте.

Иногда при разных ракурсах в находке можно увидеть совершенно непохожие друг на друга образы. Однажды на берегу Минского моря автор нашел отполированный вол­нами обломок корня сосны, который был похож на летя­щего орла, а после переворачивания — на голову быка.

Созданная природой скульптура из корня или ветки мо­жет быть на удивление реалистична. Иногда образ в наход­ке может передаваться неясно. Он то брезжит в пластических формах корня или ветки, то словно скрывается в них, то опять выныривает на поверхность, как играющая рыбка. Вы решили «проявить» образ. Не следует спешить. Нужно подумать, может, стоит оставить образ неясным, сложным, «полупро­явленным», словно бы взывающим к вашей фантазии.

В находке можно увидеть нечеткие, мерцающие образы, косвенные намеки, которые очаровывают своей неяснос­тью, тревожат воображение заключенной в ней загадкой.

Использование резьбы в лесной скульптуре

В лесной скульптуре допускается вмешательство с не­значительным применением резьбы, но с условием, что она не нарушит природную пластику, а напротив, подчеркнет её. Относится это в первую очередь к работам, несущим в себе конкретный образ. Однако здесь нужно соизмерять свои силы и возможности — ведь резьба должна выпол­няться на очень высоком уровне. Если вы уверены, что не повредите заготовку, то можете резать.

Во многих работах лесных скульпторов встречаются слу­чаи удачного использования резьбы и даже значительной, выполненной на очень высоком уровне. Они отличаются оригинальностью сюжетов, тщательностью и скру­пулезностью в создании образов (рис.17).

Декоративные композиции

С наступлением холодных дней исчезает летняя красо­та. Природа блекнет, тускнеет. Унылая пора, но... За лето можно заготовить множество декоративных растений, ко­торые могут всю зиму стоять в вазе и украшать интерьер жилища.

Это метелка тростника, соцветие рогоза или камыша, побег физалиса с оранжевыми фонариками или просто ветка хвойного дерева с двумя-тремя шишками, стебли злаков и т. д.

Используя неповторимое разнообразие готовых природ­ных форм, можно создать интересные декоративные ком­позиции.

Декоративные композиции с использованием природных форм просты, понятны, любимы многими и доступны всем.

Они могут включать в себя уже готовые творения при­роды как растительного (рис. 18), так и животного и ми­нералогического происхождения. Такая композиция может стать подлинным произведением искусства и, созданная по его законам, содержать глубокий смысл, нести в себе не­кую идею, оказывать эстетическое и эмоциональное воз­действие на человека.

На начальном этапе создания композиции следует учесть место ее установки. В свободном пространстве, посередине зала, лучше создать композицию с круговым обзором. В этом случае надо позаботиться, чтобы композиция смотре­лась привлекательно со многих точек. При размещении ком­позиции у стены или на плоскости стены, где основным будет фронтальное оформление, следует учесть изыскан­ную простоту и естественность материалов. Немаловажны также тщательный подбор материала, привлекательный вид элементов, смелое их сочетание и естественное расположе­ние, гармоничные соотношения.

Основой композиции может стать лесная находка. При ее разработке не надо далеко уходить от форм, созданных природой. Постарайтесь при обработке находки не снизить выразительность естественной формы и фактуры.

Если естественные формы лесных находок недостаточно выразительны, в отдельных случаях возникает необходи­мость их немного изменить — ведь форма композиции дол­жна соответствовать задуманному образу и создавать опре­деленные впечатления. Нельзя в динамичных композици­ях оставлять вялые, поникшие формы. Для усиления эксп­рессии используют формы переменного сечения со стреми­тельными линиями и крутыми поворотами. Лиричные ком­позиции, наоборот, должны иметь мягкие формы с плав­ными линиями, для чего применяют прямые или плавно закругленные стволы,- сучья и корни одного сечения, заг­лаживают присучковатую зону.

При составлении композиции необходимо умело соединять однотипные или разнотипные части, где форма и со­держание должны быть согласованы между собой и в це­лом, ведь композиция не должна нести в себе бессмысленное «нечто».

Каждый отдельный фрагмент должен быть взаимосвязан с целым и восприниматься как плавное движение от одного компонента к другому и от отдельных компонентов к целому.

Ничто не должно нарушать этого плавного движения.

Все работе должно быть подчинено единому ритму, очень продуманно надо убирать все лишнее, меша­ющее общему композиционному решению. Но, хорошо про­думав форму, не следует бояться расстаться с лишним, нарушаю­щим эту форму, со всем, без чего можно обойтись. В еди­ном замысле должны быть объединены назначение, фор­ма, материал, цвет.

ОБРАБОТКА НАРОСТОВ

Природа наростов до сего времени до конца не выясне­на. По мнению одних они вызываются поражением кле­ток грибами, морозом или появляются на месте механи­ческих повреждений; по мнению других причиной явля­ется заражение дерева определенными вирусами. Есть мнение, что наросты возникают на том месте, где сидел пчелиный рой, после чего из-за биологического стимули­рования древесина растет в несколько раз быстрее. Инте­ресную особенность заметили геологи: там, где растут на березе наросты в виде бочонка, вероятны залежи кобаль­та и никеля.

Порослевые породы (береза, ольха, тополь, ива и др.) в условиях пойменных сырых грунтов часто дают прикорне­вые отпрыски. Когда эта поросль в раннем возрасте систе­матически уничтожается скотом, паводками или лесными пожарами, нижняя часть ствола и ближайшие к ней корни утолщаются, превращаясь в нарост, пронизанный лучами и вздутиями древесины неразвившейся поросли. Нередко эти конусообразные вздутия выходят на поверхность, образуя материал неповторимой формы.

По форме наросты делятся на два вида: круговые — опо­ясывающие, окаймляющие ствол вокруг, и боковые — рас­тущие сбоку дерева.

Наросты встречаются на всех породах деревьев, чаще на лиственных. У некоторых пород наросты встречаются час­то (например, у дуба, березы, ольхи, сосны).

Наросты по расположению в них волокон делятся на две группы: обыкновенные, рисунок которых напоминает аккуратно расчесанные волосы — этот нарост носит назва­ние сувель-вал (рис. 19, а, 20, 21) и наплывы с причудливо изогнутыми, закругленными мелкими кружевными узорами, называемыми капами (рис. 19, б, в, 22).

Кап, растущий на стволе дерева, принято называть ство­ловым, а у корня — прикорневым, или капо-корнем. Капо-­корни встречаются в лесу гораздо чаще, чем стволовые.

Древесина нароста обладает более высокими декоратив­ными и физико-механическими свойствами по сравнению с обычной прямослойной древесиной. Она заметно отличается текстурой, цветом, блеском, прочностью, твер­достью и плотностью (например, спиленный березовый нарост имеет плотность 1,1 — 1,3 т/м3, — он тонет в на­сыщенном растворе поваренной соли). Повышенные проч­ность и твердость обуславливаются сильной свилиеватостью — спутанностью древесных волокон. Наросты мелко­сосудистых лиственных (клена, березы и др.), не трону­тые грибными окрасками, в результате шлифования дают приятную светлую поверхность, которая хорошо смотрит­ся под прозрачным покрытием, образуя светлые перла­мутровые переливы в местах изгибов волокон. Иногда отдельные участки усохшей древесины нароста покрыты грибной окраской, которые после шлифования и полиро­вания образуют пятна, контрастирующие со светлой древесиной и служащие дополнительным декоративным эле­ментом в изделии — «изюминкой».

Капы — это своего рода тайники, где скапливаются не­раскрывшиеся, спящие почки дерева. Каждая из них мно­гократно обернута древесными волокнами.

Для знатока древесины кап — чудо из чудес. По форме капа можно судить о ценности каповой древесины (рис. 22, 23). Чем больше кап имеет глазков, тем красивее его текстура.

Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное пере­плетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концен­трических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше та­ких точек с концентрическими кругами, тем живее и деко­ративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура у капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном пере­плетении древесных волокон можно различить образы фан­тастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком (даже две части от одного распила после шлифовки будут различны, так как при отпиливании и шлифовке удаляется часть древесины), поэтому изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Очень красива древесина капов клена, вишни, груши. Весьма ценным на международном рынке считается нарост грецкого ореха. Бывали случаи, когда отдельные наросты, имеющие муаровый текстурный рисунок, ценились на вес серебра. Обычно наросты имеют небольшие размеры, но встречаются экземпляры до двух метров в диаметре и ве­сом более тонны. И вся эта масса сплошь покрыта волшеб­ными узорами.