Известный поэт и сценарист Тонино Гуэрра тоже создавал по собственным эскизам мебель из отслуживших свой век досок, ручек, петель и замков, которые находил в своем маленьком средневековом городке. И затем детали такой мебели тщательно, по кусочкам, как мозаика или витраж, собирались в единое целое: межкомнатные двери, створки шкафов, просто декоративные настенные композиции.
Создавая рустикальную, грубоватую мебель, дизайнеры стремятся проявить ее индивидуальность, показать красоту состарившейся древесины, ее историю. Но иногда чтобы придать древесине "биографию" ее можно просто искусственно состарить, для этого дерево обрабатывают солью и появляются живописные трещины и расщелины, как будто этой мебелью пользовались уже несколько веков. Или используют старые пни твердых пород деревьев, например, тика, снимают с них кору, полируют древесину, создавая экзотические предметы мебели, какими они могли бы быть в жилище древнего человека.
Мебелью из самого распространенного в России дерева - сосны сегодня никого не удивишь, но и этой, такой привычной для нас древесине, можно придать совершенно новый, экзотический вид. По особой технологии прокрашенная сосна имеет интересную фактуру: прожилки дерева проступают сквозь цветной - черный, зеленый, янтарный или коричневый - фон. Такие столы, скамьи и стулья, отделанные кожей и коваными накладками напоминают обстановку средневековых замков.
Конечно, пластик ярок, прочен и долговечен, но только дерево способно красиво и благородно стареть, набирая цвет, тепло и воспоминания…
В лесу всегда можно встретить стволы-кривулины, стволы с наплывами и утолщениями, наростами и изгибами. Это и есть тот материал, из которого можно изготовить простую, но прочную и удобную мебель.
Изготовление мебели с использованием природной пластики характерно не только для нашего народа. В Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге экспонируется два гарнитура — стол с двумя креслами и стол с четырьмя креслами из корней красного дерева, изготовленные китайскими мастерами в XIX веке. Мебель имеет приятный красно-бурый цвет и необычное пластическое решение. Скомпонована она полностью из корней дерева, за исключением столешниц столов и сидений кресел, для которых использованы доски такого же цвета, что и корни. Один стол имеет круглую столешницу с ажурной стойкой, расширяющейся книзу в виде треноги, второй — квадратную столешницу с четырьмя ножками. Столешницы стволов по периметру имеют ажурное обрамление из корней, напоминающее скатерть с кружевами, как бы ниспадающими книзу. Форма у кресел типичная: четыре ножки, спинка, сиденье, подлокотники. Ажурные ножки, спинка и подлокотники дополняются обрамлением сиденья, которое подобно обрамлению столешниц создает замысловатый и затейливый узор. Оба гарнитура решены в одном стиле.
Мебель, созданную на основе природных форм, называли самородной. Ее можно в основном разделить на три типа: мебель, основанная на остроумном конструктивном решении, скульптурно обработанная мебель и мебель, в Iкоторой конструкторские решения сочетаются со скульптурной обработкой.
Самородная мебель делается обычных габаритов. Она выглядит очень необычно, но хорошо вписывается в современный интерьер как жилых помещений, так и общественных зданий.
Весьма интересным материалом для изготовления самородной мебели являются древесные наросты. Из них можно сделать оригинальные столы, столики типа журнальных, столики или полки для телефона, кресла, стулья, табуреты, бары.
Для мебели нужны наросты больших размеров. Большую сложность представляет их сушка. Автор обычно сушит нарост поначалу (месяцев 10—15) в коре, замазав срезы толстым слоем глины, затем снимает кору и глину, заворачивает заготовку в плотную ткань и выдерживает еще месяцев 8—10, после чего досушивает уже без ткани еще полгода.
Добывать наросты для мебели непросто. Про каждую из таких заготовок можно услышать целые легенды. Представьте себе капо-корень старого фисташкового дерева весом в 120 кг. От одной мысли об этом уже становится тяжело, и, даже если учесть, что корень был сказочно красив, станет ненамного легче. А еще представьте, что он находится на берегу Черного моря (думаю, тут вам еще больше «заплохело»). Что ни говорите, а автор — сильный и мужественный человек: сумел все-таки отправить этот нарост багажом по железной дороге (вот откуда и известен вес, а не так просто — «на глазок»), доставить его в минскую городскую квартиру и прямо в ней (у автора, как и у большинства из нас, нет мастерской; здесь самое время обратить внимание и на мужество родных и близких автора, проживающих с ним в квартире) обработать твердую, подобную камню, древесину. Оказывается, она не резалась, а откалывалась при вырубании резцом. Безумно жалко остатков этого интересного материала — они все ушли в щепки, настолько твердой и хрупкой была древесина.
Цвет древесины оставлен без изменений — светлая заболонь и почти черное ядро. Заготовка перевернута корневой частью вверх. В качестве опоры использована часть ствола, под которую прикреплен плоский дисковый шарнир (использован покупной «Диск здоровья»), позволяющий креслу легко поворачиваться. Без шарнира повернуть его было бы весьма затруднительно — вес кресла около 60 кг. Со стороны капо-корня выбрана полость — место для сидения. Наружная рельефная форма сохранена (рис. 27, 1).
Из такого же капо-корня с частью стволовой древесины (рис. 28, а) можно смастерить и стол (рис. 28, л). Кресло (рис. 28, к), подобное сделанному Л. Д. Ждановьм из капо-корня (рис. 27, 1) можно сделать и из стволового нароста с частью ствола (рис. 28, б).
Стволовые наросты с частью ствола (рис. 28, в, г) можно использовать для изготовления кресел и стульев несколько иной конструкции (рис. 28, з, и).
Большого размера наросты при небольшом диаметре ствола (рис. 28, д) можно использовать для изготовления кресел на опорах-шарнирах (рис. 28, е) или с опорой — «курьей ножкой» (рис. 28, ж). Из камчатской каменной березы автор сделал кресло в форме кисти руки человека в полусжатом состоянии. В находке он увидел образ: некий великан посадил в свою ладонь-кресло человека.
Для изготовления столешницы для столика типа журнального используют один срез большого нароста или два среза нароста средних размеров. Наиболее интересный вариант — использование одного среза нароста большого размера. Нарост для столешницы, кроме больших размеров, должен иметь причудливую форму, чтобы спил получился интересным как по текстуре, так и по контурному рисунку (рис. 27, 5).
После отпиливания среза нароста (автор производил двуручной пилой с помощью товарища) выравнивают верхнюю и нижнюю плоскости (особенно тщательно верхнюю) при помощи стамески, инкрустируют отверстия и трещины кусочками этого же нароста, шлифуют и наносят защитное покрытие.
Затем подбирают опору для стола. Она должна соответствовать столешнице и обеспечить устойчивость в жесткость стола.
Дачная и садово-парковая мебель
Садово-парковая и дачная мебель отличается простотой и естественностью. Так, на основе нескольких оставшихся после санитарной рубки леса или парка пней, имеющих высоту 40 — 60 см, может быть оформлен уголок отдыха (рис. 29, 1). Можно возле большого пня, имеющего высоту 50 — 60 см, вкопать в землю несколько чурбачков-табуретов (рис. 29, 2). Это простейшие варианты. Но могут быть и немного посложнее. На спиленном пне или чурбаке, только более высоком, выпиливают еще и спинку и получают стул (рис. 29, 3). Уставшему лесному путнику на нем сидеть намного удобнее, чем на чурбаке. Если на два таких стула закрепить несколько жердей, то получится лесной диван (рис. 29, 4). Подобный диван можно сделать и из высоких чурбаков, вкопанных в землю (рис. 29, 5), или обрезков ствола с ответвлениями (рис. 29, 6).
Оригинальную перегородку-вешалку для прихожей можно сделать из стволиков деревьев с сучьями (рис. 30), которые используем в почти первозданном виде. С помощью такой перегородки-вешалки можно сделать так, чтобы длинная прихожая казалась уже, а квадратную разделить и создать интересный интерьер.
Высоту перегородки можно сделать как до потолка, так и ниже.
Основными декоративными элементами, одновременно выполняющими функции вешалки, являются толстые стволики деревьев с сучьями. Заготовки очищаются от коры, подрезаются в соответствии с задуманным решением и после сушки (а сушить следует медленно, чтобы предотвратить растрескивание) обрабатывают шлифовальной шкуркой — все острые грани должны быть заовалены.
Основную несущую раму изготавливаем из досок толщиной 45 — 60 мм и шириной 100 — 150 мм, закрепляем в гнезда стволики с сучками и фиксируем их между собой и между стойками из досок декоративными срезами деревьев при помощи шурупов. Толщина срезов может быть 30 — 40 мм. Вместо срезов деревьев стволики между собой и дощатыми стойками можно зафиксировать сучками, расположенными в плоскости перегородки. Сучки, выступающие из плоскости перегородки, выполняют роль крючков вешалки.
«Традиционный материал для постройки всего дома»
Дерево, прежде всего - это мебель и пол (паркет или дощатое покрытие). Но в северных странах, к которым наша страна тоже относится, дерево было традиционным материалом и для постройки всего дома. Поэтому в русских избах, финских и шведских домах, швейцарских шале, и даже фахверковых домах Англии, Голландии и Германии стены и потолок были полностью деревянными или имели деревянные балки-опоры, чередующиеся с беленой штукатуркой. Для американских домов тоже характерно сочетание каменной оштукатуренной поверхности и выступающих концами деревянных бревен и балок.