государственный университет по землеустройству
кафедра архитектуры
Реферат на тему:
«Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве»
Работу выполнил:
Группа
Москва 2004
Содержание:
Горячее печатание и рисование. 16
Фактуру древесины можно изменить. 18
Использование резьбы в лесной скульптуре. 23
Жесткий каркас для ворот, калиток и дверных полотен. 29
Дачная и садово-парковая мебель. 33
«Традиционный материал для постройки всего дома». 34
Список используемой литературы. 39
Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина.
Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Да почему как? Ведь попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом живут вторую жизнь.
Человек издревле ценит древесину как материал сравнительно недорогой, но достаточно прочный и способный сохранять тепло, доступный обработке.
Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские «игрушки, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы.
Археологи открыли в пинских болотах древнейшие селения на деревянных сваях. Им 6 тысяч лет.
Из дерева строилась Великая Русь — удивления достойные храмы, двадцатидвухглавая Преображенская церковь на Кижском погосте с многочисленными «бочками», «кокошниками», крылечками; знаменитая Адмиралтейская игла, ставшая символом невской столицы; срубленная без единого гвоздя бревенчатая изба, экспонировавшаяся на всемирной выставке в Париже в конце прошлого века, за красоту пропорций, простоту и мудрость конструктивных решений названная «русским Парфеноном»; несгораемая деревянная печь в архиерейском доме Успенского собора во Владимире. И все это создали простые мужики из Чухломы и Владимира с помощью обыкновенного ножа и топора.
В старину большинство изделий из древесины имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер стремился привнести частицу красоты: большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Если выразительная текстура древесины могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка, валек для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращались в истинное произведение искусства.
Но и сегодня древесина не утрачивает своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта.
Она приобретает всё большую популярность у дизайнеров интерьера и строителей современных уютных домиков-коттеджей. Именно об уюте натурального дерева и возможностях использования его в художественном оформлении жилища пойдёт речь в этой работе.
*******
Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты.
Дерево в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологической релаксации, навевая воспоминания детства и бабушкиного дома: деревянный дощатый пол, по которому можно ходить босыми ногами, незамысловатая деревянная мебель и рамы зеркал.
Может быть поэтому, в наш век высоких технологий, когда синтетика мастерски имитирует то, что создавалось природой: камень, дерево, шерсть и мех, почти идеально сохраняя внешнее сходство с оригиналом, даже улучшая его новыми качествами: прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к износу, - интерес к натуральным материалам не только не исчезает, но даже растет.
Вновь популярен в городских квартирах наборный паркет. В нем помимо традиционных: дуба, бука, ясеня, клена и ореха используется и экзотическая древесина: олива, бамбук, венге, различные сорта красного дерева. Возвращаются из эпохи модерна начала прошлого века деревянные панели стен, деревянные рамы дверей и цветных витражей, вновь становится популярной мебель из массива древесины, изготовленная на заказ.
Дерево - самый древний и распространенный в европейских жилищах материал, он не потеряет своей популярности никогда. Благодаря легкости обработки его украшают резьбой, комбинируют с металлом, стеклом, кожей, инкрустируют, расписывают, наносят рельефные рисунки. А в середине прошлого века научились достигать эффекта состаренного дерева и теперь недостающие предметы мебели в антикварных интерьерах любых эпох дополняются добротным новоделом. Остановимся подробнее на декоративной обработке дерева: резьбе, мозаике и декоре копчением.
Резьбой по дереву человек начал увлекаться с незапамятных времен. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель и посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Подлинной красотой отличаются резные деревянные игрушки.
Существует много видов резьбы по дереву. Это плосковыемчатая, или углубленная; плоскорельефная; рельефная; контррельефная; прорезная, или пропильная; скульптурная, или объемная; домовая, или корабельная.
При плосковыемчатой резьбе рисунок образуют различной формы углубления — выемки (рис. 1, 2). Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня фона, а верхние находятся на его уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной (линейной).
Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — полос, треугольников, квадратов, окружностей, сегментов. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, создают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода.
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна для выполнения, она не требует, как рельефная резьба, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.
Геометрическая резьба подразделяется на две разновидности: трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногтевидную.
Трехгранно-выемчатая резьба — это резьба, резными элементами которой являются треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты, ромбы.
Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова и состоит из двух этапов: накалывания и подрезки (рис. 3). Вырезают треугольник так. На его середину наносят точку, в которую вставляют носик ножа, а рукоятку располагают строго вертикально. Пятку ножа направляют к одной из вершин треугольника и с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2 — 3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки делают накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивают доску, а не нож. После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 30 — 45° к поверхности доски, ставят вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2 — 3 мм; от середины по мере приближения к другой вершине постепенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку, а при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы.