В других европейских странах тоже были явления неизвестного существа, в котором можно было пережить присутствие Христа. Это существо, оказав помощь кому-то, потом бесследно исчезало. Здесь, по-видимому, речь идет о ясновидческих восприятиях. Как следует из публикаций во время Второй мировой войны, во многих местах совершались явления Христа. Он спасал солдат от смерти, выводил людей из подвала, перед тем как тот обрушился, утешал людей, которые были больны или подвергались истязаниям, побуждал людей к добрым делам (22)
Несколько десятилетий после последней войны встречи со Христом в обычных ситуациях жизни описывали среди других шведские исследователи Гуннар Хиллердаль и Берндт Густавзон, а также американский исследователь Г. Скотт Cпeрро.(23) В 1973 г. Хиллердаль и Густавзон, сотрудники института социологии и религии в Стокгольме опубликовали свою сенсационную книгу о переживаниях присутствия Христа. Они начали свои исследования с предложения к читателям шведской ежедневной газеты описывать их переживания, связанные с Иисусом. Они получили на это свыше ста ответов, в которых люди сообщали о своем личном общении со Христом. Его лик был главным образом, очень строг, но из глаз струилась не поддающаяся описанию сила и любовь. Cпeрро собирал сведения о подобных переживаниях в Северной Америке, которые сообщали ему в связи с одной статьей об общении с Христом, которую он опубликовал в одном журнале. Во введении к своей книге "Я с вами во все дни" он относит эти переживания к cеми категориям: общение в бодрственном состоянии, переживания физического исцеления, переживания душевного исцеления, конфронтации, опыт посвящения, общение в форме наставления, и подтверждающие сообщения.
В начале семидесятых годов в Америке возник интерес к явлению, которое известно в медицинских учреждениях, но обычно рассматривается там, как иллюзия или симптом психического заболевания; это так называемое "переживание близости смерти". Элизабет Кюблер-Росc, Раймонд Муди и Георг Ричи написали на эту тему книгу, которая вызвала мировую сенсацию.(24) Описанные там переживания были частично известны из другой литературы, но полнота и подробности описаний ошеломительны. Тут было что-то новое, а именно явление существа из света, явление, которое по более ранним описаниям не происходило столь явно.
Муди приводит пятнадцать подробностей, которые относятся к большинству переживаний. Позднее он присоединил сюда еще некоторые, которые, однако, наступали только у людей в течение долгого времени пребывавших в состоянии клинической смерти. Сюда относится переживание всезнания, посещение города из света, восприятие области с несчастными духами, и переживание сверхчувственного спасения. Путешествие через темный тоннель принадлежит к обычному опыту, точно так же как общение с существом из света, которое с любовью принимает данного человека и предлагает ему или ей просмотреть часть панорамы собственной жизни. Это созерцание собственной жизни ведет к некоторому пониманию и выводам, которые не теряют значения, после того, как данная личность возвращается к жизни. С новой силой и с новыми моральными силами этот человек снова принимает свою нить жизни.
Все эти переживания до известной степени носят субъективный характер из-за собственных образов и идей. Для многих было само собой разумеющимся что существо из света идентифицировалось со Христом. Но с этим существом встречались и те люди, у которых не было религиозной подоплеки, однако, и на них произвела глубокое впечатление излучаемая Им любовь и моральная сила. Мне сообщили об одном русском еврее, который во время смертельной болезни, встретил Христа, что побудило его незадолго перед смертью перейти в христианство. Точно также я слышал, что исламский фундаменталист в одной телевизионной программе говорил о переживании Христа и о том, что его жизнь, после того как он стал христианином, в корне изменилась.
Из ряда вон выходящее впечатление производит сообщение Данниона Бринкли и Энжи Фенимор.(25) Бринкли в 1975 г. ударила молния, и он почти полчаса находился в состоянии клинической смерти. В сопровождении некоего духовного вождя он посетил в течение этого времени город из кристалла. Тринадцать существ света дали ему там точные предсказания о будущем, большая часть из которых с тех пор уже сбылась. Фенимор описывает свое близкое к смерти переживание, которое она испытала в 1991 г. во время попытки самоубийства. Вместе с другими совершившими самоубийство она оказалась в каком-то мире теней, пока ее не освободило оттуда светлое существо.
Наряду с такими переживаниями, которые оставляют у человека впечатление, что он имел встречу со Христом, имеется много иных описаний из прошлых десятилетий, которые связаны как с миром умерших так и с миром неродившихся. Бывает так, что мать перед зачатием испытывает духовное соприкосновение с тем ребенком, который хочет придти к ней, и он даже сообщает ей свое имя. Многие матери ощущают, когда духовный зародыш ребенка связывает себя с ними, и переживают высшее "Я" своего ребенка во время беременности.(26)
У детей мы находим множество таких духовных переживаний. Они видят сны о своих младших братьях и сестрах, которые находятся еще на пути к Земле, о событиях более ранней жизни или о своих встречах с ангелами.(27) При пробуждении они иногда предвидят, что произойдет в наступающий день. В особых ситуациях они могут видеть невидимых существ, например "элементарных духов" (духов природы). Такие восприятия приходят по большей части в течение первых семи лет жизни и быстро исчезают, если родители и учители не обращают на это внимания. Ребенок может сохранять эту форму ясновидения дольше, если на этом заостряют внимание.
Однако, не только ребенок переживает, что его сопровождали ангелы или водители. Взрослые точно так же могут устанавливать связь с миром ангелов и переживать, что ангел имеет задачу сопровождать их в жизни и делать возможными встречи с другими людьми. Следующий замечательный феномен - это факты, свидетельствующие о том, что многие люди всех возрастных групп могут вспомнить свои прежние земные жизни или воспринимать образы оттуда. Хороший пример такого рода дает Дженни Кокелль из Англии, которая написала две книги о своих видениях.(28)
Связь с миром ангелов и с прежней жизнью можно в наши дни достичь и с помощью определенной практики такой, как "чаннелинг". Благодаря этому раскрывается окно в духовный мир и можно получать сообщения от некоторых существ. Переживания прежних жизней могут быть вызваны во время состояний подобных трансу, а также благодаря концентрации внимания. Такие ретроспективы могут иногда помочь нам преодолеть определенныe страхи, если их причины мы обнаруживаем в преыдущей жизни, и травмирующие переживания еще раз проходят перед сегодняшним сознанием.(29)
Во всяком случае, относительно воспоминаний о прежних жизнях следует принять некоторые оговорки. При реинкарнационной терапии должен быть поставлен вопрос по поводу истинности содержания этих переживаний - особенным образом вопрос, кому эти воспоминания принадлежат. Это относится также и к воспоминаниям о холокосте, которые получили широкое распространение благодаря книге американского раввина и терапевта Йонассана Гершома "Возвращаются ли жертвы холокоста снова?", а также благодаря шведке Барбро Карлен, которая говорит, что она вспоминает о своей жизни в качестве Анны Франк.(30)
Это ведет нас к более глубокому изучению основ этого нового опыта, а также к изучению его отличий от опыта получаемого при использовании наркотических веществ. Очевидно, что с начала семидесятых годов уделяется много внимания обоим видам духовного опыта. Благодаря этому многие люди осваивают новое внутреннее пространство. Центральным вопросом новой спиритуальности становится вопрос о методах, посредством которых мы можем вступить в это пространство и подготовить наше сознание к спиритуальному опыту.
Во многих своих лекциях Рудольф Штейнер подготавливал своих слушателей к духовным переживаниям, которые были возможны в течение XX в. Благодаря антропософски ориентированной духовной науке он хотел сделать возможным понимание таких переживаний. Антропософия имеет в этой области особую задачу: подготовить людей нашего времени ко Второму Пришествию Христа.
В соответствие с сообщениями Рудольфа Штейнера человечество в целом перешагнуло порог духовного мира в период между 1841 и 1879 гг. Это стало возможным благодаря aрхангелу Михаилу, который с 1879 г. принял духовное водительство над нашим временем. С 1841 по 1879 гг. Михаил боролся с так называемыми "духами тьмы", чтобы очистить духовную сферу Земли от злых сил. Тем самым он вызвал падение этих духов на Землю, и, в то же время открыл для людей возможность новой коммуникации с духовным миром. Рудольф Штейнер называет Михаила ведущим aрхангелом нашего времени и инициатором современной духовности. Традиционные образы показывают, как Михаил побеждает дракона с помощью своего копья, но не убивает его. Тем самым указывается на то, что мы нашего дракона, проявляющего активность в двойнике, не убиваем, но должны преобразить.
Этот, пока еще бессознательный переход порога духовного мира, ведет человечество к тому, что жизненный путь может стать осознанно переживаемым путем посвящения. Осознание духовных переживаний касается не только индивидуальной жизни, оно касается как социальной жизни, так и жизни человечества в целом. В связи с такого рода осознанием мы узнаем от Рудольфа Штейнера, что с конца XIX в. в конституции человека наступило изменение. Это связано с окончанием периода духовного помрачения, который в индийской традиции обозначается как "Кали Юга". За этим периодом начавшимся в 3101 г. до Р.Х. и закончившимся в 1899 г., следует светлая эра, светлый период, который будет продолжаться 2500 лет. В конце этого периода люди снова будут владеть ясновидческими способностями из-за того, что человеческое эфирное тело (жизненное тело, которое дает физическому телу жизнь и форму), будет высвобождаться от физического тела, в то время как на протяжении Кали Юги оно было тесно связано с ним.