Эта новая культура стала комплексным движением. В широком смысле она охватывает ряд альтернативных проявлений, но в более конкретном, узком смысле мы имеем тут дело с импульсом, происхождение которого связано со школой американской теософки Алисы Бейли (1880-1949). В 1919 г. она имела свой первый медиумический контакт с тайным мастером из региона Гималайских гор, Джаваль Xулем, который называл себя "Тибетцем" и продиктовал ей на протяжении около тридцати лет целый ряд книг. Этот мастер через Алису Бейли ввел в двадцатые годы понятие "Hью-эйдж" и говорил на тему Второго пришествия Христа. При этом Христос обозначался как мировой Учитель, распространяющий культуру Нью-эйдж по всей Земле. Кроме того, Христос был якобы и тем Бодисатвой - Мантрейей, которого ожидали буддисты, а в будущем, якобы, должен был стать новым Буддой.
Такое визионерство не ново. Его можно найти у русской Елены Петровны Блаватской (1831-1891), "бабушки" культуры Hью-эйдж. Она была основательницей Теософского Общества и имела подобно Алисе Бейли медиумический контакт с тайными мастерами. Блаватская отождествляла Иисуса из Назарета, который, в соответствии с христианской традицией принял в себя Существо Христа во время крещения на Иордане (христиане разных конфессий по-разному истолковывают это событие -прим. перев.), с Иисусом бен Пандирой, духовным вождем древнееврейского братства ессеев. Иисус бен Пандира был примерно за сто лет (до P.Х.) побит камнями и повешен на кресте. По сообщениям Рудольфа Штейнера Иешу бен Пандира был одной инкарнацией Бодисатвы Мантрейи и вовсе не был одним и тем же лицом с Иисусом из Назарета. Поскольку теософские медиумы не имели связи со сферой Христа, а удерживали связь только с более низкой сферой Бодисатв, они могли и Христа считать только Бодисатвой.
С 1909 г. в Теософском oбществе распространилась идея, что Христос якобы снова воплотился в индусском мальчике Кришнамурти (1895-1986). Это было той причиной, почему Рудольф Штейнер провел разделительную черту между Антропософским движением и теософией; он энергично выступал за то, что Новое Явление Христа состоится не в физической, а в эфирной сфере Земли. Интересно то, что в 1929 г. Кришнамурти тоже отделился от теософов, причем именно из-за того, что они хотели прославить его как мирового Учителя и перевоплощение Христа. Позднее он стал учителем духовной свободы и истинным представителем современной спиритуальности. После того, как о физическом возвращении Христа учила Алиса Бейли, эту точку зрения, с некоторым перерывом, подхватил в 1977 г. шотландский художник Бенджамин Крим. Он снова возвещал якобы предстоящее явление Мирового учителя Мантрейи-Христа.
Без сомнения, представление о новом физическом воплощении Христа относится к заблуждениям культуры Нью-эйдж. Идея нового физического воплощения Христа, культивируемая в узких кругах этого движения , пробуждaет надежды на великого учителя, который должен придти, чтобы спасти человечество. Однако современная духовность предрасполагала, что мы найдем учителя в нас самих, в нашем высшем "Я", которое связано со Христом. Но в культуре Hью-эйдж тоже есть мыслители, как например, американец Давид Шпанглер, которые отрицают идею вторичного физического воплощения Христа. Он говорит о развитии планетарного сознания, в котором человек сознает свое единство с космическим Христом.
Кроме подобных заблуждений о природе Христа нет также и единого мнения о сроках начала "Века Водолея". Некоторые полагают, что он уже начался, однако астрономические расчеты показывают, что только с 2375 г. точка весны - точка весеннего равноденствия Солнца - будет стоять в знаке Водолея. Рудольф Штейнер сообщал, что в Восточной Европе культура Водолея (шестая послеатлантическая культурная эпоха) начнется в 3573 г. Должно пройти примерно 1200 лет (считая от 2375 г., астрономического начала эры Водолея), прежде чем человечество сможет внести в культуру новые инспирации Водолея. Согласно воззрениям Рудольфа Штейнера новая, "Cветлая эра" началась уже с 1899 г., когда окончилась темная эра (Кали Юга). Это, в то же самое время, было началом апокалипсиса, центральным событием которого является Второе Пришествие Христа.
В движении Нью-эйдж ощущается сильный уклон в сторону Азии, который выражается во многих восточных методах внутреннего развития и медицинской практики. Часто это связано с бегством от земной действительности и с почитанием гуру. Учитель (гуру) рассматривается как авторитет, который не нуждается в оправдании: он может властвовать над своими учениками и использовать их в своих личных целях( власть, почитание, богатство, или престиж). Так индийский гуру Бхагаван (1931-1990) требовал от своих учеников передать ему свое "Я". Это противоречит современной спиритуальности.
Такие люциферические наклонности идут рука об руку с материалистическими представлениями. В движении Нью-эйдж все рассматривается как энергия и дух описывается как в высшей степени утонченная форма материи. Такая точка зрения восходит к "тибетцу", инспирировавшему Алису Бейли. На той же основе известный физик Фритьоф Капра в 1983г. применил современную научную теорию систем, чтобы описать нашу духовную реальность. (42)
В движении Нью-эйдж проявляются духовные традиции из различных культур прошлого. Среди них индейские традиции Северной Америки, кельтские традиции Западной Европы и различные азиатские традиции. Они возвращают древние спиритуальные познания и практики, которые должны быть приспособлены к современным условиям. Они во многом могут обогатить наш современный образ жизни, столь глубоко подпавший влиянию материалистических идей. Для многих людей открытие древней практики исцеления, диеты и поста, дыхания, медитации, общей жизни, развития сознания, сакрального танца, жизни с земными и космическими силами ведет к важным изменениям в их жизни. Таким образом они получают возможность на более углубленном уровне связать себя с существенными элементами своих собственных культурных традиций.
Встреча с культурой Нью-эйдж фактически побуждает нас углубиться в корни нашего собственного существа и новым образом связать себя с нашей культурой. Для многих людей Нью-эйдж предоставляет путь, приоткрывающий современную спиритуальность и роль Христа в современном развитии человечества. Одних этот путь приводит сначала к древнеазиатским традициям, других - к древнеевропейским, тогда как третьих он ведет кк новой спиритуальной итерпретации действительности, развиваемой учеными Нью-эйдж, такими как Фритьоф Капра.
С началом развития культуры Нью-эйдж раскрылись врата восточноевропейских традиций. Начиная со второй половины шестидесятых годов многие молодые люди отправлялись в Индию, пытаясь уйти от материалистической культуры Запада. Позднее, восточные учителя приезжали в Северную Америку и Европу, чтобы основать там свои духовные центры. Но на этом пути многим западным людям стало ясно, что азиатские традиции в некотором смысле опасны для современного спиритуального развития; эти опасности должны быть преодолены. В азиатских течениях можно потерять как связь с действительностью, так и контроль за собственным внутренним развитием. Это может произойти, если мы будем рассматривать учителя (гуру) как безаппеляционный авторитет, господствующий над своими учениками и использующий их в личных целях (власть, почитание, богатство или статус). Индийский гуру Бхагаван (Осхо) (1931-1990) требовал от своих учеников, чтобы они передавали ему свое "Я". Для современной спиритуальности это недопустимо.
Возобновление связи с традиционными формами европейской спиритуальности привело к восстановлению спиритуального прошлого Европы, подавленного христианской церковью и современной наукой. Особому притеснению подвергались связи с природой и космосом (связи с природными духами, энергиями, геомантика, знание целебных трав и цветочных экстрактов, знание о влияниях Солнца, Луны и планет) В этой области движение Нью эйдж заново открыло много лечебных методов, нашедших свое место в альтернативной медицине. На той же основе были развиты новые формы терапии, акцентировавшие связь микро- и макрокосма, связь тела, души и духа. Эта новая всеобщая медицина интегрировала и китайскую технику акупунктуры.
Дальнейшее развитие Нью-эйдж культуры привело к созданию нового духовного образа мира, носящего более всеобщий и экологический характер. В этом тоже состоит важный вклад культуры Нью-эйдж в изменение нашего нынешнего материалистического образ мира.
Движение Нью-эйдж обещает земой рай, в котором люди будут счастливы и здоровы и будут излучать только добрые энергии. И все же часто возникает впечатление, что возникает мир, где господствует эгоизм, поскольку люди заняты, главным образом самими собой и не развивают ни чисто духовных, ни социальных импульсов. Рассматриваю движение Нью-эйдж в широком смысле, встречаешь людей, которые по большому счету не имеют никакого понятия об импульсах щколы Алисы Бейли и е идее о втором воплощении Христа в физическом теле.
Говоря о движении Нью-эйдж в широком смысле, мы имеем там дело с людьми, которых привлекает новая спиритуальность, где больше нет никаких традиционных представлений (таких, например, как церковные) предписывающих человеку как он должен духовно развиваться. Современные люди хотят иметь собственный опыт и расширять свой духовный горизонт. Успех книги "Пророчества" Джеймca Рэдфильда показывает, чем они увлечены. Духовные сведения сообщаемые книгой весьма скудны, но она работает с образами, которые говорят душе. Читатель отправляется в духовное путешествие, и знакомится с представлениями, которые отчасти согласуются с его собственным опытом. Таким способом идеи о карме и реинкарнации завоевывают широкую аудиторию, которая испытывает духовный голод в этом отношении. Остается неосвещенной конфронтация с двойником.