Поскольку современные люди развивали новое духовное сознание, они могут устанавливать связь с духовным миром, находясь в бодрственном, дневном сознании, и тем самым давать возможность своим духовным прозрениям впиваться в практическую жизнь. Это возможно, если мы развиваем "душу сознательную" и нам открыты духовные переживания. Это происходит даже в малом, если двое или большее количество людей сообща ищут решения вопроса (например, о воспитании детей) и тогда один из них получает ответ, инcпирированный из духовного мира.
Вместо древних физических храмов должно быть устроены духовные храмы как в человеческой душе, так и в социальной жизни. Это может произойти на пути создания внутреннего пространства, а также социального пространства, в котором человек поддерживает связь с духовным миром и принимает инспирации от высших существ для того, чтобы разрешить проблемы нашей сегодняшней культуры. Такие духовные храмы могут быть устроены с помощью медитации и развитых сил сердца, а также благодаря новым формам ведения разговора. Вышеупомянутая "Медитация краеугольного камня" Рудольфа Штейнера ставит целью образование таких мест.
Эти невидимые храмы могут быть построены людьми, которые для этого погружают этот "краеугольный камень" в сердце. Рудольф Штейнер говорил о внутреннем Гетеануме, (так был назван духовный центр антропософского движения в Дорнахе, вблизи Базеля в Швейцарии). Там, где мы сознательно объединяемся в сообществax, должно быть создано эфирное пространство, в котором благие духи связываются с человеком.
Рудольф Штейнер ввел в Свободной высшей школе так называемые "классные уроки". Пока он мог читать лекции, он дал для первого класса этой школы девятнадцать таких уроков с медитациями и указаниями для общения с духовными существами внутри духовного храма. До недавнего времени права читать такие лекции было закреплено за чтецами, назначаемыми для этой цели правлениeм Общества. Но затем они поступили в продажу, так что каждый интересующийся мог приобрести их и, тем самым, будучи даже вне Высшей школы и вне Общества, использовать их.(45)
Солнечные храмы "новых мистерий" могли, в соответствие с видением Рудольфа Штайнера, возникать всюду, где группы людей работают вместе, поставив себе духовную и социальную цель. Благодаря духовным исследованиям может возникнуть обновление нашей культуры, которая в настоящее время приходит в упадок и грозит погрязнуть в материализме. Если бы антропософия правильно опекалась со стороны Антропософского oбщества, в конце XX в. могла бы наступить кульминация в развитии антропософии. Рудольф Штейнер сообщал, что именно в это время начнут вновь воплощаться и сходиться вместе учителя Школы Шартра, действующей во Франции (990-1200 гг.), инспирированные философией Платона, а также учителя аристотелизма, схоластики XIII-XIV вв. столетий. Он говорил также, что многие из тех, кто связал себя с антропософией в начале XX в. снова будут воплощаться к концу столетия. Этот ожидаемый высший пик антропософии еще не наступил.
Для того, чтобы могла быть развита новая спиритуальная культура, должны быть образованы не только маленькие сообщества с духовными интересами, но и все наше общество в целом должно быть изменено. В 1917 г. Рудольф Штейнер предположил "тройственность" для нашего общества в культурной, политической и хозяйственной сферах. Тем самым можно было бы воспрепятствовать зависимости культуры от экономики, воспрепятствовать устранению морали из политики, и воспрепятствовать повсеместно господствующей в экономике силе эгоизма. Активизация нового общественного порядка означала для Рудольфа Штейнера высшую форму духовной активности.
В этой связи Рудольф Штейнер говорил 9-ого октября 1918 г. о новых духовных импульсах, которые ангелы хотели внести в человеческие души в XX в. Он приводил при этом три импульса для развития новой культуры.(46) Первая предпосылка для развития нового oбщества - это импульс братства. Братство будет вести к тому, чтобы люди благодаря глубокому интересу друг к другу открывали тайны другого человека. Второй импульс - это та религиозная свобода, которая должна вести нас к тому, чтобы разглядеть Божественное в жизни каждого человека; и наконец, импульс, через мышление идти в мир духа, что приведет к новому оживлению духовного сознания. Эти три импульса вместе образуют основу для общества будущего.
Если же люди не воспримут сознательно работу aнгелов, то она будет иметь негативные последствия. Рудольф Штейнер предупреждал, что они могут выступить перед 2000 г. В этом случае человек будет захвачен сексуальными инстинктами, которые сделают невозможным какое бы то ни было братство. Это происходит в первую очередь на пути проявления националистических чувств, в которых - по Р.Штейнеру - активизируются эти инстинкты. Вместо религиозной свободы пришло бы инстинктивное знание о некоторых химических субстанциях в области медицины, которые могли бы нанести большой вред душе. А вместо нового духовного сознания возникло бы инстинктивное ознакомление с возможностями употребления духовных сил в целях эгоистического высвобождения энергии.
Эти три негативных воздействия имеют отношение к негативным вариантам тех трех видов тайн, которые Рудольф Штейнер описал в 1-oм декабре 1918 г.(47) Речь идет о трех способностях человека, которые еще должны быть развиты для будущей культуры, а также об трех особенных задатках существующих (1) в англоязычном мире (особенно в Севернй Америке), (2) в Центральной Европе, и (3) в России и Азии. Распространение этих способностей по миру и ограничение возможности их развития в тех странах, где они не даны от природы будет обусловливать в будущем социальную конфигурацию человечества.
Первую разновидность оккультизма Рудольф Штейнер обозначил как "механический оккультизм". Этот оккультизм позволяет выполнять механическую работу в практически неограниченном масштабе , с помощью моторов, приводимых в движение эфирными силами. Во второй половине XIX в. американский инженер Джон Кили (1827-1898) заставлял мотор двигаться с помощью музыкальных колебаний, когда он играл на скрипке. Эта способность была только у него самого, в то время как другие не могли повторить этот феномен. Рудольф Штейнер указывал на то, что эгоистическое применение этого явления англо-американской элитой будет содействовать установлению мирового господства, причем эта элита будет в состоянии с помощью этого "механического оккультизма" душить в зародыше бунтарские выступления недовольных людей.
Для своей драмы-мистерии Рудольф Штейнер создал детальную модель такого мотора, так называемого "мотора Штрадера".7 Рудольф Штейнер говорил, что только в том случае, если где-либо на Земле станет реальностью справедливое общественное устройство в смысле "социальной троичности", такая энергия сможет быть использована позитивным образом. В различных странах в настоящее время предпринимаются исследования на тему "Мотора Кили".(48)
Вторая из развивающихся способностей - это "евгенический" оккультизм. В то время как первая способность является, главным образом, мужской принадлежностью, вторую способность приобретают русские и азиатские женщины; она состоит в определении момента зачатия в согласии с планетарными констелляциями. С помощью космических законов можно сводить на Землю души с хорошими или дурными импульсами. В зависимости от того, как эта способность будет реализовываться, она приведет или к моральному подъему, или моральному падению человечества.
В Центральной Европе люди будут в качестве третьей способности развивать "гигиенический оккультизм". Эта способность основывается на факте, что человеческое тело обладает целебными силами, которые могут быть использованы физическим образом в целях профилактики заболеваний, которые не обусловлены кармически. Благодаря такой способности в будущем удастся превзойти материалистически ориентированную медицину. По Рудольфу Штейнеру именно эти целебные силы организма будут использоваться в духовных исследованиях, способствуя ясновидческому восприятию.
Я предполагаю, что эта спиритуальность будущего связана с овладением потоком эфирных сил, которые, - на пути внутреннего развития - могут регулироваться сердцем. Мы имеем дело с энергией кундалини, которая может быть направлена по трем различным направлениям, выбор которых зависит от наследственности людей Запада, Центральной Европы и Востока. То, насколько далеко зайдет развитие морального сознания человека, будет определять, станут ли эти способности служить на благо всего человечества, или эгоистическим и национальным интересам.
В первой половине XX в. было три значительных учителя эзотерического христианства, которые в основанных ими духовных школах возвещали новую практическую спиритуальность людям, искавшим в своей жизни духовного водительства. В Центральной Европе таким учителем был Рудольф Штейнер. В 1900 г. он прочел свою первую лекцию в Теософском oбществе. В том же 1900 году Петр Дунов собрал своих учеников в Болгарии. Это событие положило начало "Белому братству", которое относилось к богомильской традиции и в 1922 г. образовало свою оккультную школу. Как и Рудольф Штейнер, Петр Дунов прочел тысячи лекций, в которых он хотел сообщить человечеству новое понимание Христа.(49) В 1934 г. Ян фон Рийкенборх основал Pозенкрейцерское oбщество в Голландии, из которого позднее возникли школа "Золотого розенкрейцерства", гностическая школа, следовавшая традиции катаров. В течение XX в. появлялись также и иные, перечисленные в данной книге учителя, которые указывали на различные аспекты современного ученичества. Все они подготовляли пробуждение современной спиритуальности.