Как движение Вальдорфских школ и антропософская медицина, переживавшая взлет с началом семидесятых годов, когда все больше самосознающих людей шло им навстречу, так и число взыскательных потребителей интересующихся здоровыми биологическими продуктами питания тоже возрастало. Они тоже обратили внимание на биодинамическое сельское хозяйство и продукты с торговой маркой "Деметер". Они знали, что духовное начало в нашей жизни определяется, помимо прочего, качеством наших продуктов питания. Впрочем далеко не все из них понимают различие между биологическим и биодинамическим сельским хозяйством. Будущее биолого-динамического сельского хозяйства зависит от того, насколько далеко смогут развить производители и потребители этой продукции свое понимание духовных основ этой формы хозяйствования.
С качественной точки зрения вполне определенную роль играет тут и то, готовится ли пища с любовью или с безразличием. Говоря вообще, этот вопрос имеет отношение к выказыванию Рудольфа Штейнера о том, что при своем общении с природой человек может способствовать втеканию в Землю моральных сил. Если наше отношение, наш подход к природе проникнут любовью и заботой, то мы становимся участниками формирования новой Земли. Апостол Павел в "Послании к Римлянам" (гл. 8, 18-28) упоминает о страдающей природе, которая страстно ожидает освобождающих и целебных сил, которые могут устремиться из сердца человека. Природа и сама подвержена процессу умирания, однако с помощью человека может достичь новой жизни.
В экологическом движении присутствует сознание о страданиях природы. Гринпис (Зеленый мир) и другие организации проводят кампанию против загрязнения окружающей среды и применения атомной энергии. Многие группы выступают против генетических изменений растений и генетических экспериментов как с животными, так и с клонами. В антропософских кругах разумеется тоже протестуют, поскольку считают, что совершенно недопустимо повреждать единство и целостность творений.
Скульптор и ландшафтный художник из Словении Марко Погачник особым образом посвятил себя деятельности, направленной на укрепление сил Земли. Вмешательство человека, такое как строительство автострад, иссушение источников, возведение колоссальных зданий в чувствительных точках Земли разрушает повсюду энергетическое поле и силовые линии. С помощью различных методов, например, установкой по типу акупунктуры камней и ансамблей он пытается внести вклад в исцеление ландшафта.(56)
В медицине имеются очень древние традиции духовного знания, первоисточником которого являлись мистериальные храмы древности. Нам известно о медицинской мудрости кельтских друидов, центрально-европейских розенкрейцеров. Ту же основу имеет и традиционная китайская медицина. В антропософской медицине, возникшей в 1924 г., но подготавливаемой благодаря курсу для врачей и студентов медицины уже с 1920 г., Рудольф Штейнер в сотрудничестве с голландским врачом Итой Вегман положили основы для расширения обычной медицины. Такими основами послужили новое учение о человеке, которое различает три системы органов: систему нервов и чувственного восприятия, ритмическую систему сердца и легких, и метаболическую систему обмена веществ и членов тела.
Если высшее "Я" человека, живущее в тепловой составляющей тела может быть активизировано, то тем самым оказывается упорядочивающее и гармонизирующее воздействие на душу, которое через жизненные силы эфирного тела простирается вплоть до физического тела.(57) Антропософская медицина рассматривает болезнь как процесс, исполненный глубокого значения, при котором должны развиваться силы "Я", так охватывающее тело, чтобы вновь восстановить гармонию трех систем.
Рудольф Штейнер проложил новую дорогу для медицины, он дал указания по диагностированию заболеваний, открыл методы изготовления медикаментов и сам создал целый ряд новых лекарственных средств. Однако до его смерти было положено лишь начало этой новой медицинской науки. Эта новая наука зарекомендовала себя на практике как надежная, хотя медикаменты уже не кажутся столь эффективно, как в первые десятилетия XX в. Иногда приходится применять и общепринятые химические препараты. Это может быть следствием того, что функциональная деятельность эфирного тела человека повреждается радиоактивным проникающим излучением, отравляющими химическими веществами и чрезмерным возбуждением органов чувственного восприятия.
Эта новая медицинская наука предъявляет к врачу очень высокие требования; все труднее после обычного медицинского обучения, напечатляющего материалистические представления о болезни, успешно завершить переподготовку на антропософского врача. Как вальдорфский преподаватель должен развивать педагогическую интуицию, так и у антропософского врача дело не пойдет без некоторого ясновидческого прозрения функций органов, их связи с планетами, прозрений и общее состояние человеческого организма. А это совсем не так просто. По сравнению с техническим прогрессом обычной медицины развитие антропософской медицины происходит гораздо медленнее, так же как и развитие новых лекарственных средств и терапевтических методов. Важную роль при этом имеет организация терапевтических центров , где (антропософские) врачи работают с другими терапевтами.(как, например, с психотерапевтами, специалистами по художественной терапии, по терапии движения, массажистами)
Очень медленно развивается "гигиенический оккультизм". Я могу представить себе в каком направлении могло бы происходить подобное развитие; сошлюсь при этом на один пример. Ясновидящий целитель, экстрасенс, назначает пациенту лекарство, однако рецепт лекарства должен выписать домашний (участковый) врач. Участковый врач раздражен, так как он не одобряет данное лекарство; несмотря на это он все же выписывает его, хотя и против воли. Пациент с лекарством возвращается к целителю, который говорит ему: "В этом лекарстве я чувствую злобу вашего врача: эта злоба лишает лекарство эффективности, делает его бесполезным". Если бы врач с пониманием отнесся к препарату, и составлял рецепт с любовью, то - по моему мнению, - благодаря этому можно было бы продвинуться на пути нового "гигиенического" оккультизма.
Это означает, что лекарство могла бы стать носителем тех целебных сил, которые излучаются из сердца врача. По мнению некоторых антропософских врачей в будущем, возможно, даже не будет необходимости в использовании каких-либо лекарственных субстанций как физических носителей для передачи пациенту целебных сил, поскольку такие силы могут сообщаться при разговоре и даже на расстоянии, так как здесь помогает Христос. Медицина в будущем может стать такой, что излечение будет производиться с помощью сил сердца, связанных в свою очередь с эфирными силами Христа.
Уже упоминавшийся киприот Даскалос был замечательным целителем, он не брал платы за лечение и помощь, которую он оказывал. Он обладал глубоким знанием о человеческих двойниках, которых он называл "элементалами". Три книги, которые написал о нем Кирьяк Маркидес, напоминают историю дона Хуана по Карлосу Костанеде, однако в первом случае книги (о Даскалосе) опираются на традиции эзотерического христианства.(58) Сам Даскалос не выражал особого удовольствия по поводу этих книг. Во всяком случае в различных странах есть люди, которые изучают его учение. Сюда относится исцеление с помощью эфирных энергий и сил любви. Исцеление посредством эфирной энергии было методикой известной в храмах древности, например в форме возложения рук. Благодаря Рудольфу Штейнеру мы узнали, что в будущем все больше людей будут способны исцелять руками.
Исцеление с помощью сил сердца я рассматриваю как важнейшую задачу антропософской медицины. Этот способ исцеления отличается от других форм, которые тоже работают с космическими энергиями, причем отдельный человек служит в этом случае всего-навсего каналом. В "гигиеническом" оккультизм мы должны иметь дело с целебными силами внутреннего Солнца, которые создаются самим человеком. Для того, чтобы действовать, такой целитель должен встать на внутренний путь сознательного морального обучения. Работа с жизненной энергией (например, аукопунктура и таоистская практика) тоже требует фундаментального обучения, основанного на понимании того, как следует обходиться с энергией сердца. Они могут быть вызваны только у такого человека, который обладает хорошо инкарнировавшим "Я" и хотя бы до некоторой степени приобрел независимость от двойника. Тогда он может объединить, в смысле антропософии, целебные силы эфирного Христа с энергией собственного сердца. Возможно, что это имеет место в "рейки" и других терапевтических методах.
Подобно тому, как антропософская педагогика проявляет консерватизм в отношении учебного плана, антропософской медицине пока не удается развить то, что было заложено Рудольфом Штейнером. Развивая лечебные схемы, она впадает в некоторый формализм. Она все больше развивается в сторону специализации вместо того, чтобы выполнять свое универсальное предназначение - способствовать обновлению во всех областях и тем самым создавать основу для новой спиритуальной медицины, которая рассматривает исцеление и болезнь человека в целом.
Она могла бы при этом плодотворно сотрудничать с современными терапевтическими медицинскими течениями, которые стремятся найти духовные методы исцеления тела; она могла бы принести им знание о духовных силах высшего человеческого существа. Современная спиритуальность в скрытом виде содержится в интегральном подходе к здоровью, благодаря которому на человека снова возлагается личная ответственность за его здоровье. В последнее время болезни будут все больше переживаться как сигналы того, что надо проверить, как идет жизнь и понять смысл заболевания. Болезнь становится образом жизненной ситуации, что может высвободить в организме новые целительные силы.