Важной областью исследования является раковая терапия и лечение СПИД-а. Для онкологических заболеваний разработан ряд альтернативных терапевтических методов, как, например, антропософская омела - терапия, развитая на основе экстрасенсорного прозрения Рудольфом Штейнером в феномен рака. В случае синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД-а) у нас еще нет ясной картины этой болезни. Общая точка зрения, что вирус СПИД-а вызывает заражение и заболевание весьма далека от совершенства. Заболеваемость возникает не только из-за внешних причин, но имеется много внутренних факторов, которые связаны с иммунной системой. Причиной, обуславливающей заражение СПИД-ом , помимо прочего, является, возможно, биохимическое повреждение иммунной системы человека, которое может быть вызвано многочисленными факторами. При этом в основном влияние оказывает радиоактивность, кроме того антибиотики, химические ядовитые вещества, загрязнения окружающей среды и неправильное питание.(59)
"Я" создает иммунную систему в качестве барьера против заболеваний. Заболевание СПИД-ом является знаком того, что в нашей современной культуре "Я" подвергается атаке, и как важно заботиться о духовном отношении к жизни, чтобы тем самым усиливать внутренние силы человека.
Построение новой социальной жизни
Мы уже видели, что вследствие возрастания индивидуализма традиционные привязанности между людьми стали слабее. При разрушении социального порядка, например, в кризисных ситуациях, можно наблюдать проявления эгоизма, когда каждый защищает лишь свои собственные интересы. В нормальной социальной жизни, во всяком случае происходит то же самое, но не так явно.
Дальнейший аспект изменения социальной жизни в современном обществе состоит в том, что на место коллектива, которое оказывало в прежние времена весьма позитивное влияние на поведение человека, указывая каждом его место в обществе, выступают теперь все более крупным организации, которые способствуют проявлению негативных сил человека. В современном предпринимательстве люди соревнуются друг с другом, стремятся занять более высокое положение, при этом используются как качества, имеющие отношение к двойнику (беззастенчивое самоутверждение, поспешное мышление и действие, агрессивность) так и качества, имеющие отношение к нашему высшему "Я" (моральность, забота о сотрудниках, осознанное применение сил сердца). Предпринимательская структура пронизывается таким образом сверху до низу. Руководство фирмы озабочено ускорением деятельности, а также тем, чтобы служащие постоянно ощущали на себе угрозу конкуренции. Силы двойника, исходящие от сотрудников, могут настолько укорениться на предприятии, что человек превратится, по существу, в производственную машину. При переструктуризации и рационализации может случиться так, что руководитель отдела должен принимать решение о том, кто будет уволен или переведен на сокращенное время работы, что приводит к возрастанию так называемого "моббинга", когда каждый пытается скрыто навредить другому.
Есть и иные возможности, способствующие привлечению негативных духовных существ из области современного предпринимательства. Я имею в виду исследовательские центры, где люди состязаясь друг с другом в условиях цейтнота и погони за деньгами, часто побуждаемые невероятным честолюбием работают над разрешением конкретных технических проблем. Со времени Второй мировой войны на этом пути было сделано много крупных открытий, которые носят в высшей степени сомнительный характер в смысле своей полезности для людей. Хороший пример такого рода - "Манхеттенский проект" по созданию первой атомной бомбы. В подобных ситуациях некоторые ученые создают некий круг для привлечения духовных существ тьмы от которых исходят инспирации содействующие решению вопроса.
Такова негативная противоположность "новым мистериям" современной духовности. Она возникла как результат процесса образования таких организаций, в которых задействованы силы человеческого двойника, причем эти силы, соединяются с силами группового двойника. Для того, чтобы противостоять развитию такого рода, Рудольф Штейнер рекомендовал путь образования сообществ, которые берут за основу созидательные силы высшего "Я". Мы только тогда сможем решить проблему современной социальной жизни, если мы сознательно работаем с нашими созидательными социальными силами.
Эта работа базируется на раскрытии тех социальных импульсов в человеке, которые исходят из сердца. Эти импульсы побуждают нас предоставлять другим людям как на внутреннем так и на внешнем уровне некоторое пространство в социальной жизни и делать их потребности одним из направляющих мотивов наших собственных поступков. С помощью таких импульсов наша распадающаяся социальная жизнь может быть заново отстроена на новом фундаменте.
Голландский правовед Дитер Брюлль (1922-1996) установил, что Рудольф Штейнер развивал различные элементы антропософского социального импульса в семилетнем ритме.(60) Как исходный пункт Брюлль берет здесь 1884 г., однако я считаю, что начальный импульс следовало бы отнести к 1891 г., когда в гетевской "Сказке о Зеленой Змее и Прекрасной Лилии" Рудольфу Штейнеру раскрылись поэтические иммагинации новой социальной жизни. В этой сказке змея, живущая в подземном xраме, приносит себя в жертву, чтобы превратиться в мост между двумя мирами. В результате этой жертвы храм выходит на поверхность Земли. Построение любого нового общества начинается с иммагинации, но и в то же время с конкретной задачи.
В 1898 г. Рудольф Штейнер сделал второй шаг в развитии социальных представлений антропософии, сформулировав следующим образом "Основной социологический закон": "Начало культурного состояния человечества сопровождалось его стремлением к возникновению общественных объединений; интересом этих объединений зачастую приносились в жертву интересы индивидуума; последующее развитие ведет к освобождению индивидуума от интересов объединения, к свободному раскрытию потребностей и сил отдельной личности."(61) Отсюда следует, что каждое сообщество должно создавать определенные рамки, в пределах которых отдельный человек мог бы раскрыться, получая с другой стороны содействие в своем развитии, что имеет место в семье. В случае если социальная жизнь не строится сознательно на основе добрых сил, антисоциальные силы, присущие каждому человеку, разрушают любое общество.
В 1905 г. Рудольф Штейнер делает третий шаг в данном направлении, дав формулировку "Основного социального закона", который гласит: "Для коллектива совместно работающих людей тем благотворней, чем меньше отдельный его член претендует на использование дохода от своей работы для самого себя, это означает, чем большую часть такого дохода он предоставляет своим сотрудникам, и чем большая часть его потребностей будет удовлетворяться не благодаря его работе, но благодаря работе других."(62) Этот закон создает предпосылки для благосостояния коллектива, причем он отделяет работу от дохода.
В 1912 г. Рудольф Штейнер в вышеупомянутой лекции говорит о любви и ее значении в мире. Способность при общения относиться с любовью к другому человеку заключена сердцевина социального импульса в любом коллективном образовании. В 1918 г. Рудольф Штейнер описал бессознательные жесты, которые возникают при любом общении. Он называл их "социологическим прафеноменом" и описывал это так: если два человека общаются друг с другом, то один из них постоянно пытается "усыпить" другого, тогда как другой постоянно хочет сохранять состояние бодрствования.(63) Это первичный феномен, прафеномен человеческого существования, состоит в том, что в нашем подсознании действуют социальные и антисоциальные влечения, которые должны на сознательном уровне использоваться при формировании общественных отношений. В разговоре, например, говорящий действует "усыпляюще", на другого человека, который лишь в течении определенного времени сохраняет способность к "слушанию", а затем должен развить свою мысль и хочет высказаться сам. Антисоциальный жест говорящего и социальный жест слушающего образуют связующий мост между людьми и делает возможным взаимопонимание между ними. Если к такому взаимопониманию стремятся сознательно и осуществляют это с любовью, причем действительно то "входят" в другого, то непредвзято раскрываются навстречу другому, участники общения помогают тем самым друг другу достичь высшего сознания и придти к более глубокому обоюдному пониманию. Они тогда взаимно пробуждают друг друга. Такие разговоры требуют высочайшего чувства ответственности и большой выдержки для того, чтобы не навязывать другому своих собственных мыслей и волевых импульсов. Истинная беседа, которая ведет к настоящему общению душ и дает новые силы, вовлекает нас в духовный мир, именно, в ту самую сферу эфирного Христа, который может силами любви благотворно воздействовать на общающихся людей.
Пятым шагом, предпринятым Рудольфом Штейнером в 1919 г. стало опубликование его книги "Основной пункт социального вопроса".(64) Здесь он изложил свои взгляды на "Социальную тройственность" или "Социальную трехчленность". Имеется ввиду подразделение общественной жизни на три автономно существующие сферы, каждая из которых должна регулироваться cвoим духовным принципoм. Для духовной жизни (культуры) необходим принцип свободы; для политической и правовой жизни - принцип равенства вех людей; для экономической, хозяйственной жизни - актуален принцип братства. Рудольф Штейнер рассматривал это не как утопию, но как реальный синтез социальных импульсов, обусловленный исторической необходимостью. Таим образом Рудольф Штейнер поставил идеалы французской революции на подобающее им место в социальной жизни. Внутри сообщества в целом "Социальная тройственность" ведет к созданию сферы права и долга, в которых равноправные люди выносят совместные решения или получают временные полномочия (мандаты) для разрешения отдельных конкретных задач, причем так, что никто не может пользоваться бесконтрольной властью над другими.