Если интерполировать с этой точки зрения рассматриваемый ритм развития, то в 1926 г. мог бы последовать шестой шаг, который не позволила осуществить смерть Рудольфа Штейнера в 1925 г. С конца 1923 г. важнейшей задачей для него стало упорядочивание кармы между различными потоками внутри антропософского движения. Можно предположить, что следующий шагом было бы стремление к осознанию совместной деятельности направленной на выполнение общих задач, а также выяснение вопроса о том, как действует двойник в каком-либо коллективе. Знание об этом могло бы привести к тому, чтобы мы учились совместно жить и совместно работать с другими людьми, даже если нам это совсем не хочется делать. Тем самым мы стали бы гармонизировать карму.
1933 г. социальный импульс антропософии мог бы совершиь седьмой шаг; при этом могло быть указано, каким образом в общинах может возникнуть социальный храм, в котором были бы возможны сознательные коммуникации с духовным миром. Было бы создано эфирное пространство для общения со Христом, Который, - как говорит Рудольф Штейнер, - с 1933 г. мог бы быть видимым в жизненной (эфирной) сфере Земли. (Рудольфу Штейнеру исполнилось бы к тому времени семьдесят два года). От таких храмов созданных людьми желающими совместно работать в области духовной жизни, могли бы по всей Земле распространиться "новые мистерии".
Такая форма построения сообщества еще не стала у антропософов осознанной. Многие еще не знают о том, что существует такой социальный импульс, хотя недостаток его ощущается в любом антропософском учреждении. В самых различных неантропософских кругах шаги в этом направлении обычно предпринимаются бессознательно и члены таких сообществ могут благодаря взаимной поддержке иметь духовные переживания, причем они получают некоторые инспирации и прозрения. В небольших масштабах нечто подобное происходит при каждом плодотворном разговоре. Он является социальной основой современной духовности.
Благодаря социальному импульсу мы можем установить новое отношение к духовным существам, которые хотят инспирировать людей, мы также можем различным образом содействовать тому, чтобы создавать социальное пространство в котором эти существа могли бы действовать. "Новые мистерии" осуществляются не только там, где общаются два таких посвященных, как Рудольф Штейнер и Ита Вегман, которые на этом пути положили основу антропософской медицине. "Новые мистерии" могут реализовываться также и при общении обычных людей, которые изъявляют готовность работать вместе. Рудольф Штейнер сообщил однажды, что духовный мир в будущем будет говорить только в группах людей. Кроме того, он говорил, что на определенной ступени группа даже может заменить посвященного. Там, где нет таких высоко продвинутых душ, нам необходимо живое сообщество, которое действительно в состоянии работать вместе для того, чтобы поддерживать направляющую линию в социальной жизни.
Дитер Брюлль указывал на то, что социальный импульс в антропософии является манихейским импульсом, первоисточник которого восходит к школе Мани, пророка Святого Духа, который в 276 г. по Р.Х. был убит в городе Гондхишапуре, в Иране. Он распространил христианское учение на большей части Азии; его центральной задачей была трансформация зла, а также создание сообществ, в которых среди людей могла бы распространяться сила любви. В Европе учение манихейства оказало глубокое влияние на богомилов на Балканах и в России, среди южно-французских катаров и тамплиеров.
С шестидесятых годов среди все более возрастающего числа людей появляется стремление создавать новые сообщества, что началось с коммун хиппи в Америке, а позднее предпринималось альтернативными движениями. Поиск новых общественных форм, дружбы и солидарности с другими стало необходимой составной частью общей социальной жизни. В основе таких поисков лежит глубокая потребность в общении в котором мы могли бы совершенно новым образом переживать друг друга и самих себя. Возможно, что в этом - важнейший ключ к нахождению современной спиритуальности. В настоящем общении становится видимым внутреннее Солнце двух человек.
Вне антропософии люди, глубоко связанные с импульсами современной духовности, повсюду ищут новых путей для образования сообществ. Одним из них является американский психиатр М. Скотт Пек.(65) Он указывает путь к сообществу, в которое могут войти люди, готовые признать существующие между ними различия, а не отрицать их. Такой процесс, хотя и неизбежно сопряженный с неприятностями, болью и опустошенностью, может стать дорогой к исцелению, ведущему к созданию сообщества. С антропософской точки зрения можно сказать, что Христос в эфирной сфере связывает людей в глубине их существа и дает им новые силы, подобно тому, как это может произойти при встрече двух людей. Эта эфирная помощь может быть вполне конкретно пережита в период кризисов в социальной жизни. Как встречи со Христом во время Второй мировой войны и переживаниях при приближении смерти, или чудеса исцеления, которые могут совершаться в терапевтическом процессе, так и этот вид помощи представляется мне результатом нового присутствия Христа в жизненной сфере Земли.
В обществе в целом студенческие беспорядки в 1969 г. дали ход демократическому движению, которое ставило себе целью взломать политические структуры власти. Можно сказать, что Рудольф Штейнер со своим движением за социальную тройственность был впереди своего времени. С конца шестидесятых годов отовсюду стал звучать призыв за право голоса, за демократическое принятиe решения и за контроль над действиями властей.. Влиятельное участие экономики в политике стало открытым; оно выступало против политических решений, угодных лишь партийной элите. Движения за мир, движение за охрану окружающей среды и многие другие возникали на этой ие низвержения духов тьмы. Иоанн видит выходящего из моря Зверя (глава 13), который подобен барсу, которому дракон передает свой трон и свою власть. Все жители Земли должны были склониться перед ним. Затем поднимается второй Зверь из Земли, который имеет дкоторой приходится считаться в век глобализации. Об этом писал Никанор Перлас, активист гражданского движения на Филиппинах, инспирированный антропософией.(66) Перлас организовал в 1998 г. вблизи Манилы международную конференцию на тему "Глобализация, антропософия и социальная тройственность". Tем самым он открывает антропософам глаза на глобальное гражданскoe движение. Особого внимания заслуживает также экономическое положение неимущих, и появление по всему миру новых национальных валют. Бельгийский специалист в области финансов Бернард Литaр в своей книге о будущем денег указывает на то, что эти валюты, основанные на солидарности, являются повсюду фактором, формирующим общество.(67)
Начиная с революции 1989 г. и конца холодной войны значение гражданских инициатив при осуществлении международной политики сильно возросло. Призыв к большей демократии (в числе других и на пути референдумов), борьба против элитарной глобализации становятся все более актуальной на фоне всевластия политической бюрократии, и на фоне нового развития Mировой торговой организации и монетарных международных организаций. Бороться за "демократию снизу" за мировой порядок, основанный на духовных, моральных и экологических ценностях - тоже одна из форм проявления современной духовности.
Судьба этих движений за социальнoe обновление показывает, что при этом связь с силами сердца просто необходима. Часть такого движения с конца шестидесятых годов вступила на путь радикализма и террора, как немецкая "Красная Армия" (РАФ), ирландская республиканская Армия (ИРА) и движение за независимость басков (ЕТА). Это к сожалению тоже одна из форм проявления духовности, но в самой мрачной форме; при этом членами таких организаций становятся только хладнокровные убийцы.
Политическиe акции не сопряженные с насилием нуждаются в собственной спиритуальности . Когда-то кельтские монахи и Франциск Ассизский могли инспирировать, воодушевлять и активизировать людей, для того, чтобы возникло новое экологическое сознание. Тот, кто хочет сегодня бороться за мир, может использовать в качестве инспиративного источника христианскую "теологию мирa" (как это делает, например, голландский теолог Генри Нaувен) а также "теологию освобождения" (вызванную к жизни Густавом Гутирецем из Перу, Леонардо Боффом из Брадилии и др.). Кроме того можно опираться на буддийскую спиритуальность, которая струится из глубоко инспиративного труда вьетнамского монаха Тич Нат Xана.(74) Наша работа по защите прав человека может быть инспирирована посредством жизненной практики, в которой мы вполне осознанно восстанавливаем справедливость по отношению к другому человеку. Фундаментом для новой социальной этики могли бы послужить идеи еврейского философа Эммануила Левинаca (1906-1995), который описал, как лицо страдающего человека может стать мощнейшей моральной апелляцией к нашей совести.
Если усилия по созданию нового общественного порядка будут направляться духовными мотивами, то мы откроем, что социальные импульсы во всем мире имеют один первоисточник. Социальный импульс является претворением импульса Христа - импульса любви в социальной жизни. Мы откроем, что в смысле эзотерического христианства все человечество является мистическим телом Христа.
Не случайно антропософия имела своим исходным пунктом Центральную Европу, где в прошедшее тысячелетие всегда чувствовался европейский пульс. С IX в. по Р.Х. духовные силы из Центральной Европы излучались надо всей Европой и приносили исцеление раздираемому враждой континенту. Об этом свидетельствуют традиции Святого Грааля, переданные в сказаниях Вольфрама фон Эшенбаха, мистика Хильдергарда фон Бингена и Майстера Экхарта, чешско-германская Реформация, вызванная Яном Гусом и Мартином Лютером. Все это нашло свое продолжение в братстве Розенкрейцеров, в Романтизме и германском идеализме (благодаря Гете и философии того времени), в антропософии и в так называемой Пражской весне 1968 г.