С такой точки зрения антропософия как таковая редуцируется до потока мышления. (Не вполне логичный вывод, ибо Ливехуд считал, что именно в самом антропософском движении действуют три вышеназванных потока -примеч. перев.) В действительности антропософия включает в себя все три аспекта души. Кроме того, в жизни эти три течения пронизывают друг друга. Если бы имело место такое схематичное стояние рядом мышления, чувства и воли, то антропософское движение должно было бы на пороге духовного мира раскалываться на три части и было бы неизвестно, откуда должна приходить интегрирующая сила. Однако книга Ливехуда хороша хотя бы тем, что обращает внимание на почти забытое движение манихейства. По моему мнению юыло бы более обосновано говорить о двух михаэлических потоках. Первый охватывает платоников, аристотеликов и другие группы, которые во время жизни Христа пребывали в духовном мире; другой поток охватывает те индивидуальности, которые в то время были инкарнированы в Палестине. К ним, прежде всего принадлежит кармическая группа, которае связана с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рудольф Штейнер открыл, что Иоанн Креститель перевоплотился в Рафаэля (1483-1520) и в Новалиса (1772-1801) и что Иоанн Богослов, евангелист, идентичен с Лазарем, которого Христос пробудил от смерти. В более поздней инкарнации, - по Рудольфу Штейнеру - Лазарь, родился снова как Христиан Розенкрейц (1378-1484), основатель Братства Розенкрейцеров. Другие духовные потоки, среди которых манихейское течение играет очень важную роль по построению общности, надо тоже причислить сюда. То, что раньше было разделено, Рудольф Штейнер хотел соединить вместе в одно новое духовное движение.
Антропософское движение должно было бы стать земным отображением духовной школы Михаила. После Первой мировой войны Рудольф Штейнер прилагал усилия к тому, чтобы реализовать инспирации Михаила в практической жизни, но его ученики не доросли до требований по созиданию новой культуры. К тому же было совсем не легко быть "михаэлитом" и на Земле. C XX в. душевные силы людей подверглись испытаниям, находились в напряженном ожидании апокалиптического откровения, прежде чем могло стать видимым высшее "Я" человека, внутреннее Солнце. Ранняя смерть Рудольфа Штейнера означала, что Антропософия осталась незавершенной, и что многочисленные группировки, принадлежащие к школе Михаила, которые Рудольф Штейнер надеялся привлечь в антропософские движение, остались вне последнего. Многие ученики школы Михаила шли путем других духовных и социальных движений.
В некоторых христианских вероисповеданиях говорится , что Христос совершил нисхождение в ад. "Без нисхождения в ад не было бы и воскресения" - таково провозвестие Пасхального Воскресения. Воскресшей Христос, как его изобразил Маттиас Грюневальд, испытал свое нисхождение в ад. Тот, кто хочет внутренне возвыситься и родиться новым человеком с сияющим внутренним Солнцем в своей душе, должен также спуститься в пропасть, где он встречает своего двойника. Подобный принцип конфронтации с двойником перед очищением актуален также и для других процессов, при которых благой дух группы или общества, нации или человечества в целом проявляет желание стать видимым. Сосуд должен быть очищен перед тем как дух группы или дух Антропософского движения (cущество "Антропо-Софии"), дух народа или Дух Человечества (Христос) могут пронизать его своим светом. Это означает конфронтацию с двойниками, в которых манифестируют себя духи тьмы, конфронтацию вплоть до самого высшего уровня, на котором становится видимым "Антихрист", двойник человечества.
После конфронтации с человеческим двойником, которая началась с XIX в. и конфронтации с национальными двойниками в XX в., в новое столетие мы подходим к новой конфронтации с двойником всего человечества. Это в то же время три процесса очищения, которыe могут привести к раскрытию нашей истинной личной идентичности, к раскрытию нашего истинного народного духа и к раскрытию истинного Духа Человечества. Страх перед нисхождением в эти три пропасти велик, но тем не менее нисхождение неизбежно. Духовные движения предпочитают оставаться в мире света. Но если духовность будет переживаться только в "верхнем мире", свет останется "люциферическим" светом. Многие духовные течения, принадлежащие культуре Hью-эйдж, а также и антропософское движение часто почти полностью игнорирует мир тьмы. От многих людей просто ускользает то, что культура XX в. погружена в эту сферу. По моему мнению это нисхождение в ад, эта Страстная суббота человечества началась в 1933 г. и будет продолжаться до 2033 г. (Начала Пасхального Воскресения человечества), если мы примем один день жизни Христа равным одному столетию в жизни человечества. Сошествие Христа в ад является для современного духовного сознания космическим прообразом того, что происходит в настоящее время в индивидуальной и социальной жизни.
Мы знаем мотив "сошествия в Аид", нисхождения в нижний мир из таких традиций как древний героический эпос о шумерском царе Гильгамеше, о греческом царе Одиссее. Всемирно известной является "Божественная комедия" Данте (1265-1321), который описывает свой путь через ад, чистилище и рай, причем римский поэт Вергилий проводит его через девять кругов к центру Земли. Рудольф Штейнер описывает реальность этих девяти слоев зла внутри Земли, которые влияют на жизнь Земли, причем, например, аморальные деяния и страсти людей отражаются как землетрясения, извержения вулканов и наводнения.(74)
Фильм "Сталкер" русского кинорежиссера Андрея Тарковского (1932-1986) показывает, как писатель и профессор переживают современное сошествие в нижний мир. Со своим странным проводником они проникают в запретную зону разрушений и хотят войти в таинственную комнату в разрушенном здании, где могли бы исполниться их самые заветные желания. Однако на пороге этой комнаты они останавливаются, так как тут они внутренне вступают в противоречие со своими эгоистическими желаниями, скрытыми в глубинах их душ. Это встреча с "малым стражем порога".
С 1933 г., времени нового явления Христа в эфирной сфере Земли, происходит, - по мнению Валентина Томберга, - повторение сошествия Христа во ад.(75) В этом принимает участие и человечество в целом. Поскольку все мы в глубинах наших душ связаны с подземным миром, новое сошествие Христа в ад означает, что каждый из нас, - ступень за ступенью, - вступает в конфронтацию с теми силами, которые встречаются в различных слоях (кругах) под Землей. Эти силы действуют на нас, используя нашего двойника. Но как скоро человек благодаря работе над самим собой разовьет определенные добрые качества, двойник должен отступить. Тем самым мы вооружаемся против негативных сил из мира "духов тьмы".
С этой точки зрения можно понять, что говорит Библия о конце нашей эпохи. Рудольф Штейнер многократно отмечал, что мы живем в то время, когда совершается так называемый "малый апокалипсис". Он обозначается также как "апокалипсис масличной горы", и описывается в Евангелиях от Матфея (гл. 24), Марка (гл. 13) и Луки (гл.21). Это речь о приходе лжепророков, о войнах, природных катастрофах, предательстве среди людей, преследованиях и о явлении Христа в облаке (что означает в эфирном мире). Это время начинается, - по Рудольфу Штейнеру, - в течение XIX в. вторым распятием Христа в эфирном мире и низвержением духов тьмы. Это еще не последнее время, но предвозвещение великого апокалипсиса, который Иоанн описал в своем Откровении.
В ряду лекций об Апокалипсисе Иоанна Рудольф Штейнер 20 сентября 1924 г. говорил о 1933 г.: "В смысле апокалипсиса надо было бы сказать: как только люди правильным образом смогут понимать эфирного Христа, человечество сразу же должно быть готово и к встрече со зверем, который поднимется в 1933 г."(76) Тем самым он указывал на Зверя из бездны, который описывается в 13 главе Откровения Иоанна. В 12 главе явлен образ огромного огненно-красного дракона, который преследует Жену. У нее схватки, она родит младенца, которого дракон хочет пожрать. Младенец был восхищен к Богу, а aрхангел Михаил низверг дракона и ангелов его с неба на Землю. Это и есть описание низвержения духов тьмы. Иоанн видит выходящего из моря Зверя (глава 13), который подобен барсу, которому дракон передает свой трон и свою власть. Все жители Земли должны были склониться перед ним. Затем поднимается второй Зверь из Земли, который имеет два рога подобные агниим, и имеет волшебную силу совершать чудеса и знамения.
Этот Зверь, который хочет овладеть всею Землею обозначается в эзотерической литературе как "солнечный демон" и носит имя "Сорат". Буквы этого имени по исчислению в соответствии с еврейским тайным учением составляют число "666". Это существо есть величайший враг Христа. Он совращает людей черной магией и делает их инструментом сил супостата, чтобы помрачить деяние Христа. Солнечный демон уже дважды обнаруживал свое лицо в историческом развитии, на что указал Рудольф Штейнер. Первый раз это произошло в VII в. (1*666), когда на юге Ирана действовала научная академия Гондхишапура, целью которой было укрепить человеческого двойника. Второй раз это произошло в начале XIV в. (2*666 = 1332), когда Французский король Филипп Красивый уничтожил Орден Тамплиеров. При допросах рыцарей тамплиеров применялись особые методы пыток, из-за чего высшее "Я" тамплиера изгонялось и его душевными силами овладевал двойник, так что можно было вынудить его к признанию любого рода. С антропософской точки зрения вышеуказанное существо проявляет себя в третий раз в XX в. (3*666 = 1998), начиная с 1933 г., когда пришел к власти национал-социализм и начал распространять свою черную магию, и Сталин возобновил методы пыток Филиппа Красивого, чтобы вынудив признание, устранить со своего пути своих противников в коммунистической партии.