Восприятие присутствия Христа в США особенно усилилось с 1966 г., когда переживания близости смерти направили внимание людей на новую миссию Христа как "Владыки кармы". В то же самое время стал распространяться сильный импульс к созданию сообществ, особенно исходящий от западного побережья Америки. Моральное и целебное воздействие струящееся от Христа может быть пережито по всему миру теми людьми, которые имеют для этого органы восприятия. Это происходит при терапевтических беседах, при построении сообществ, если люди могут работать вместе, и в результате работы над собой.
После 1999 г., сто лет спустя после начала Cветлой эпохи это целебное воздействие может усиливаться и дальше, проникая в другие области практической жизни, например в воспитании, обучении, здравоохранении и даже в политике, причем оно становится все заметнее. В природе тоже можно ощутить присутствие Христа, ощутить, как человечеству сообщаются целебные силы. Первые проблески новой деятельности Христа как "Владыки кармы" в сфере международной политики можно увидеть в том, как холодная война была окончена в 1989 г. благодаря силам примирения, как изменилась судьба Южной Африки, как, хотя бы временно, уменьшалась напряженность в палестинско-израильских отношениях. Миролюбивые силы, вызванные Михаилом Горбачевым могли быть умножены Христом.14 Антропософское движение получило задачу развивать сознание новой реальности Христа и внести это сознание в современную культуру. Пока это происходит лишь в крайне незначительном размере. Пойдет ли дело лучше в будущем, - это большой вопрос. Является вопросом и то, будет ли исходить обновление антропософии из кругов традиционной антропософии. Оно может реализоваться только там, где антропософия поистине пробуждена к жизни и ищет контакта с людьми, которые во многих движениях и областях работают из импульса современной спиритуальности.
С конца шестидесятых годов делается все более заметной духовная революция, которая отчасти компенсировала неудачи в антропософском движении. Стремления сделать основой жизни новую духовность проявлялись по всей Земле. Миллионы людей принимали в этом интенсивное участие. Усилия такого рода мы находим у духовных водителей, которые помогают людям связать себя со своим собственным духом; у философов и писателей, художников и деятелей киноискусства, исследующих вершины и пропасти человеческой души, для того, чтобы жать другим людям возможность глубокого переживания духовных сил.
Эти усилия мы находим также и у ученых, которые исследуют жизненные процессы, развитие души и тайны духа, не опираясь при этом всецело на материальные процессы. Мы находим их также и у основателей всемирных гражданских движений таких как "Международная амнистия" и "Гринпис", а также в бесчисленных национальных общественных движениях. Эту форму духовных устремлений можно наблюдать также и у некоторых политиков и деятелей экономики, которые не преследуют собственных интересов, но действуют в интересах всего человечества. Мы находим их среди тех, кто действительно открывает поле для деятельности импульса Духа времени, змееборца Михаила, среди тех, кто живет и работает ради построения общества будущего.
В этой книге указывалось на ряд свойств, которые характеризуют современную спиритуальность. Антропософия акцентирует важность пробуждения духа и работу с силами сердца. В конченом счете современная спиритуальность это то, что дает внутреннему Солнцу возможность засиять, а человеку дает возможность стать "михаэлитом", чтобы служить новой духовной культуре. Наша жизнь будет тогда направляться новым сознанием, которое в будущем станет развиваться все дальше. Это новое сознание на мой взгляд можно было бы дифференцировать следующим образом:
· Сознание жизни
Современному человеку надо установить правильное отношение к своему телу и к Земле в целом. В продуктах питания содержится все меньше питательных веществ, поэтому человек теряет свою жизнеспособность и свой иммунитет. Отравление Земли15 сильно активизирует процессы умирания в человеке. Новое сознание Земли, пищи, жизни как таковой, то есть сознание тела и его природных энергий, позволяет вновь восстановить наше здоровье и установить правильное отношение к матери-Земле.
· Сознание души.
Заботой о душе пренебрегают, тогда как такие психические заболевания как депрессивные состояния и внутреннее беспокойство эпидемически возрастают. В нашей культуре доминируют агрессивные мужские силы, они разрушают женственность. Интеллектуальные способности и волевые импульсы оцениваются высого, в то время как мир эмоций терпит ущерб. Новое сознание может привести к согласиию наше мышление, чувство и волю, гармонизирровать мужские и женские аспекты души, окрыть доступ к моральным и духовным силам нашего "Я" и, благодаря этому, высвободить целебные силы. Особые упражнения позволяющие неустанно и непрерывно учиться у жизни могут оказать поддержку при этом. Основой для этого нового, свободного сознания является полностью свободное, независимое суждение в любой ситуации жизни.
· Сознание о других людях.
Все чаще общение людей рассматривается с точки зрения извлечения выгоды. Вопрос о том, кем является другой человек, и что он или она действительно хочет от меня остается зачастую без внимания. Тем не менее другой человек хочет узнать обо мне, так что при любом глубоком общении с другим человеком раскрывается внутреннее существо этого другого человека и, равным образом, мое собственное. Благодаря другому человеку я могу приблизиться к своему собственному высшему "Я". Любая истинная встреча вводит нас в духовный мир и связывает нас снова с нашим космическим прообразом, подобно тому как это происходит во время сна или после смерти. В духовное пространство, которое возникает в результате такой встречи тогут тогда втекать целебные силы из эфирного мира.
· Сознание сил сердца.
Наша современная культура убивает силы сердца и препятствует человеку сделать свое внутреннее Солнце видимым. Однако эти силы таковы, что именно благодаря им мы могли бы построить новую культуру, открытую для инспираций из духовного мира, и снова делающую доступной для Земли мудрость этого духовного мира. Если сердце чисто, из него струится всеохватывающая любовь, которая распространяет в мире вокруг нас исцелящюее воздействие. Это Рудольф Штейнер описыает как "гигиенический оккультизм", благодаря которому мы имеем возможность связать наши собственные жизненные силы с силами Христа и исцелять с их помощью.
· Сознание мира.
Малые и большие социальные группы, в которых мы находимся, становятся все более хаотичекими. Современная жизнь становится порой невыносимой. Новое социальное сознание передает человеку ответственность за общество в целом. Кроме того мировое сознание создает новые возможности для высвобожния культуры, демократизации социальных отношений и осуществления братской экономики. Для этого необходмо сознание, охватывающее все человечество.
· Сознание судьбы.
По мере возрастания хаоса в социальных отношениях люди утрачивают сознание упорядочивающей власти судьбы, которая может соединять их друг с другом так, что они оказываются в состоянии выполнить задачи, поставленные перед их рожнанием. Новое осознание судьбы делает возможным, чтобы мы благодаря вопросам другого человека, благодаря общению с другими лучше придерживались нити нашей собственной жизни и сообща работали над соответствующими жизненными проблемами. При этом надо учитывать, что не все из того, с чем мы встречаемся в жизни, предопределено, что судьба не принуждает нас совершать определенные поступки. Мы свободны делать то, что кажется нам уместным.
· Апокалиптическое сознание.
В XX в. силы света и тьмы как в нас самих, так и в нашем социальном мире становятся видимыми. Теперь недостаточно иметь добрые намерения. Мы должны направлять все больше внимания на то, что мы делаем и на основании какого мотива, на то, что происходит в обществе вокруг нас. Новое апокалиптическое сознание дает нам возможность работать над теневой стороной нашего существа, по деловому вмешиваться там, где это необходимо, и открывать доступ к нам самим и нашему социальному миру тем добрым существам духовного мира, которые хотят помочь человечеству.
Это новое семиричное сознаниеведет к спиритуальным действиям. Это "михаэлическое" сознание, которое сочетает нас с нашей внутренней Премудростью, с Софией в нашей душе. Антропософия, которую Рудольфу Штейнеру удалось сообщить в незавершенном виде, является Представительницей этого сознания нашего истинного человечекского бытия. Эта Премудрость - дар высокого ангелического Существа Софии из иерархии Господств, Духов Мудрости. В эзотерическом христианстве София является символическим именем чистой человеческой души, которая может воспринять Божественную Мудрость. Если эта Премудрость начнет действовать в человеческой душе, София преобразится в Анропософию, в сознание нашего истинно человеческого бытия. В своих трудах Рудольф Штейнер смог лишь частично приоткрыть то спиритуальное познание, которое он хотел даровать человечеству. Потребуется еще много столетий, пока будущая культура человечества сможет реализовать полностью эти инспирации в своей жизни.