При Рудольфе Штейнере его Общество было открыто для каждого, интересующегося духовной наукой. Такова важнейшая отличительная черта современной духовной жизни, но в то же время - источник проблем. До двадцатого столетия эзотерические объединения были доступны только избранным, тем, кто точно соблюдал правила внутреннего развития. В процессе такой работы обнаружилось, что в апокалиптической ситуации двадцатого века личные проблемы среди сочленов спиритуальных обществ играли наиболее важную роль.
Как мне кажется, в будущем было бы совершенно необходимо основательно анализировать судьбу и опыт антропософского движения в двадцатом веке. Оно находится в драматическом процессе преобразования. Известные антропософские учреждения в Западной Европе стоят перед угрозой исчезновения или потери своей антропософской идентификации. Во многих ветвях едва теплится жизнь. Только путем осмысления первоначальных намерений Рудольфа Штейнера, только благодаря готовности учиться свободному от догматики образу действий, учиться у духовно одаренных людей, которые работают во всем мире исходя из современной спиритуальности, - только это может привести к возникновению новой, открытой антропософии. Она должна быть связана с новым, возникающим во всем мире гражданским движением.
Этой книгой я хотел бы содействовать данному образу мыслей. Она написана с искренним пониманием как истории антропософского движения, так и несостоятельности отдельных личностей. Такая несостоятельность выявилась в завершающей фазе учебного процесса, который должен был бы привести к 2023году, - то есть столетию, трижды по 33,3 года после Рождественского собрания - к третьей ступени возрождения Антропософского Общества: к полному воскресению антропософии как внутри, так и вне Общества.
Представление о трехступенчатом процессе возрождения антропософии восходит к сообщению Рудольфа Штейнера о том, что каждый духовный импульс развивается в ритме 33,3 года - время, соответствующее исторической протяженности жизни Христа, - а каждая столетие должно наступать обновление. Обновление антропософского импульса, который был инагурирован Рудольфом Штейнером в 1902 г., и в 1923 г. доведен до первой ступени созревания, должно было быть приурочено к началу нового столетия. Требовалось новое видение душевно-духовного пути антропософии.
Настоящая современная спиритуальность должна, на мой взгляд, принять три основных положения. Если она это сделает, то тогда повседневная жизнь станет путем посвящения, который ведет к развитию сил сердца и новых духовных способностей. Этот путь начинается с новых воззрений на истинное существо человека, но он может также корениться непосредственно в практике:
· Каждый человек рожден с внутренним Солнцем. После нескольких лет оно исчезает за облаками, но по ходу жизни снова пробивается сквозь них. Это Солнце - "Я", светящийся центр человека.
· Есть путь, где в общении с самим собой и с другими, научаясь от жизни, это внутреннее Солнце делается все более видимым. Но это достигается только тогда, когда общая область внутреннего мрака познается и шаг за шагом трансформируется. В этом нам помогает Христос.
· Кто сделал это внутреннее Солнце видимым, тот может работать с этой солнечной силой во всех областях. Он достигает духопознания благодаря сознательному общению с духовными существами и дает возможность целебным силам любви и сердечного тепла влиться в любое деяние.
В этой книге мне хотелось описать путь к этому внутреннему Солнцу, описать так, как он может быть описан с помощью удивительных воззрений Рудольфа Штейнера, с точки зрения новой духовности (можно сказать также "современной спиритуальности"). Центральной проблемой современности является: найти связь с солнечными силами в нашем сердце.
Первая глава этой книги описывает новый образ человека, который развивал Рудольф Штейнер, чтобы сделать понятными переживания современного человека на его эволюционном пути. Вторая глава знакомит с ошеломляющим духовным опытом, который, начиная с середины XX в. все больше и больше распространяется и может вести к новой ступени сознания. В третьей главе ставится вопрос о том, как благодаря сознательной жизни и деятельности может быть создана новая культура. Этот вопрос увязывается с опытом многих людей в последнее десятилетие. После этих трех шагов, описанных в первых трех главах, в четвертой главе рассматривается духовная сигнатура нашего времени. Мы живем в апокалиптическое время, когда открываются как добрые, так и злые силы, когда особую актуальность имеет развитие новой духовности. В заключении подытоживаются признаки этой новой духовности.
Наблюдая маленького ребенка, находящегося в настроении удовлетворенности, можно пережить, что он окружен как бы особенным свечением, солнечным светом. В этом световом блеске живет высшее существо ребенка (в этой книге также названо "Я"), архитектор физической оболочки ребенкa. Это та духовная сила, которая еще не полностью реализована на Земле, но через глаза новорожденного ребенка она уже говорит нам о себе. Используя библейский образ, можно сказать, что ребенок еще живет в раю, в райской сфере, в детской невинности, "под защитой ангела-хранителя". Если ребенок кричит от голода или неважно себя чувствует, эта сфера на какое-то время становится невидимой.
На третьем году жизни наступает изменение. До сих пор ребенок говорил о самом себе в третьем лице; тут он впервые говорит "Я". При этом ведущее, направляющее высшее существо входит в его душу, то существо, которое облекает собою все, что ребенок думает, чувствует и делает. На различных ступенях связывает оно себя с мышлением, чувством и волей подрастающего человека. "Я"-сознание начинает пробуждаться с третьего года жизни, что обычно сопровождается упрямством. "Я" является выражением высшего существа человека проявляющемуся на уровне его личности. На девятом году возникает особое чувство, связанное с подступанием "Я", что драматическим образом выражается в переживании, когда ребенок ощущает себя исключенным из привычного окружения. На восемнадцатом году "Я" раскрывается в воле. Молодой человек хочет теперь осуществить в мире свои идеалы и зажить своей собственной жизнью. Это начало индивидуального жизненного пути, который возвращает человека назад - к солнечным силам, находящимся внутри его души.
Скрытым образом этот процесс инкарнирования "Я" играл роль в общем развитии европейской культуры, уже с начала нашего христианского летоисчисления. По моему мнению, сто лет в развитии культуры соответствуют одному году в развитии отдельного человека. Если "Я" принимается отдельной душой на третьем году жизни, то для человечества в целом такое принятие "Я" в человеческие души соответствует концу раннего христианства (по Р. Штейнеру третьему столетию после Воскресения Христа - 333 г. по Р.Х.). С этим событием связано развитие личного рассудочного мышления в европейской культуре.
В девятом столетии европейская культура пережила драматический конфликт между Восточной (Православной) и Западной (Католической) Церквями, который привел к их официальному разделению в 1054 г. Этот конфликт проявился на мнимо-вселенском Соборе в Константинополе в 869 г., где происходил диспут о сущности Духа . Западная Церковь отвергла точку зрения греков о том, что человек является троичным существом, состоящим из духа, души и тела и приняла определение, по которому человек состоит только из тела и души, причем душа обладает духовными свойствами. Западная Церковь отвергла также установку Восточной Церкви о том, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, и утверждала, что он исходит как от Отца, так и от Сына (Христа). Обе точки зрения правильны, но они имеют отношение к разным реалиям. Православная точка зрения говорит о Св. Духе Ветхого Завета, тогда как католическая - о ситуации Нового Завета. 2
Другими словами, Западная Церковь отрицала, что каждый индивидуальный человек связан со сверхличным космическим духом. Как следствие отсюда возникала полная зависимость от церкви, которая рассматривала себя в качестве единственной обладательницы Божественной мудрости. Кроме того, следствием стало и то, что мышление в Западной Европе ориентировалось на земные условия и, в конце концов, стало материалистическим. Дальнейшим следствием оказалось то, что в области эзотерического христианства отдельные люди искали и исследовали дух, главным образом в собственной душе. В девятом веке первоначальные связи были утеряны и в иных областях жизни: образовались первые зачатки европейских национальных государств.
С восемнадцатого века мы видим, как воля раскрывается в процессе взаимодействия с физическим миром. Это проявляется в развитии мировой экономики, индустриальной революции и современного естествознания. Развивая современную духовность, человек может возвратить те солнечные силы, которые были еще живы в течение первых трех столетий в юном, еще космическом христианстве. С помощью этих сил человечество в XXI в. может достичь ступени зрелости..
Существование высшeгo существa человекa, которoe извне вступает в человеческую душу , является спорным. Существование этого высшего "Я" не может быть доказано научно. Церковные круги выступают против положения о том, что духовная сила Божественного происхождения действует в человеческой душе, причем, исходя из этой силы человек сам определяет свое развитие. Обычно признается только низшее человеческое "Я". Мистики средневековья, которые медитировали в своих монастырских кельях или в отшельничестве, такие как представители кельтского христианства, еще вполне сознавали эту высшую, внутреннюю силу. На этих ищущих духа людей официальная Церковь смотрела с опасением, поскольку люди, самостоятельно ищущие пути в духовный мир, не шли на поводу церковного авторитета.