Смекни!
smekni.com

Х. Сальман внутреннее солнце (стр. 6 из 31)

В своих лекциях Рудольф Штейнер не разрабатывает подробно своих личных воззрений по вопросам из таких областей, как поведение по отношению к двойнику, овладение бессознательными силами, использование образов сна, методика упорядочивания наших кармических отношений с другими людьми, обучение на основе личной биографии, интеграция женских и мужских качеств, взаимная поддержка на пути развития. Разработка наших переживаний в этих областях является одной из задач современной спиритуальности.

При использовании высказываний Р. Штейнера антропософские психологи и терапевты разработали эту тематику тем временем в ходе их собственных исследований. Практика показала, что антропософское представление о человеке предоставляет исключительные возможности для постановки вопросов, которые являются решающими для развития души в рамках индивидуальной жизни.(8)

У Рудольфа Штейнера мы находим много общих стартовых позиций для изучения этих вопросов. Индивидуальная работа по преображению души начинается с 21-ого года жизни. Со временем удается проводить ее с большей осознанностью и большей внутренней силой. Сначала мы развиваем новые способности восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. Рудольф Штейнер связывал эти новые способности с выработкой так называемой "души ощущающей" между 21 и 28 годом жизни. Это первая из трех фаз душевной зрелости, протекающих в семилетних периодах, подобно тому, как протекали они в физическом теле на протяжении первых 21-ого года жизни.

После развития "души ощущающей" следует выработка "души рассудочной" между 28 и 35 годами. Она дает возможность понимания в новом качестве, центр которого располагается в голове (в форме аналитического мышления ) или в сердце ( в форме обобщающего мышления). Третьей фазой душевного развития является "душа сознательная", которая делает для нас возможным развивать объективность суждения, самосознание, моральную интуицию и внутреннюю духовную силу. В историческом смысле этап развития этой душевной способности начался для человечества в целом с конца средневековья: в жизни отдельного человека он протекает с 35 до 42-х лет. На этом этапе жизни происходит и конфронтация с двойником. Душа в течение этого периода становится инструментом деятельности человеческого духа, который, начиная с 40-ого года жизни, ищет более интенсивного появления, но зачастую задействован уже с 35-ого года жизни.

Негативный опыт тоже может иметь большое значение для развития нашей души. Когда мы падаем или обжигаем палец, то это тоже учит нас, как обходиться с внешним миром. Болезнь помогает нам развить иммунитет и здоровье. Переживания душевных скорбей является условием для зрелости души. Идентификационные кризисы, сомнения и поиски смысла жизни, конфронтации с неожиданными проявлениями двойника являются для многих современных людей путем к раскрытию своей истиной идентичности.

Для того, чтобы подготовить в нашей душе рождение духа, мы должны спуститься в глубины бессознательного, то есть в сферы сил двойников. Чтобы противостоять этим экстремальным событиям, требуется развитие до определенного уровня высшего сознания. При этом возникает движение по лемнискате: чем выше расположен достигаемый уровень сознания, тем ниже может она опускаться в бессознательное. Силы и влечения бессознательного такие, как, например, страх, гнев, агрессия, сексуальность, могут шаг за шагом осознаваться и ставиться под управление со стороны "Я". Рудольф Штейнер воздерживался от обсуждения сексуальности, что соответствовало правилам его времени. Вплоть до настоящего времени, люди, занимающиеся антропософией, были лучше ознакомлены с высшими уровнями сознания, чем с низшими.

Рудольф Штейнер не считал, что надо лечить все, что живет в подсознании. Не следует без надобности будоражить в душе то, что выпало в осадок. Достаточно и того, - сказал он однажды, - чтобы оно перестало "бурлить". Как мне кажется, темные регионы нашей души есть смысл рассматривать, как, своего рода компостную кучу, которая могла бы оказаться полезной при нашем дальнейшем развитии, при условии, что она будет правильно трансформирована.

Рудольф Штейнер описывал, что в каждой человеческой душе действуют мужские и женские силы, и что эти силы благодаря высшему сознанию должны быть приведены в согласие друг с другом. Эти силы действуют как внешним, так и внутренним образом, причем у мужчин и женщин они действуют различно. У мужчин мужские силы действуют по направлению изнутри наружу, вовне в активном формировании окружающего мира, тогда как их женские силы действуют по направлению снаружи внутрь, в рождении идей. В женщине мужские силы действуют по направлению внутрь, например, в процессе беременности, в то время как их женские силы действуют по направлению вовне на обеспечение повседневных потребностей.(9)

Все снова и снова антропософия обращает внимание на представление о той полярности, благодаря которой становится возможным развитие. Это касается не только полярности типа мужское-женское, активного и пассивного принципов, но и всех сил, которые увлекают душу по противоположным направлениям. Человек, прежде всего, должен установить равновесие между так называемыми "люциферическими" и "ариманическими" существами, которые могут действовать, проникая в душу через двойника. Это те существа, которые в христианской традиции играют важную роль в качестве "падших ангелов".

Люциферические существа хотят сделать нас отчужденными от Земли, хотят усилить наш эгоизм, в то время как ариманические существа делают нас материалистами, и гасят при этом сознание, направленное на духовное. Они стремятся сделать человека жестким и подвластным времени. Люциферические ангелы принадлежат к свите низвергнутого Люцифера, который стал прототипом библейского дьявола , тогда как ариманические ангелы подчинены библейскому Сатане или Ариману древнеиранской мифологии, "князю тьмы".

Рудольф Штейнер объясняет, почему так важно, чтобы человек нашел равновесие между этими двумя полярными силами и связал себя с третьей силой, со Христом, который стоит между Люцифером и Ариманом и содействует продвижению человека. Оба противника Христа тоже имеют свои задачи для дальнейшего развития человека. Люциферические существа в прошлом давали нам возможность свободы и им мы обязаны существованием искусства и философии, тогда как ариманические существа помогают нам в подчинении чувственно воспринимаемого мира посредством науки и технологии.(10) Связь с нашим высшим существом может быть достигнута в процессе поиска равновесия между этими экстремальными силами.

Ситуации, в которые снова и снова ставит нас жизнь, создаются не случайно, в них интимно вплетается наша судьба. Она является своего рода учебной программой, которую для нашей жизненной школы составило наше высшее "Я", для того, чтобы мы могли выработать определенные душевные способности. Мы при этом можем наблюдать, что некоторые задачи мы можем разрешить только во взаимодействии с другими людьми, когда мы сталкиваемся с ними.

Любая жизнь имеет свои собственные задачи со всевозможными нюансами. Тот кто сознательно берет жизнь в свои руки, развивает интерес по отношению к другим, справляется с различными задачами, которые ставит ему жизнь. К этому относится также и то, что он должен научиться искусству говорить "нет", самостоятельно решать собственные проблемы, с признательностью относиться к другим и уметь добиваться признания, преодолевать тщеславие, уметь оставаться в одиночестве, быть непредвзятым и готовым к неожиданностям и так далее. Оглядываясь на свою жизнь, человек открывает, что ему приходилось иметь дело со всеми этими задачами, которые подобно нити тянулись по ткани жизни. Работая над собой, чтобы выполнить поставленные жизнью задачи, мы трансформируем силы нашего двойника, который мешает нам реализовать наше собственное "Я". Благодаря этой деятельности "малый страж порога" становится все более прозрачным и сияющим.

По Рудольфу Штейнеру путь нашей души определяется нашей, самими нами созидаемой судьбой (кармой). Но не все переживания, которые мы испытываем, обусловлены кармически. Многое в нашей жизни происходит случайно. В противоположность индийскому пониманию кармы, антропософское ни в коем случае не является простым начислением грехов из прежней жизни; речь тут идет скорее об учебном процессе, приходящем в движение, в ходе которого мы (часто совсем бессознательно) встречаем людей, с которыми у нас завязались позитивные или негативные отношения в прежней жизни. В этой жизни мы снова встречаем их в тот момент, когда перед нами выступают конкретные жизненные задачи.

Наиболее существенное в своей деятельности Рудольф Штейнер видел в том, чтобы заново сформулировать древнее учение о реинкарнации и карме, чтобы сделать его доступным для современного сознания. Он рекомендовал практические упражнения, с помощью которых мы исследуем закулисные причины конкретной ситуации в судьбе, или, благодаря которым мы можем созерцать такие события нашей жизни, которых мы не искали и не хотели. При кармических упражнениях речь идет, в основном, о том, чтобы уяснить себе долю нашего высшего "Я", как непосредственного участника и водителя. Если мы берем с собой в сон живой образ одной кармической ситуации с вопросом и делаем это в течение трех ночей, то мы можем при пробуждении на третью ночь получить ответ или частичный ответ.(11)