В этой жизненной тематике зеркально отражается наше душевное состояние. Подобным же образом внешний мир отражает для нас наше внутреннее. Американские психологи Томас Моор и Роберт Сарделло показали, что тот способ и форма, в которой происходит общение между нами и внешним миром является выражением наших собственных душевных качеств. Современная анонимная жизнь во враждебной среде несомненно является зеркальным отражением нашего отношения к миру. Люди, которые с любовью и интересом относятся к своим связям и своей среде, получают эти солнечные качества обратно в отраженном виде.
В душе проявляют активность духовные силы. Из собственного опыта мы знаем, что высшей силой, которая может проявляться в душе является любовь. Рудольф Штейнер рассказал об этом в великолепной лекции, прочитанной им 12-ого декабря 1912 г. в Цюрихе на тему: "Любовь и ее значение в мире".(12) Там он указывал, что деяния любви выполняются без ожидания вознаграждения. Вот почему любовь для мира означает то же самое, что означает для мира Солнце. Она является созидательной основой жизни и мощным источником обновления.
Любовь порождается сердцем, и по духовной традиции сердце всегда считалось солнечным органом человеческого тела, как местопребывание внутреннего Солнца. Если "Я" связывает себя с маленьким ребенком, то оно погружается в сердце. Мы указываем на наше сердце, если хотим обозначить нас самих. Наша совесть является функцией сердца. По Рудольфу Штейнеру наше высшее "Я" живет в тепловом организме нашего тела, который связан с кровообращением, причем железо гемоглобина (вещество, содержащееся в эритроцитах, транспортирующее кислород) является элементом, связующим наше "Я" с физическим телом.
Солнце в нас, наше высшее "Я" невидимо для обычного наблюдения. "Я" живет в физическом сердце не в буквальном смысле. Сердце только является местом, из которого "Я" созидательно действует вокруг. Эта созидательная деятельность и излучения "Я" могут быть восприняты нами, и тогда мы переживаем их как неиссякаемый источник сил. Любовь никогда не исчерпывается, - чем больше мы отдаем ее, тем больше она притекает к нам. То же самое относится и к связанным с "Я" духовным силам, таким как творчество и энтузиазм. Слово энтузиазм происходит от греческих слов "en" (в), и "theos" (Бог), и означает "быть в Боге" или "быть исполненным Божественной силой". Одухотворенный человек может оживлять себя все снова и снова, и открывать в себе все новые источники силы. Человеческий дух приносит силы омоложения в физическое тело, поврежденное болезнью или истощенное. Мы вспоминаем о Каспаре Хаузере, который, подобно вестнику духовного мира, нес человечеству силы детства и юности.
Когда наше высшее существо, наш дух в нас приходит в сознание, в нас пробуждается новый человек, могут развиться новые силы и способности. Мы только теперь правильным образом узнаем себя. Как мы уже упоминали, наш дух хочет сорвать маску нашей личности с 35-ого года жизни. Начинается процесс пробуждения, при котором дух действует уже не снаружи, но изнутри наружу. При этом интенсивность наших духовных переживаний возрастает, и шаг за шагом наши жизненные задачи, касающиеся проработки различных тем жизни, становятся яснее. Мы также становимся здоровее физически, так как духовные перемены действуют вплоть до физического тела.
Для того, чтобы придти к внутреннему пробуждению, мы должны стать внутренне подвижны. Иногда нам в этом помогает сама жизнь, иногда помогают другие люди, но, в конечном счете, мы должны сами взять в свои руки свои жизненные задачи. Рудольф Штейнер указывает на то, что наше "Я" связано с "Я" других людей.(13) Сюда включаются не только наши друзья, но те люди, которые затрудняли нашу жизнь и создавали препятствия на нашем пути. Во взаимодействии с этими людьми, в проблемах и потребностях, которые возникают в связи с этим, раскрываются различные стороны нашего высшего "Я". Если мы подумаем, какие люди играли важную роль в нашей жизни, то откроем, что они являлись акушерами для нашего высшего "Я". И наоборот, мы выполняли ту же роль, приводящую к пробуждению духа, в жизни других.
Пробужденное "Я" содержит много еще дремлющих сил. Одной из них является способность достигать высших прозрений. Что надо для развития этой способности, Рудольф Штейнер описал в нескольких статьях журнала "Люцифер-Гнозис" в 1904-1905 гг., которые были затем объединены в книгу "Как достигнуть познания высших миров?".(14) Эта книга была задумана как первая часть, но не была завершена полностью, поскольку не были заданы вопросы, которые могли бы стать предпосылкой для продолжения; завершающая часть под названием "Ступени высшего познания" осталась во фрагментах.(15)
Рудольф Штейнер описал тут современный путь посвящения, который ускоряет наше духовное развитие. Посвящение является процессом, благодаря которому раскрываются определенные духовные органы (в восточной традиции "чакры" или "цветы лотоса"), вследствие чего человек становится в состоянии воспринимать некоторые вещи в духовном мире и вступать в общение с духовными существами. Рудольф Штейнер рассматривал этот путь посвящения в широких пределах, в которых благодаря определенным упражнениям высшее "Я" приобретает силу, особенно моральную силу. Тот, кто хочет сделать один шаг на пути приобретения оккультных истин, должен сделать три шага на пути усовершенствования своего характера - предупреждает он. Инициация не является самоцелью, а лишь этапом в развитии высшей степени сознания, на которой формируются наши творческие силы и мы становимся сотрудниками продолжительного созидательного процесса. В этой связи Рудольф Штейнер описывает три высших ступени познания, которые он называет "иммагинацией" (видящее сознание), инспирацией (слышащее сознание) и интуицией (активное сознание, при котором мы объединяемся с объектом нашего познания.)
По Рудольфу Штейнеру, перед тем, как вступать на путь познания, необходимо соблюдать определенные предварительные условия. Первым необходимым условием считается основное настроение - благоговение по отношению к истине и познанию. Затем требуется развивать активную внутреннюю жизнь, для того, чтобы переживаемое нами могло прозвучать снова, могло прорабатываться. Третьим должно быть соблюдение некоторых практических правил: мы должны создавать себе в жизни мгновения внутреннего покоя, когда мы размышляем о прошлой нашей жизни, отличаем существенное от несущественного. При этом мы должны придерживаться установки на то, как если бы нашу жизнь мы рассматривали как жизнь другого человека. Это влияет на повседневную жизнь и дает возможность с большей интенсивностью жить исходя из высшего "Я".
В последующем мы совершенно эмансипируемся от нашей личной жизни и направляем взор на сверхличное. Это может вводить нас в состояние медитации. Рудольф Штейнер называет это "созерцающим размышлением" в котором мы вступаем в диалог с духовным миром и достигаем прозрений, которые происходит не из чувственно воспринимаемого мира. Темы для этих медитаций можно почерпнуть из общечеловеческих литературных источников.
В своей книге "Как достигнуть познания высших миров?" Рудольф Штейнер приводит дальнейшие данные о том, как достигают трех ступеней посвящения. Первая ступень - подготовление, на ней развиваются органы духовного восприятия. На второй ступени, которая названа "просветлением" возжигается внутренний духовный свет. Третья ступень и является, в сущности, посвящением, при этом становится возможным общение с высшими существами духовного мира. Эти шаги должны сопровождаться определенными испытаниями, которые традиционно называются испытанием огнем, водой и воздухом. На пути, ведущем к посвящению, духовные органы или чакры активизируются. Только благодаря напряженным усилиям могут быть развиты определенные внутренние силы, ранее называвшиеся добродетелями - для каждой чакры. Тем самым усиливается активность "Я". Для сердечной чакры, например, силы развиваются благодаря тому, что выполняют шесть - как их называл Рудольф Штейнер - сопутствующих упражнений: контроль мыслей, инициатива действий, спокойствие, позитивность, непредвзятость и внутреннее равновесие. В индийской традиции чакра в области сердца называется "анахата", что в переводе означает "место, где мы можем воспринять голос Бога".
В современной спиритуальной литературе очень много написано о чакрах. На основании этих описаний может сложиться впечатление, что чакры могут быть очищены и активизированы очень простым способом, что без напряженных усилий можно сделаться ясновидящим. Однако тут надо быть в высшей степени осторожным. Рудольф Штейнер настоятельно указывал на подстерегающие нас опасности и иллюзии, и подчеркивал, насколько важным является развитие нашей силы суждения и наших моральных сил. Современный путь посвящения по Рудольфу Штейнеру относится к традиции эзотерического христианства. Сюда же относятся кельтское христианство, течение Святого Грааля, и некоторое число братств, таких как богомилы на Балканах, катары в Южной Франции, тамплиеры, "Божьи друзья" в рейнской области и в Альпах и розенкрейцеры.
В пртивоположность другим внеевропейским течениям, но оставаясь сходным с другими современными учениями эзотерического христианства, путь антропософского ученичества ведет к соединению мыслящего сознания в голове и чуткости в сердце. Благодаря этому возникает новый духовный орган, от которого духовный поток направляется к чакрам и наружу. Из этого нового сердечного органа возникает эфирная субстанция, которая в индийских учениях называется "oгонь кундалини", однако она обладает иными качествами. Эта новая сила кундалини связана с моральным импульсом любви, что означает с излучением внутреннего Солнца. Эта сила может содействовать как духовному наблюдению, так и исцелению.