До того, как будет достигнута ступень посвящения, должны выступить переживания, которые в нехристианской эзотерической литературе почти не рассматриваются. Рудольф Штейнер упоминает изменение в жизни сновидений, когда сновидец остается бодрствующим во сне и активно вмешивается в процессы сновидения. Тогда он сознательно присутствует в духовном мире. Это бодрственное сознание постепенно распространяется и на периоды сна без сновидений, так что, в конце концов, сознание во время ночи не прерывается. При успешном продвижении на этом современном пути посвящения достигается этап, на котором переживается "разделение личности". Силы мышления, чувства и воли, которые в обычной жизни связаны друг с другом, начинают вести самостоятельную жизнь. Следствием такого развития может быть то, что одна из этих сил может стать преобладающей и будет захвачена двойником. Может произойти так, что человек вдруг в своей волевой жизни поведет себя неморально, или будет увлечен в каком-либо направлении сильным чувством, или станет развивать чуждые миру мысли. Однако "Я" должно сознательно приводить мышление, чувство и волю в согласие друг с другом.
Это разделение личности приводит к встрече с вышеупомянутым двойником, который показывает человеку свой настоящий характер. Рудольф Штейнер называет этот опыт встречей с "малым стражем порога" духовного мира. Только тот, кто готов познать себя таким, каков есть, и на свою ответственность внести свет в свою внутреннюю тьму, получает сознательный доступ в духовный мир.
Это особенно важный аспект современного пути посвящения. Традиционные восточные тайные школы, как правило, не приводят к способности воспринять этого стража. Тот, кто на этом пути идет дальше, не заметив своего двойника, подвергается опасности, остаться в плену иллюзий о самом себе. Поэтому он нуждается в учителе, который помог бы ему удерживать негативные силы под контролем. Встречи с этим стражем как правило избегают в традиционных западных методах посвящения происходящих из Центральой Америки .
Дальнейшее переживание, которое обычно следует за первой встречей с "малым стражем", является по Рудольфу Штейнеру встреча с "великим cтражем порога". Это возвышенное существо света, в котором человек узнает свое истинное существо, каким человек хотел бы и себя видеть в будущем. Через это существо может явиться Христос. Этот страж является ангелом, который держит закрытыми от нас высшие сферы духовного мира, как херувим (Уриил), который преграждает доступ в рай своим пламенным мечом. Этот cтраж ставит перед нами вопрос, хотим ли мы нести дальше импульс любви, готовы ли мы помогать другим людям, так, чтобы и они могли продвинуться в своем развитии. Только тот, кто готов получает доступ в высшие регионы духовного мира.
Правильное развитие сердечной чакры имеет основное значение для современной духовной жизни. Однако Рудольф Штейнер записал или распространил в своих лекциях далеко не все, что могло быть сказано на эту тему. Многое было сообщено его ученикам устно. Он говорил разные вещи о значении уже упомянутого нового органа вблизи сердца, который образуется благодаря внутренней работе. Этот орган называется "пятой камерой" или "эфирным центром" сердца. Отсюда мы можем регулировать эфирные потоки. Австрийский естествоиспытатель Эренфрид Пфейфер (1899-1961) один из пионеров антропософии, разрабатывал дальше эти мысли Рудольфа Штейнера в своих лекциях о сердце.(16)
Рудольф Штейнер очень мало говорил открыто о влиянии эфирных процессов в человеке. В 1911 г. он рассматривал один аспект названный им "эфиризацией крови".(17) Можно наблюдать ясновидчески, что в сердце материальные субстанции постоянно превращаются в эфир и в течение дня поднимаются в голову. Ночью же эфирные силы из космоса, наоборот, стремятся к сердцу. Эти силы являются носителями моральных качеств в той мере, которая определяется моральным сознанием отдельного человека. Со времени распятия, которое Рудольф Штейнер называл Мистерией Голгофы, "эфиризированная" кровь Иисуса Христа живет в эфирной сфере Земли. Если человек наполнен неэгоистической, самоотверженной любовью, то эфирные потоки крови, идущие от сердца к голове, встречаются с теми эфирными потоками, которые произошли от крови распятого Христа. В этом процессе сердце становится органом восприятия эфирной деятельности Христа.
Результатом такого расширения сознания становится - по Рудольфу Штейнеру - возможность, что человек в дневном бодрственном состоянии постепенно все полнее пронизывается моральными силами. Наступающие последствия касаются человека в целом. Эфирное воздействие Солнца внутри человеческого сердца наделяет солнечными силами и саму Землю, вследствие чего она, в конце концов, станет новой планетой в Космосе Любви. Это связано с тем, что люди дают возможность солнечным силам устремляться в их повседневную работу. В лекции от 27-ого ноября 1916 г. Рудольф Штейнер говорил о любви так, что она как сила может втекать в любое человеческое дело. Благодаря этому наши действия становятся сакральными деяниями, службой, посвященной Божественному миру. Тогда Христос делает свою силу доступной для человека, тогда Он действует через человека, будь то врач, педагог или рабочий.(18)
Если дремлющие силы "Я" будут развиваться и человеческий дух пробудится, то станет возможным и новая сознательная связь с духовным миром. Только в конце своей жизни мог Рудольф Штейнер объяснить эти следствия. Он говорил о "новых мистериях", в которых люди на основе сознательной связи с духовным миром и на основе сознательной совместной работы будут в состоянии, совместно как духоисследователи вносить в нашу культуру инспирации из духовного мира. В прежние времена места мистерий были скрытыми центрами, откуда человеческая культура направлялась как Божественная служба. В наше время стало возможным развивать духовные инициативы в нашей социальной жизни, при наличии необходимых для этого моральных и социальных сил.
Ход жизни современного человека в XX в. стал более интенсивным. Прежде жизнь едва ли носила индивидуальный характер, так как она в первую очередь была детерминирована извне и люди подчинялись законам крупных общин, ориентированным на коллективное начало. Только у выдающихся индивидуальностей, которые реализовали в своей жизни духовные импульсы, можно наблюдать проявление их высшего существа. В настоящее время люди все больше освобождаются от внешних влияний, в результате чего их жизнь индивидуализируется. Люди с выраженной индивидуальностью будут осознавать и свою индивидуальную судьбу. Жизненный путь при этом приобретает характер пути посвящения, на котором надо пройти через испытания и выработать определенные качества, прежде чем будет достигнут новый духовный опыт. В далеком прошлом это происходило только в закрытых мистериальных школах.
Таким образом, жизненный путь в каждой индивидуальной биографии оказывается путем духовного ученичества, и каждый из нас должен не забывать об ответственности, лежащей на том, кто отыскивает этот путь. Вопрос в том, какое направление мы хотим задать нашей жизни. При этом перед нами остаются открытыми самые различные возможности. Первую из таких возможностей реализуют те, которые воспитаны так, что не ставят перед собой никакой собственной цели, а позволяют определять свою жизнь указаниями извне. Вторая возможность состоит в том, что мы учимся у жизни, и при этом открываем, что и жизнь или судьба пытается чему-то научить нас. Эта установка еще носит пассивный характер. Третья установка состоит в том, что мы идем внутренним путем ученичества, и это единственный путь, который ведет нас к нашей цели. Мы сами определяем, чему учиться и каким человеком мы хотим быть. Для этого требуется активная воля.(19)
Так начинается некий учебный процесс, который опирается на те навыки, которыми мы научились у других людей и у самой жизни. Наставления, которые давал на этот счет Рудольф Штейнер, имеют общий характер без углубления в детали. Но поскольку с тех пор прошло почти столетие, мы должны на основе его книг о пути посвящения и других описаний внутреннего пути наметить свой собственный маршрут. Кроме того, упражнения, которые дал Рудольф Штейнер не могут быть безусловно подходящими для каждого и в любой ситуации. Мы сначала должны найти те упражнения, которые соответствуют обстоятельствам и условиям нашей жизни.
При описании трех испытаний, относящихся к последним ступеням посвящения, Рудольф Штейнер упоминает, что есть люди, которые более или менее сознательно приводятся к посвящению самой повседневной жизнью. Некоторые проходят через "испытание огнем" в той форме, что они после перенесенных разочарований и кризисов проявляют уверенность в себе, мужество и самостоятельность. Другие проходят в жизни "испытание водой", при этом они учатся самоконтролю и точной силе суждения. И eсть люди, которые благодаря присутствию духа успешно проходят "испытание воздухом". Для таких людей требуется "совсем немного" чтобы достичь ясновидческого опыта, как пишет об этом Рудольф Штейнер в главе "О посвящении" в своей книге "Как достигнуть познания высших миров?".
Однако, большинству людей еще приходится бороться с жизненными проблемами, пока они не заметят, что их страдания и дисгармонии исполнены смысла. Иногда они научаются новым способностям и прозрениям только благодаря серьезным кризисам жизни. Благодаря новому взгляду на человеческую жизнь, развиваемому Рудольфом Штейнером, многие проблемы и ситуации в структуре нашей общей жизни могут быть правильно классифицированы. В каждой биографии можно различить определенные эволюционные фазы, и каждой свойственны свои специфические проблемы. Такие фазы могут определяться семилетним ритмом. Первые три этапа этого ритма характеризуются сменой зубов в семь лет, половой зрелостью в четырнадцать лет и началом зрелости в двадцать один год; но Рудольф Штейнер показывает также, что семилетний ритм для взрослого продолжается в их душевном развитии. В дополнение к этому имеется также так называемый ритм "лунных узлов", при котором одни и те же соотношения между Землей, Солнцем и Луной повторяются с периодом 18 лет 7 месяцев и 9 дней. Они отмечают временные промежутки примерно около одного года, в которые жизненные импульсы и задачи выступают сильнее и лучше осознаются, чем в иное время.