Х. Сальман
Антропософия и современная спиритуальность
перевод с нем. А Демидов
Солнечное начало, которое долгое время человек
воспринимал только из космоса, станет светить
во внутреннем мире души. Человек будет
учиться говорить о "внутреннем Солнце".
Р. Штeйнер,
Основные aнтропософские положения (август 1924 г.)
Всходит внешнее Солнце, но внутреннее еще не взошло,
это еще не достигнуто. Величайший момент тот - когда
восход внешнего Солнца совпадет с восходом Солнца внутреннего.
Это и есть настоящий восход Солнца.
Петер Дунов,
Сеятель (1932-33 гг.)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие - посланничество Каспара Хаузера
Введение - Что такое современная духовность?
I. Восход внутреннего Солнца
Скрытый Вождь внутри нас
Забота о душе
Пробуждение духа
Тайна течения жизни
II. Новое внутреннее пространство
Неожиданные духовные переживания
Возвращение ясновидения
Перспективы движения "Нью-эйдж" (Новый век)
Антропософия - путь к новому сознанию
III. Сознательно идти по жизни
Утренняя заря новой культуры
Пути внутреннего развития
Отношение к природе и к нашему телу
Построение новой социальной жизни
IV. Апокалипсис нашего времени
Крах центральной Европы
Школа Аримана и школа Михаила
Нисхождение в мир тьмы
Космическая Жена с младенцем
Резюме - Посвящение человечества
26-ого мая 1828 г. в немецком городе Нюрнберге появился юноша, который с трудом говорил и едва мог передвигаться. Его имя - Каспар Хаузер - стояло в письме, которое он нес с собой. Он обладал необычайными способностями и замечательными переживаниями, что привлекло к нему огромное всеобщее внимание. Его называли "Дитя Европы", так как никто не знал, откуда он пришел. У него наблюдалась чрезвычайная чувствительность воспринимающих органов, удивительная способность запоминания; дикие звери в его присутствии становились ручными. Казалось, что он ясновидчески воспринимал то, что происходило в душе и духе другого человека. Мощные имагинации воспринимал он в своих грезах. Однако, когда он был вынужден есть мясо, а, кроме того, стал развиваться интеллектуально, эти свойства оставили его.(1)
Георг Фридрих Даумер (1800-1875), профессор гимназии в доме которого долгое время содержался Каспар Хаузер называл его "райским прачеловеком", основываясь на его моральных качествах. В отличие от современников, у которых мозг, благодаря интеллектуальному воспитанию стал центром сознания, Каспар Хаузер жил силами своего сердца. Можно было бы назвать его "солнечным человеком". Его развитие было намеренно приостановлено для того, чтобы он не смог развить свое Я-сознание. Когда же это все-таки произошло, причем для него возникла возможность вопреки всему понять задачу соей жизни, его убили. Первое покушение состоялось 17-ого октября 1829 г., и после второго покушения в городе Ансбахе - 14-ого декабря 1833 г. - он умер через три дня.
Можно спросить себя, почему Каспар Хаузер не был убит уже в раннем возрасте, если уж так хотели устранить его. Но есть духовный закон, по которому высокая индивидуальность после ранней смерти вскоре воплощается снова, чтобы иным путем выполнить свою миссию.
Уже в 1832 г. немецкий судья и криминалист Ансельм фон Фойербах пришел к заключению, что Каспар Хаузер был старшим сыном Великого герцога Карла Баденского и Стефании де Богарне (приемной дочери Наполеона). Он тогда должен был быть ребенком, родившимся 29-ого сентября 1812 г. в Карлсруэ, наследником Баденского престола. По официальной версии этот ребенок умер 16-ого октября 1812 г. Фойербах был убежден в том, что другая ветвь рода хотела устранить наследного принца. Позднее многие исследователи приходили к тому же выводу.
Исследования загадки происхождения Каспара Хаузера продолжаются. В конце 1996 г. были подвергнуты генетическому анализу капли крови на рубашке, которая предположительно принадлежала ему. Анализ не подтвердил соответствие ДНК этой крови с ДНК одного из членов Баденского княжеского рода, живущего в настоящее время. Однако это ничего не доказывает.1
В последние десятилетия исследователи смогли на основе новых находок реконструировать биографию Каспара Хаузера. Подвал, где его держали в заключении, был обнаружен уже в первой половине XX в. в замке Пильзах у Неймаркта в Оберпфaлце oкoлo Нюрнбергa. Каспар Хаузер стал жертвой эксперимента, целью которого было затормозить его нормальное развитие и помешать ему развить самосознание. Этого хотели достичь, сделав невозможными для него нормальные этапы развития ребенка - выпрямление, ходьбу, речь и мышление. С самого раннего детства он был принужден долгие годы находиться лежа или сидя, не имея повседневного общения с людьми; даже пищу ему приносили, когда он спал.
История жизни Каспара Хаузера прояснила, что человек, задержанный подобно ему в своем нормальном развитии сохраняет свойства маленького ребенка. Их можно называть "космическими" или "райскими". Появление Хаузера совпало с эпохой позднего Романтизма в Германии и других странах: в естественности и непосредственности тогда искали противовес современному интеллектуальному мышлению. Поэт и естествоиспытатель Гёте (1749-1832) пытался расширить восприятие органов чувств человека. Его современник, поэт и историк Фридрих Шиллер (1759-1805) говорил о стремлении к игре. Философ Фихте (1762-1814) рассматривал как важнейшие свойства человека творческие способности, свободу и оригинальность.
В Каспаре Хаузере проявились именно эти качества. Он явился прообразом юношеского состояния для стареющего современного человечества, страдающего от потери жизненных сил. Для нас это была первая весть от него. В своей короткой жизни он принес в европейскую культуру силы обновления. Вторая его весть гласила: развивать Я-сознание рискованно. Есть силы, которые хотят помешать ходу поступательного человеческого развития. Темный подвал, в котором вырос Каспар Хаузер - это прообраз нашей современной материалистической культуры, в котором не может заблистать внутреннее Солнце - духовные силы, скрытые в каждом из нас.
В 1971 г. я познакомился с антропософией, развитой австрийским философом, несущим обновление культуре - Рудольфом Штейнером (1861-1925) и получил тем самым сильное побуждение к собственному духовному развитию. Я рассматриваю антропософию как ответ на вопрос, поставленный проблемами, связанными с обоими вестями Каспара Хаузера. С одной стороны она является выражением сил , омолаживающих нашу европейскую культуру, которые тесно связаны с Каспаром Хаузером, с другой - она является щитом защищающим нас от того, что уже с его времени во все возрастающем размере несет угрозу нашему духовному развитию.
Все же необходимо заметить, что все развитое до сих пор на основе антропософской духовной науки является лишь несовершенным выражением антропософии. Этот небольшой задел следует рассматривать в рамках всеохватывающей современной спиритуальности и развивать дальше в тесном сотрудничестве с другими современными духовными течениями и социальными движениями.
В качестве предыстории этой книги мне хотелось бы упомянуть, что в период с 28-ого декабря 1997 по 4-ое января 1998 гг. я провел одну неделю на греческом острове Патмос, чтобы медитативно углубиться в древнегреческий оригинальный текст Aпокалипсиса, который был там созерцаем Иоанном Богословом. При этом мне открылись важные сведения о современной истории человечества и также oб интимных отношенияx сил, связанных с числом 666 к двойнику человека. Девять месяцев спустя я написал голландскую версию этой книги, а через три года она появилась в расширенном издании на английском и немецком языкax.
Духовность или спиритуальность имеет дело с нашим переживанием сверхчувственного мира, который также называют духовным. Мы живем, не будучи отделенными от этого мира. Мы находим его в нас и вокруг нас, но по ту сторону чувственных восприятий. Во все времена имелись люди, обладавшие сознанием этого мира и с помощью духовных упражнений достигавшие познаний о нем.
Мы можем вступить в связь с этим миром на разных путях. В прежние время это происходило через так называемое "посвящение" и через ритуальные действия, ставившие повседневную социальную жизнь на службу религии. Позднее практика религиозного опыта верующих была поставлена под наблюдение и контроль христианской церкви. Однако помимо официального христианства всегда имелись внецерковные формы спиритуальности или религиозности, особенно в местностях, где люди обладали крепкой связью с природными силами. В некоторых кругах существовали эзотерические формы христианства, христианства, которое акцентировало внутреннее развитие. Представители этих внецерковных форм спиритуальности рассматривались как еретики и ведьмы и преследовались церковью.
С концом средневековья и началом интеллектуального мышления спиритуальность, коренившаяся в связях с природой иссякла. С другой стороны, с пробуждением Я-сознания росла потребность во внутреннем развитии. Люди, осознавшие свое собственное индивидуальное "Я" хотят развивать свои духовные силы. Творческая работа с этими силами стала основой новой спиритуальности, которая становится выражением нового спиритуального сознания человечества. Как свободные люди, мы ответственны за качество нашего человеческого бытия и за развитие наших духовных способностей.