Смекни!
smekni.com

«Рынок информационных средств как фактор появления рекламы как массового явления» (стр. 2 из 5)

Наружная реклама в России имеет уже более чем вековую историю: так, в газетном объявлении начала 20 века предлагалось размещение рекламы на заборах. Трамвайных остановках, железнодорожных вокзалах. И принимали такие заказы не рекламные агентства. Понимание рекламы как необходимого инструмента экономики было настолько глубоким, что российский предприниматель 19 века Л. Х. Метцель, основатель первой в России конторы по приёму объявлений, выразил это в известном теперь во всем мире лозунге: «Реклама — двигатель торговли!»
Многолетний опыт рекламной работы российских рекламистов позволил говорить о самобытности национальной рекламы, ее отличиях от рекламных кампаний, проводимых в других странах. Такая самобытность стала проявляться в начале ХХ в. В частности, рекламным объявлениям придавали неторопливый характер и делали их как можно более полными по содержанию. «Дожимать» потребителя агрессивностью стало не в правилах российских рекламистов: они поняли, что максимального эффекта можно добиться лишь мягкостью, проникновенностью и честностью. Российская реклама имеет задушевный характер, она действует на чувства человека, пытается найти отклик в его душе. В начале 20 в. было замечено, что в России больше, чем в какой либо другой стране, существует отрицательное, недоверительное отношение общества ко всякому нескромному, наглому.
Исходя из особенностей менталитета россиянина, таких как-духовность, тонкость чувств, сентиментальность, сострадание ближнему, верность дружбе, рекламисты, работавшие на российском рынке избегали, в частности, агрессивных элементов в рекламе.
Оценку роли рекламы для экономики страны дал один из видных русских рекламистов начала 19 в. А. Веригин в брошюре «Русская реклама: «Россия имеет свою собственную культуру... Реклама, которая действовала бы в согласии со своеобразными законами этой культуры, оказала бы ей величайшую услугу..


Советский период.

Советский период был временем практического отсутствия рекламной индустрии в понимании, принятом в странах с рыночной экономикой, где она признается «двигателем торговли.. Планово-распределительное хозяйство не требовало такого рычаги, как реклама: все было распределено планирующими организациями — министерствами и Госснабом. И все же, если и появлялись рекламные объявления, то они были просто раскрашенной информацией о товаре, а не инструментом конкурентной борьбы.
Отношение к рекламе в СССР нашло полное отражение в ее определении, данном в Энциклопедическом словаре (1955): «Реклама — это ознакомление потребителей с товарами или услугами, оказываемыми данным производственным, торговым, транспортным, финансово-кредитным или иным предприятием, осуществляемое в форме объявлений в печати и по радио, плакатов, выставок и т.п.; в буржуазном обществе реклама служит интересам наживы капиталистов, стремящихся путем рекламы расширить сбыт товаров, навязать потребителю определенные товары или услуги. Отсюда переносное значение слова .реклама. — чрезмерное восхваление. Расходы на рекламу в эпоху империализма достигают огромных размеров. В социалистическом обществе реклама информирует потребителя о выпускаемой продукции, помогает покупателю выбирать необходимый товар, воспитывает вкусы потребителя... Перед нами образец идеологического подхода к понятию рекламы:
в капиталистическом обществе реклама — орудие наживы, в социалистическом- инструмент информации.
Правда, уже в 1982 г., когда стало ощущаться приближение перс строечного времени, самый популярный в СССР «Словарь русского языка» под редакцией с. и. Ожегова дает более реальное определение: «Реклама — оповещение различными способами для создания широкой известностью кому- чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т.п. Торговая р. Театральная р.». Более того, дается определение сотруднику рекламы: Рекламист — составитель рекламы (специалист)».
Отношение к рекламе как к орудию наживы в капиталистическом обществе появилось в СССР не сразу, а лишь в конце 30-х гг. Впервые годы советской власти реклама продолжала работать и была заметна. Даже выработался рекламный стиль под названием «русский авангард», над которым работали такие признанные художники, как К. Малевич, В. Татлин, Л. Лисицкйй, А. Родченко. На международной выставке рекламы в Париже поэт В. Маяковский получил высшую награду.
Он дал свое определение рекламы, исходя из сложившихся условий: «Реклама промышленная, торговая агитация».
Осознавая необходимость существования рекламы, В. Маяковский работал над рекламными текстами в период 1923—1930 гг. Поэт ратовал за рекламу, за те результаты, к которым она может привести при правильном ее использовании. В каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается умение и сила нашей агитации. — такова эффективность рекламы по-маяковски. Он призывал к появлению новой российской рекламы, которая должна быть с...с разнообразием, выдумкой.. Но даже в этих условиях непонимания роли рекламы для советской экономики такие газеты, как «Правда» или «Известия», проводили рекламу подписной кампании, борясь за своею читателя. Период нового осмысления рекламы закончился в 1930-е гг. Творческий подход к рекламе в СССР, понимание ее значения для народного хозяйства больше не возрождались.

С этого времени в нашей стране к рекламе стали относить прежде всего витрины и интерьеры магазинов. Однако в больших, можно сказать. огромных масштабах была представлена политическая реклама одной партии - КПСС, которую мы постоянно видели на улицах городов и во время праздников и проведения выборов..
В ограниченных количествах допускалась лишь реклама, в том числе иностранная, в специализированной прессе, те. только для специалистов. Других видов рекламы практически не было: изредка проводились презентации и рекламные семинары иностранных фирм для специалистов. Конечно, определенная рекламная работа проводилась на выставках в крупных городах страны. Наружная реклама была представлена одними крышными лозунгами: «Слава КПСС!», «Слава труду!», «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!». Нет конкуренции нет и рекламы.

С большой натяжкой можно говорить что из всего многообразия видов рекламы в СССР всё же существовали: наружная реклама (крышные установки и политические плакаты), витринная и интерьерная реклама, реклама в специализированной прессе, рекламные мероприятия на выставках и ярмарках, проведение семинаров и презентаций.

И всё же, хотя этот период стал «мёртвым сезоном» для советской рекламы, в стране работали три рекламные организации: Союзторг-реклама, Коопторгреклама и Внешторгреклама («Соверо»). Две первые занимались рекламой внутри страны, а Внешторгреклама «Соверо» была единственной ориентированной на работу с иностранными клиентами в СССР и внешнеторговыми организациями за рубежом, имевшей постоянные связи с мировым рекламным рынком и работавшей по его законам. Именно «Соверо» по заказам внешнеторговых организаций проводило рекламные акции за рубежом, используя весь арсенал рекламы: телевидение, прессу, наружную рекламу и т.д. благодаря этой работе были достигнуты успехи, о которых в СССР знали немногие: завоёван Золотой лев на Каннском фестивале рекламных фильмов в 1982 г., получен первый приз на Вашингтонском фестивале рекламных фильмов в 1991 г..

В середине 80-х гг. ветер перемен стал ощущаться и в рекламной сфере. Было разрешено разместить в Москве и Ленинграде крышные установки фирм социалистических стран.

Но в целом, как мы уже сказали, рекламной индустрии не существовало.

2. Средства распространения рекламы

2.1. Характерные особенности СМИ как рекламоностителей:

преимущества и недостатки

В качестве средств распространения рекламы традиционно используют средства массовой информации (СМИ) относят рекламные объявления в прессе (газетах и журналах). По радио, телевидению, на стандартных щитах наружной рекламы и в кино.