Смекни!
smekni.com



  1. Заглавие логической организации контента.
(стр. 8 из 12)

Требования к интерфейсу и оформлению ИОМ

Основные требования к интерфейсу и оформлению ИОМ заключаются в следующем:

· оформление текста в HTML-файлах должно осуществлять средствами каскадных таблиц стилей (CSS);

· максимальное использование возможностей JavaScript для реализации интерактивности;

· использование в HTML элементов video и audio, когда это возможно;

· максимальное использование решений по HTML вёрстке, совместимых со всеми браузерами и ОС. Альтернативный вариант — использование специфических решений под каждый браузер на основе определения версий ОС и браузера с помощью JavaScript;

  • единый стиль оформления контента во всех ИОМ в рамках ЭОР, ориентированного на одну целевую аудиторию;
  • оформление не должно отвлекать пользователя от содержательной составляющей, однако должно качественно предоставлять все необходимые средства управления;
  • минимальная рабочая область окна ИОМ по ширине составляет 950 пикселей;
  • не допускается использование горизонтальной прокрутки страницы при разрешении экрана 1024 x 768 пикселей и выше;
  • содержимое ИОМ должно равномерно распределяться по рабочей области окна браузера при изменении его размеров;
  • должна быть обеспечена возможность увеличения/уменьшения контента отображаемой страницы с помощью стандартного функционала браузера;
  • должен осуществляться полноценный вывод статической информации (текстовой и графической) на бумагу при печати страницы (сцены) ИОМ стандартными средствами из браузера;
  • ИОМ может делиться на страницы. Разбиение содержимого ИОМ на страницы и их количество определяется разработчиком исходя из педагогических задач разрабатываемого модуля. Рекомендуется ограничиваться десятью страницами в одном ИОМ;
  • каждая страница ИОМ должна содержать обязательный набор типовых управляющих элементов пользовательского интерфейса — переход по страницам ИОМ (если используется несколько страниц), отключение/включение озвучивания и звука медиаэлементов, звука только медиаэлементов, полное отключение/включение звука (если звук и озвучивание используются в ИОМ).

Требования к качеству мультимедиа компонентов

В значительной части квалиметрия мультимедиа компонентов, определяемая гармонией, эстетикой, эргономикой, относится к области экспертных оценок. Тем не менее, можно выделить параметры, которые однозначно отрицательно влияют на качество компонентов, как при создании, так и при последующей обработке.

Для символьной информации недопустимы грамматические и орфографические ошибки, нарушения правил пунктуации, стилистические погрешности. Рекомендуется выбирать шрифты, доступные пользователю после установки операционной системы. Возможно использование сторонних шрифтов (например, свободно распространяемых), включённых в ИОМ, если программным модулем ИОМ будет реализовано отображение таких шрифтов в браузерах.

Статический визуальный ряд характеризуется широким спектром требований к изображениям, полученным из разнообразных источников и имеющим разное назначение в контенте ИОМ. Большую роль при этом играют плохо формализуемые художественные критерии, поэтому для мультимедиа компонентов этого вида разумно обозначить лишь неприемлемые варианты.

Недопустимы следующие дефекты:

· искажение геометрии;

· низкая четкость (потеря важных деталей изображения);

· недосвеченность или пересвеченность фотоизображений;

· посторонние цветные точки (цифровой шум), возникающие при недостаточной освещенности в цифровой фотосъемке;

· нарушение цветового баланса, искажение цвета;

· артефакты – посторонние детали, возникающие на изображении при чрезмерной компрессии;

· муар, растровая сетка, кольца Ньютона (концентрические элементы), возникающие в результате некачественного сканирования полиграфических материалов.

Динамический визуальный ряд отличается разнообразием форм: реалистический, синтезированный (в том числе – трехмерный) визуальный ряд может использоваться в медиакомбинациях со звуком, а также составлять отдельную 3D-композицию.

Недопустимы следующие дефекты:

· выпадение строк и срыв синхронизации;

· черные и сбойные полосы по периметру изображения;

· низкая четкость (потеря важных деталей изображения);

· рывки в динамике движения (результат изменения частоты кадров исходного видео);

· зубчатость границ деталей изображения (результат ошибок при изменении размера кадра);

· недосвеченность или пересвеченность;

· нарушение границ (смазывание) цветовых переходов;

· нарушение цветового баланса, искажение цвета;

· недостаточная или чрезмерная цветовая насыщенность;

· цифровой шум;

· артефакты компрессии.

Если динамический визуальный ряд реализован в медиакомбинации со звуковым, недопустимо несооответствие звука визуальному ряду.

Общим требованием является использование частоты кодирования (записи) видео в 25 кадров в секунду (frame rate). Снижение частоты воспроизведения допускается только при малой динамике отображаемых событий. Кроме того, для 2D/3D синтезированного визуального ряда рекомендуется:

· при выборе размера кадра руководствоваться смысловым содержанием, избегать «мигания»;

· при намеренном использовании режима мигания элементов частоту задавать в пределах 1-3 Гц;

· тщательно контролировать качество текстур для 3D изображений.

Звуковой ряд может формироваться из различных источников. Используются аналоговые и цифровые носители, а также оригинальные записи дикторского текста и музыки.

В звуковых фрагментах ИОМ недопустимыми являются следующие дефекты:

· фоновый шум, гул, реверберация, скрипы и стуки, щелчки и другие посторонние звуки;

· эффект «перегрузки» сигнала (clip) в результате ошибок обработки или записи;

· неравномерный спектр – преобладание низких или высоких частот в конечной записи;

· прямые дефекты дикторской речи (картавость, шепелявость, заикание и т.п.);

· слишком широкий динамический диапазон – большая разность уровней громкости между тихим и громким фрагментами речи.

Общие рекомендации заключаются в следующем:

· необходимо применять нормализацию – выравнивать уровень громкости всех звуковых фрагментов модуля;

· предпочтительно использование единого формата сжатия;

· предпочтительно использование исходных фонограмм в цифровом виде;

· при оцифровке звукового фрагмента с аналогового носителя должна применяться прямая коммутация, рекомендуемый пиковый уровень записи от -6dB до -3dB.

Уровень интерактивности

Интерактивный контент — контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процесс. Концептуальное отличие интерактивного мультимедийного контента заключается в замене текстовых описаний непосредственным аудиовизуальным представлением объектов, процессов, явлений с моделированием типичных реакций на внешние воздействия или изменение условий.

Рассмотрим детально формы взаимодействия пользователя с контентом, структурированные по четырем «уровням интерактивности».

Уровень I. Условно-пассивные формы

Характеризируются односторонним воздействием пользователя. Сценарий воспроизведения контента предусматривает лишь простейшие реакции, повышающие комфортность восприятия и управления. Такой контент нельзя называть интерактивным: пользователь лишь выбирает фрагмент для усвоения, но не оперирует с его элементами. «Условно» - пассивными данные формы названы, поскольку от пользователя все же требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента.

К условно-пассивным формам взаимодействия относятся:

1. Экспорт/импорт медиаэлемента/медиакомбинации (неконтролируемый клавиатурный ввод, экспорт изображений, импорт потоковых данных и др.);

2. Масштабирование или свободное перемещение объекта (для улучшения эргономических показателей медиаэлемента/медиакомбинации, мультимедиа композиции);

3. Визуализация текстовых хинтов, вызов звуковых подсказок (для разъяснения функциональности объектов, в том числе – элементов навигации и управления);

4. Управление линейной композицией (последовательностью медиаэлементов/медиакомбинаций);

5. Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам).

Уровень II. Активные формы

Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных воздействий/откликов.

К активным формам относятся:

1. Скроллинг двухмерных изображений (детальное изучение статических изображений, размер которых значительно превышает окно просмотра);

2. Множественный выбор из неперемещаемых медиаэлементов с координатной привязкой результата (тест с вариантами ответов в виде символьных строк или изображений);

3. Вращение объемных тел (вращение реалистических/синтезированных объектов вокруг осей);

4. Изменение азимута и угла зрения для просмотра изображений с концентрической организацией (статических панорам и панорамного видео);

5. Перемещение в трехмерном синтезированном пространстве (3D-навигация, в общем случае – нелинейная);