Смекни!
smekni.com



  1. Заглавие логической организации контента.
(стр. 9 из 12)

6. Активизация элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых медиаэлементов/медиакомбинаций (установление соответствий элементов визуализированного и скрытого множеств);

7. Изменение состава/компоновки интерактивной мультимедиа композиции (путем управляющих воздействий на активные составляющие).

Уровень III. Деятельностные формы

Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с учебными объектами/процессами по заданному алгоритму с контролем отклонений.

К деятельностным формам относятся:

1. Контролируемый экспорт/импорт медиаэлемента в активное поле контента с проверкой соответствия определенным условиям;

2. Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий, составления определенных композиций;

3. Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;

4. Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;

5. Взаимодействие с объектами реалистической/синтезированной панорамной мультимедиа композиции;

6. Контролируемое выполнение определенной последовательности действий с получением разъяснений ошибок на каждом шаге;

7. Кастомизация представления контента с индивидуальными настройками двух и более медиаэлементов;

8. Активизация элементов многофакторной мультимедиа композиции путем выбора произвольной комбинации из определенных значений различных параметров;

9. Изменение параметров/характеристик процессов в произвольной комбинации дискретных значений с аудиовизуальным представлением результатов;

10. Декомпозиция объекта, представляющего собой сложную многоуровневую систему;

11. Совместная разработка символьных конструкций (составление текстов, решений вычислительных задач и др.) группой пользователей, взаимодействующих в режиме online для выработки подходов и согласования решений;

12. Совместная разработка аудиовизуального контента группой пользователей, взаимодействующих в режиме online.

Деятельностные формы отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов. Однако на каждом шаге пользователя тем или иным способом приводят к единственно верному решению, так что путь решения учебной задачи предопределен.

Уровень IV. Исследовательские формы

Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных событий. События вызывают изменение сущности, внешнего вида, параметров, характеристик представляемых объектов, процессов, явлений. В общем случае источником событий могут быть: данный пользователь, взаимодействующий с контентом, моделер, генерирующий некоторые события по определенным алгоритмам имитационного моделировании, другой пользователь – член группы совместной образовательной деятельности.

Исследовательские формы взаимодействия с контентом характеризуются возможностью получения множества комбинаций/состояний объектов/процессов, в том числе – не определенных заранее. На любом шаге позволяется сделать любой выбор и производить следующие шаги до получения некоторого результата. При этом ни один выбор не квалифицируется как неверный. Учащемуся предоставляется возможность самостоятельно убедиться в практической полезности полученного конечного результата и/или получить итоговую оценку результативности своих действий.

Понятно, что с точки зрения данного пользователя исследовательские формы взаимодействия возможны только при наличии иных, кроме него самого, источников событий. Таким образом, необходимым условием исследовательских форм взаимодействия с контентом является наличие моделеров и/или, по меньшей мере, еще одного пользователя, одновременно влияющего на данный контент. Достаточным условием отнесения к исследовательским формам взаимодействия с контентом является недетерминированность действий пользователя при манипуляциях с представленными объектами/процессами, состояние которых в результате взаимодействия может быть весьма многообразно.

В случае многопользовательского контента нас интересует взаимодействие пользователей с общим контентом, но не между собой. Многопользовательский интерактивный контент реализует исследовательские формы взаимодействия как с помощью моделеров, так и путем контролирующей оценки совокупных действий пользователей, инициирующих те или иные события.

Примеры, обозначающие концептуальные особенности форм взаимодействия IV уровня:

1. Генерация оригинальных интерактивных композиций;

Предполагает использование конструктора со значительным количеством различных элементов, которые могут быть объединены в одну из многих возможных систему произвольными способами. Работоспособность, практическая пригодность, функциональность, полезность созданной системы рассматриваются в качестве критериев для положительной или отрицательной оценки учебного результата.

2. Исследование сложных объектов/процессов и/или взаимозависимости разных объектов методами имитационного (математического) моделирования;

Предполагает наличие в ИОМ моделера, использующего несколько независимых входных переменных, каждая из которых может изменяться в заданном диапазоне или множестве значений. Зависимость выходных параметров от входных должна отражаться в изменениях аудиовизуального представления изучаемых объектов/процессов. Наличие моделеров для нескольких объектов позволяет исследовать их взаимное влияние. При этом каждый моделер описывает состояния/характеристики определенного учебного объекта (группы объектов) в зависимости от состояния/характеристик другого моделируемого учебного объекта и реакций пользователя.

3. Многовариантное взаимодействие с объектами/процессами в виртуальном пространстве с программной генерацией адекватных ответных реакций.

Предполагает наличие моделеров, отслеживающих действия пользователя в трехмерном синтезированном или реалистическом панорамном пространстве. Всевозможные действия пользователя мониторятся моделерами, генерирующими адекватные реакции, представляемые в аудиовизуальных форматах.

4. Взаимодействие со сложными многофакторными системами, представляющими собой сегменты виртуальной реальности;

Предполагает наличие в ИОМ тематического симулятора (тренажера), имитирующего фрагмент реальности, обеспечивающего отработку/подтверждение умений и компетенций в рамках данного тематического элемента или совокупности тематических элементов, в том числе – из разных предметных областей. Моделируется множество связанных объектов и процессов как автономно, так и во взаимодействиях между собой. ИОМ должен обеспечивать представление исходных данных и результатов в аудиовизуальных форматах, адекватных фрагменту реальности.

5. Совместная образовательная деятельность в виртуальном пространстве путем согласованного взаимодействия с представленными объектами/процессами, в том числе – посредством аватаров.

Предполагает взаимодействие пользователя как с партнерами в режиме online, так и с объектами/процессами контента, поддерживаемыми моделерами. Фрагмент виртуальной реальности может быть представлен в 3D-реализации, взаимодействие с объектами/процессами осуществляется путем управления аватаром – объектом, представляющим пользователя в виртуальном мире. Действия пользователей согласуются и результаты (ответные реакции интерактивного контента) обсуждаются с помощью online коммуникаций.

Коренное отличие форм взаимодействия IV уровня от других формализуется с помощью понятия предопределенности. Формы I-III уровней являются «детерминированными» – все варианты действий пользователя заранее просматриваются, имеется только одно решение, которое считается верным.

Формы IV уровня − «недетерминированные». При создании ИОМ определены только исходные элементы контента и параметры/характеристики процессов. Поскольку большинство изучаемых объектов и процессов в этом случае поддерживается нетривиальными моделями, определить заранее все результаты действий пользователя в аудиовизуальном представлении или предугадать все возможные комбинации его ошибок не представляется возможным.

Уровень интерактивности ИОМ определяется используемыми формами взаимодействия пользователя с образовательным контентом. В случае, когда интерактив базируется на детерминированных формах, необходимым условием является использование в ИОМ не менее четырёх различных форм взаимодействия, при этом:

· ИОМ относится к I уровню интерактивности, если в нем используется менее двух различных форм взаимодействия II-III уровней;

· ИОМ относится ко II уровню интерактивности, если в нем используется две и более различных форм взаимодействия II уровня, либо одна форма III уровня и одна или более – II уровня;

· ИОМ относится к III уровню интерактивности, если в нем используется две и более различных форм взаимодействия III уровня.

Использование в ИОМ I-III уровней интерактивности менее четырёх различных форм взаимодействия пользователя с контентом не допускается.

В случае, когда интерактив ИОМ основан на недетерминированных формах взаимодействия пользователя с контентом, критерием является выполнение необходимых и достаточных условий:

· необходимым условием отнесения ИОМ к IV уровню интерактивности является использование моделеров как элементов ИОМ,

· достаточным условием отнесения ИОМ к IV уровню является недетерминированность действий пользователя при манипуляциях с элементами контента.