В круг Зодиака вписан высший прафеномен физического человека — Духочеловек, как макрокосмическая, покоющаяся в лоне Бога-Отца форма. Человек возвращается к ней всякий раз, как после смерти восходит на Высший Девахан. Действием двух других Ипостасей Бога в физическую форму вносится комплекс эфирно-астральных сил, а с ними принцип пространственно-временной эволюции, в которой в человеке рождаются индивидуальные мысли, чувства и волеизъявления, а с ними — "я". И пока он занимается их выработкой в условиях земных инкарнаций, высшее, Божественное хранит его изначально задуманный праобраз. Он также меняется с ходом времени. Ныне он приобрел тот вид, какой мы показали на рис. 80.
На древнем Сатурне высшее и низшее в монадах пребывало в единстве. В дальнейшем Божественное Триединство образовало направленную в сторону материального бытия четверичность сил. То, что действовало и продолжает действовать поныне, но только на высшем Девахане, как линия Серафического Импульса Христа, разделилось надвое и, с одной стороны, образовало в человеке ритмическую систему, "дыхание жизни", а с другой — нисходит на человека в Ангельской Иерархии как индивидуальный Самодух. Иными словами, всеобщее, вселенское, мировое Я достигает человека, пройдя через опосредование Иерархиями Духов Воли, Духов Мудрости, Духов Движения и Духов Формы.
Действием, исходящим от знаков Орла (Скорпиона) и Тельца, в человеке возбуждается жизнь мышления и воли, где наравне с силами Святого Духа вновь выступает Отчее начало. Силами, идущими от Тельца, была образована система обмена веществ и конечностей. Она стала в человеке сферой пока еще спящей воли: в ней действует Отчее начало. Что прежде было Орлом, повело к выработке индивидуального астрального тела и системы нервов, головного человека. Этому, изначально Софийному принципу, внизу противостали люциферические духи. Произошло некое низведение Божественной Софии в сферу грехопадения. Знанием о двойном аспекте Софии обладали гностик Валентин, философ Вл.Соловьев; причудливо, со следами декаданса оно отразилось в творчестве Александра Блока.
София-Изида-Мария рождает Божественное Дитя. Этот образ мы находим у Рафаэля. Но Орел, ставший Скорпионом, есть антипод Святого Духа: Ирод в земном измерении. Он порождает в человеке низшие, эгоистические вожделения и тем сгущает материю! София-Мария становится Майей — духом, сгущенным до вещества, недухом. И в этот мир иллюзии открываются органы чувств дитяти человеческого. Отчий принцип, физическую форму, Люцифер заполняет веществом, материей, и в ней, благодаря вожделениям и восприятиям, формируется душа ощущающая. От нее начинается движение вверх, к душе рассудочной (см. табл.5): через человека преодолевается то падение космических сил, которое совершилось в созвездии Орла еще в эоне древнего Солнца. Через человека должно совершиться примирение Духа Мудрости с Духом Любви, для чего необходимо не дать жалу Скорпиона проникнуть в душу рассудочную, коренящуюся в индивидуальном эфирном теле. Достигается это путем высветления астрального тела, восхождения от души ощущающей к душе сознательной, в которую тогда нисходит Самодух, исходящий от преображенного Скорпиона — от Орла, от Софии.
Божественная София низвела в виде голубя Жизнедух Христа. Христа как Я-Водолея (поэтому Иоанн Креститель стоит в знаке Водолея и крестит водой) в тройственное тело Иисуса из Назарета. В шестой, славяно-германской культурной эпохе люди будут создавать общины, праобразом которых является чаша Грааля, и в них будет в оболочке Самодуха-Софии нисходить Жизнедух-Христос. София преобразит душу сознательную в душу имагинации, и тогда Жизнедух низойдет в душу рассудочную, на Земле возникнет новая социальность — община Христа, община Буддхи.
Таков макрокосмический Грааль и его действие в человеке. Образ его мы находим и в растительном царстве, когда созерцаем чашечку цветка, наполненную световым и тепловым действием Солнца. Это уже живой символ Грааля в его планетарном аспекте, который является в некоем роде производным от звездного его аспекта (рис. 81). Макрокосмический и планетарный Грааль соотносятся между собой как внутреннее и внешнее, как сущность и явление. Их соотношением рождается пространство.
Что в Зодиаке, как всеобъемлющий принцип, выражает Ипостась Отца, то в планетарном Граале образует его центр — Землю [* Но в земном эоне незримо уже присутствует будущий эон Вулкана, как 8-я сфера, внешнее очертание которой образует Луна своим движением вокруг Земли. Наивысшему противостоит самое низшее: намерение Аримана породить в этой сфере свой, подматериальный мир.]. Ведь физическая Земля есть не что иное, как древняя воля Престолов, перешедшая без развития в 4-й эон. Духовная сила Солнца, покоющаяся в лунном серпе, ведет свое происхождение от дара Духов Мудрости, лунный серп — от дара Духов Движения.Таким образом, мы приходим к выводу, что Грааль трехаспектен, и он поистине есть "странствующее причастие", "Ганганда Греида" средневековых христиан-оккультистов (см. ИПН. 149; 1.1), осмысленный образ эволюционного "странствия" Божественной Троицы сквозь пространство и время. И он есть образ творимого человека. Макрокосмический андрогин, высший прафеномен человека покоится в зодиакальном Граале. Через сферы планет в Святой Чаше Духа нисходит к Земле Божественное Дитя и становится Сыном Человеческим. Силой Его нисхождения человек в своем земном воплощении размыкает зодиакальный круг, превращает его в прямую линию, "вдоль" которой течет ныне индивидуальное стремление к духу, к небесному Граалю, который в будущем станет возноситься все выше и выше. Уже теперь нет смысла искать его на Земле, в материальных условиях. Вместе с тем и братство служителей Грааля — а им должно стать все человечество — соединяется вокруг святыни в духе.
Устремленностью к Граалю человек преодолевает древнее грехопадение, свою животную природу. Из змеи (символ Мудрости, а не райского змея; райский змей — это падшая мудрость, обращенная на вещественное, абстрактный рассудок), кусающей свой хвост, состояния необычайно высокого, но в котором человек остается всего лишь автоматом высшего порядка, он превращается в прямостоящее существо, человека Земли со свободной волей, и, как таковой, он сам есть последний осмысленный образ Святого Грааля. И вид его таков (рис. 82):
Верхний треугольник сил не просто нисходит в человека, он "тянет его вверх: внижнем треугольнике совершается преодоление сил тяжести. В зоне наложения треугольников рождается индивидуальное "я". По мере развития оно восходит до области 2-лепесткового лотоса. Нисхождение тройственного духа преображает, со своей стороны, все три оболочки человека. Поэтому в некоем конечном состоянии оба треугольника образуют правильно построенную гексаграмму, у которой теперь есть седьмой элемент — вертикальная ось. Такая гексаграмма выражает многочленного человека трехмерного пространства.
Двенадцатиричный круг космических сил образует в земном человеке вертикаль силы выпрямления и одновременно — двенадцатичленное физическое тело. Кольцо Мудрости, в которое был "свернут" космический человек, в земных условиях распадается на две силы: Мудрости и Любви. Одной из них вырабатывается речь. Другой — сознание. Они же являются первоисточниками образования индивидуального эфирного и астрального тел.
В своем высшем, идеальном праобразе человек переживает состояние исполненного мудрости пребывания в вечности. Змея, кусающая свой хвост, символизирует некоего рода "вечное возвращение" (Ницше). В этом пребывании нет времени и нет развития в нашем понимании [* У этого символа есть и другие значения.]. Двенадцать сил, расположенных по окружности, лишь в ином, в инобытии способны прийти ко взаимодействию по принципу метаморфозы.
Когда прафеномен человека размыкается, возникает феноменология бытия и сознания. Что прежде двигалось лишь по кругу, возвращаясь к себе, начинает двигаться по спирали, простирающейся от неподвижных звезд до Земли (см. рис. 31). Долгое время силы двигались вдоль этой спирали лишь сверху вниз, — пока внизу не было порождено самобытие, а тогда началось их возвращение к себе, но с некоторым результатом: с самосознающим человеком. Этот принцип и выражает собой человеческий Грааль.
Возвращаясь после смерти на Девахан, к своему космическому прафеномену, человек всякий раз привносит в него нечто от действия сил, восходящих от индивидуального к космическому. Когда-то прафеномен и феномен (индивидуальность) станут равнозначны — человек обретет достоинство иерархического существа. Он образует Иерархию свободной любви. Рис. 31 дает нам, до известной степени, наглядный образ особого становления этой Иерархии. Приведя его в связь с рис. 73, мы получим возможность охватить пониманием метаморфозу высшего, деваханического пространства в низшее — трехмерное. Основа и сам результат этой метаморфозы — многочленный человек.
Из сопоставления двух указанных рисунков (добавим к ним еще рис. 79) можно увидеть, что соотношение физического и эфирного тел в человеке образовано соотношением принципов Бога-Отца и Бога-Сына, перенесенным в трехмерное пространство, астрального тела и Я соотношением принципов Бога-Отца и Бога-Духа. Что на рис. 74 дано как плоскость воли, есть, по сути, земная проекция круга Зодиака (рис. 80). Сопоставим оба положения (рис. 83), и мы поймем, как высшая троичность превращается в четверичность действующих в земном пространстве сил.