Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 104 из 164)

Затем человечество вновь двинулось на восток, в эпоху великого переселения народов из Атлантиды, благодаря чему люди обрели способность образовывать представления. Движением с востока на запад в течение пяти послеатлантических культур была завоевана сила, способная образовывать понятия в тройственной душе, и человек, в известной мере, эмансипировался от действия планетарных сил. В шестой культурной эпохе овладение Самодухом будет в некоторой мере связано с движением культурного импульса на восток. А ежели этому движению помешают и направят его в противоположном, западном направлении, то это исказит всю конфигурацию индивидуального человеческого духа. Тогда правильная его выработка станет уделом лишь немногих людей, способных применить к своему развитию науку посвящения.

Действием указанных сил формируется и физическое тело человека, физический облик. Душой ощущающей, но еще той, что действует из Космоса, от Духов Движения через Самодух, изнутри наружу строится человеческое лицо. Поэтому оно является зеркалом души. А, например, человеческое сердце с его четырьмя камерами строится взаимодействием четырех сил (115; 26.Х): исходящих из трех тел и высшего Я. Аналогичным образом построены органы чувств, а также все остальное в человеческом облике и организме. Поэтому все в нем подвижно, и весь человек не только в душевно-духовном, но и в физическом, есть процесс. Его гармоничное протекание составляет основу душевного и телесного здоровья; нарушение гармонии, главным образом вследствие ослабления деятельности "я", его взаимосвязи с высшим Я, ведет к болезням. Например, ослабление эфирного тела (одного из эфиров) вследствие чрезмерно эгоцентрической и неупорядоченной деятельности души ощущающей может привести к желчно-каменной болезни; чрезмерная активность астрального тела, хаотизирущая деятельность "я", вызывает разного рода воспаления. А поскольку миры эфирных и астральных сил состоят из существ, то в человеке имеет смысл говорить о соотношении существ.

Определенную роль наполняющие его существа, не иерархического порядка, играют и в пространственных отношениях. Это главным образом люциферически-ариманические существа. Вдоль плоскости, разделяющей человека по оси симметрии, люциферические существа подступают слева, а ариманические — справа. Они воюют здесь через наши мысли, а также во внутренних органах и в
восприятиях чувств. Противостояние Люцифера, действующего спереди, Ариману, действующему сзади — иного рода. Между ними остается некоторое свободное пространство, где человек развивает жизнь чувств, в которых может принадлежать себе. В сфере воли действие Аримана идет снизу вверх до грудобрюшной преграды, Люцифера — сверху вниз до основания черепа. Свободное от этих духов пространство в человеке называется "кубом Ягве", куда он вдохнул "дыхание жизни" (158; 20.XI).

Все указанные соотношения, исключительно важны для понимания природы мыслей, чувств, волеизъявлений и феномена "я", они играют существенную роль и при возникновении трехмерного пространства. Сами Иерархии, как чисто духовные существа, не могут непосредственно вступать в трехмерное пространство, в материальный мир. Поэтому в ходе эволюции, по мере оплотнения материи ими был создан мир вторичных богов. Этим, ариманическим антибогам была поручена задача консолидации материи. А поскольку первопричиной сгущения материи послужило внесение эгоцетрического принципа в астральный мир, то еще ранее возник мир люциферических антибогов.

По сути говоря, все Иерархии разделены натрое с тех пор, как откровение Триединого Бога в круге Зодиака получило тенденцию к нисхождению из двухмерности в трехмерность. При этом в высших Иерархиях разделение носит условный характер, но чем ниже уровень бытия и сознания, тем более решительный, непримиримый характер принимает противостояние люциферических и арима-нических иерархических существ, вынужденных в той или иной мере отстать с введением в эволюцию факторов времени и пространства. Самое большое противостояние между ними — в третьей Иерархии. И именно здесь противостоят один другому мир физических и мир эфирных сил (см. рис. 84). Это противостояние слабее в сфере внешних планет и еще слабее — в сфере неподвижных звезд.

Люцифер и Ариман противостоят Иерархиям и друг другу. Расстановка сил в трехмерном пространстве имеет вид, показанный на рис. 85.

Существа люциферического и ариманического рода воздействовали на человека еще в эпоху древней Лемурии, когда он, находясь в состоянии человеко-животного, еще не принял вертикального положения. Однако уже и тогда в человеческом существе были вполне определенно дифференцированы система конечностей, ритма и нервно-чувственная система. В последней из них действием Скорпиона-Люцифера органы чувств были "проткнуты" во внешний мир, и человек начал постепенно развивать мышление, чему, с другой стороны, способствовала деятельность Аримана, формировавшая предметный мир материи и физический мозг человека. Одновременно высшей силой, солнечной деятельностью в человеке развивался дар речи.

Как равнодействующая сил мышления и речи возникла силовая линия выпрямления. В качестве опосредующего звена в деятельности всех перечисленных существ выступили элементарные духи: гномы, ундины, сильфы, саламандры (230; 4.XI), (рис. 86). Первопричиной же выпрямления явилась, естественно, деятельность высшего Я, шедшая из знака Водолея и опосредуемая Духами Формы, а потом существами третьей Иерархии.

В целом процесс выпрямления совершался следующим образом. В начале его человек был обращен конечностями вверх, а головой направлен к центру Земли. На этой стадии он напоминал собой нечто среднее между растением и животным. Его физическое бытие напоминало некий мираж, колеблющийся между двумя и тремя измерениями пространства (рис.87,1). Земля и Солнце тогда составляли одно космическое тело. С выделением Солнца человек принял горизонтальное положение (рис.87. II) и как человеко-животное более определенно вошел в пространство материального мира. Но в полной мере пространство сформировалось после выхода из Земли всех планет и Луны.

Поскольку человек формировался в ходе не одного, а многих оборотов Солнечной системы внутри круга Зодиака, то линии образования речи и мышления следует представить себе в виде неких спиралей, движущихся в разных плоскостях (рис. 87. III).

Такова общая картина, дающая нам представление о человеке пространственном. Из шести сил, образующих его, три носят характер перводвигателей. Это эфирные силы, силы высшего Я и силы душевного тела. Три других силы — производные: силы физического и астрального тел и силы души ощущающей. Вслед за ними возникают еще более высокие силы человеческой индивидуальности. А в целом мы получаем двенадцатичленного человека не только в отношении его физического тела или восприятий чувств, но как полное содержание трихотомии тела, души и духа.

О каждой двенадцатиричности следует говорить особо. Например, двенадцатнричность физического тела является результатом действия, в первую очередь, Отчего начала. Трехчленный человек есть отображение трехипостасного Бога. И как Бог открывает себя в четверичном бытии трехмерного мира, так и трихотомия человеческого существа приобретает четырехчленный характер. В простейшем выражении это три тела и "я": "квадрат" Божественного творения — по аналогии с "кубом Ягве". Далее четверичность разворачивается в полноту двенадцатичленного существа человека, каким он возникает в пространственно-временных отношениях, если на них смотреть из круга Зодиака, т. е. из высшего астрального, которому и во временном соответствует 12 планетных сфер (см. табл. 11).

Внутри двенадцатичленности Божественное Триединство, творя "по образу и подобию" своему, создало трехчленность тела, души и духа, а на их основе возник четвертый элемент — дух. также трехчленный по своей природе. При этом мы имеем в виду не Манас
и т. д., а дух индивидуального "я". Его ступени суть следующие: душевное тело, "я" и высшее Я (табл. 13).

Именно в этом, четвертом, элементе заключается все дело, когда творение принимает пространственно-временной характер. Только на сопряжении физического, с одной стороны, и эфирного и астрального тел — с другой, могло образоваться душевное тело — первая форма индивидуального бытия. Далее развитием тройственной души в человеке формируется индивидуальное "я". Благодаря тройственному духу человек достигает своего высшего Я. В посвящении ступень, где "я" соединяется с Я носит название "единения микрокосмоса с макрокосмосом"; она следует за ступенью интуиции и является четвертой по счету, если не считать подготовления. Лишь там человек приходит к великому синтезу всего того, что возникает в ходе семи эонов творения. Лишь там он окончательно выходит из временного становления, из пределов круга Зодиака, ведет бытие там, где пространство есть чистый дух.

3. Эзотерическое содержание категорий пространства

Ещё одна существенная грань познания пространства раскрывается при рассмотрении его в аспекте единства бытия и сознания. Для этого мы должны еще раз обратиться к духовно-научному воззрению на эволюцию, на семь эонов творения. Они образуют семь основополагающих ступеней той метаморфозы, выше которой нет ничего в нашем цикле творения. Этим определяется основной закон эволюции человека, мира и всех существ, как чувственных, так и сверхчувственных, в пределах семи эонов. Он гласит: во Вселенной эволюционирует все, и все эволюционирует путем семиступенных метаморфоз.