Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 114 из 164)

Субстанция Духов Личности, согласно ее происхождению, сверхличностна, но поскольку она пожертвована, она есть не-Я. И она способна отражать, а поскольку отражение иерархично, то Духи Личности получают развитие, оно совершается во времени: поскольку отражает субстанция, в ней возникает развитие во времени. Вся субстанция желает стать Я. Но поскольку она бессознательна, личностное стремление в ней действием Духов кругооборота времен разворачивается в ряд пространственных состояний. Иными словами, эмпирическое время, в котором развитие ведут Духи кругооборота времен, и время-личность соотносятся между собой как горизонтальный и вертикальный векторы развития.

Пространство, как мы знаем, существовало и до возникновения древнего Сатурна. В нем становление осуществлялось в пребывающем, что нам трудно себе представить. Бытие и сущность там слиты воедино — вертикаль и горизонталь развития, присущие нашему циклу, там слиты в точку, но не упразднены. Мы говорим об их слиянии как об Абсолюте. Но сущность приходит к явлению, сокровенное — к откровению. И тогда перед нами встает некий "первокруг" — откровение сокровенного пространства, с которым неразрывно слито и то, что в откровении выступает как время. В сокровенном у времени иной облик — облик Я более высоких, чем Духи Личности, Иерархий. Они, можно сказать, живут во "внутреннем" времени. Такому Я присущ атрибут вечности, а значит — единство бытия и сущности. Для нас, смотрящих из феноменального мира, все это выступает как бы из сумрака небытия, из Пралайи, мировой ночи. Но в целом мы все же имеем дело с кругом развития, где не обусловленное — Пралайя — связано с откровением, поскольку оно положено. А тогда полукруг семиступенной метаморфозы состояний жизни следует мыслить как часть круга, верхнюю половину которого образует Пралайя.

В соответствии с законом становления во времени, этот круг следовало бы поделить на две равные части. Но тогда мы получили бы лишь эмпирическое время, разрушилась бы связь вечного с временным, личности с состояниями формы. Жизнь тогда пришла бы к вечному повторению. Поэтому периоды откровения чередуются с возвращением в сокровенное, чередуются состояния Я и не-Я, "я" и Я. Проявленное бытие образует 7 мировых дней (часов); его возврату в сущее соответствуют в явлении 5 мировых ночей (часов) — (рис. 93). При этом два "дневных" часа образуют переход от мирового "дня" к "ночи" и от "ночи" ко "дню". Они образуют некоего рода "сумерки", переход от "хаоса" -- мирового неопределенного — к "упорядоченному" бытию мира двух откровений.

В книге "Бытия", говорит Рудольф Штайнер. "Ereb"-"Boker" — не следует понимать лишь как "вечер"-"утро". "Мы должны сказать: и был "Ereb", т. е. запутанное, беспорядочное, а стал "Boker", т. е. порядок, или упорядоченное" (122; 20.III), т. е. предопределенное. А это и означает выход в становление, идущее путем семичленных метаморфоз.

Полученное представление дополняет наше понимание характера пралайи и манвантары. Будучи взятыми вместе, они, по сути, образуют единство. В нем выражается связь Бога со своим откровением. Внутри его совершается постоянное перетекание высшего пространства в эмпирическое время и наоборот, в результате чего творится я, личность (рис. 94). Поэтому Духи Личности, или Времени, образуют основание отношения между становлением "я" в пространстве (многочленный человек) и в движении внутри эмпирического времени и высшим, вневременным пространством.

При переходе из пралайи в манвантару происходит, говоря языком физики, некоего рода "искривление" пространства, последовательное становление его одно-, двух- и трехмерным. На языке эзотерики это означает, что пространство приходит к откровению, переходит во время, в чем выражается подчинение высших Иерархий закону возникновения и прехождения, закону метаморфозы, а в высшем смысле — закону смены сущего и бытия [* В соответствии с рис. 94 нам следует и древний Сатурн представить себе отделенным от того, что было до него, пралайей — в том смысле, в каком ею разделены последующие эоны. По сути, так оно и есть, ибо все, что пребывает выше пунктирной линии на рисунке, живет в вечности, где в начале пребывает и конец: "Альфа" и "Омега".].

Таким образом, состояние пралайи, сколь бы высоким оно ни было, в силу своей связи с явлением также подчиняется определенному закону развития, данному нашему мыслящему сознанию. Она в пределах Единства пятичленна и, в то же время, она есть чистая личность, Я с отношением к не-Я, начиная с древнего Сатурна. В пралайе сотворенный субъект возвращается к абсолютному Субъекту.

3. Система категорий и время

Выявленный нами великий Первофеномен всякого бытия находит свое бесконечно многообразное выражение в становлении феноменального мира. В инобытии пралайя образует интервалы между ступенями семичленной метаморфозы (почему их не 5, а 6 — об этом речь впереди). Но поскольку метаморфозы являются всего лишь орудиями творения индивидуального сознания, то пралайя, как элемент метаморфозы, есть состояние, в котором объект возвращается к субъекту. В царствах природы этот субъект всегда высшего порядка — групповое "Я", постоянно пребывающее в мире первого откровения, вмешательство которого в мир второго откровения означает для последнего смену действующих в нем имманентных закономерностей: исчезновение бытия на одной ступени метаморфозы и возникновения его на другой.

Человек свой субъект имеет в мире второго откровения, его Я в той или иной мере пребывает в "я", что выражается в пятичленном существе человека, пребывающего в семичленном существе трехмерного пространства. Благодаря семичленпому существу субъект живет в пространстве, в пространстве живет то, что по своей сути пршшдлежит пралайе. Это бытие субъекта разворачивается в цепь личностных состояний, которые и дают переживание течения времени. Мир явлений, как оплотневший дух, и "я", как мыслесущество, противостоят друг другу, будучи разделенными пространством, многочленным существом человека (царства природы суть производные от этого существа). Но они стремятся прийти к единству: две идеи — мировая и человеческого субъекта, чем вызывается цепь метаморфоз. Они представляют собой явление индивидуального начала разной высоты. В проявленных ступенях метаморфозы личное изливается в явление, пространство Я переходит во время "я"; между проявленными ступенями время преходит, оно "уходит" в одномерное пространство, в пралайю, где мировая идея и человеческий субъект сливаются в единство. Так происходит после смерти и каждую ночь при засыпании.

Так переливаются друг в друга время и пространство. Пространство двенадцатичлешю, время семичленно. Между ними, как связующее звено, выступает пятичленная пралайя — высший субъект. Время-личность, соединяясь с жизнесуществом. с трехмерным пространством, образует семичленного человека. Время есть личность, соотнесенная с пространством. Из их взаимосвязи возникают, с одной стороны, двенадцатичленный человек, с другой — двенадцатичленная структура времени. Таков процесс метаморфозы времени в пространство и наоборот. В обе стороны она протекает через человека. В результате развития во времени возникает семичленный человек. Он возникает в результате 7 "дней" — это проявленное бытие — и 5 "ночей" — это чистый субъект. В феноменальном мире и то и другое получает пространственно-временное выражение.

Время имеет тенденцию, с одной стороны, восходить к вечности; поэтому оно есть откровение единого Бога. С другой стороны, оно переводит бытие в трехмерное пространство, которое есть откровение триединого Бога. Оба откровения опосредованы действием двенадцати родов существ интеллигибельного мира; т. е. идеальная полнота мира также двенадцатичленна.

Все вместе взятое снова подводит нас к проблеме идеального выражения реальности. Мы снова должны, поскольку реальность дана нашему мыслящему сознанию, искать первоисток ее познания в системе категорий, адекватно выражающих ее во всей полноте и сути. В предыдущей главе мы выявили семь категорий, раскрывающих природу сил, творящих семичленного человека в трехмерном пространстве путем метаморфозы (они выражают превращение времени в пространство). Теперь к ним добавляются еще пять. Тогда в своей совокупности они выражают становление человека индивидуальным духом, способным подняться над пространственно-временными отношениями, упразднить их.

Пять новых категорий соответствуют той части двенадцатичленного круга эволюции (рис. 94). которая периодически исчезает в пралайе. Состояние пралайи описать нельзя. Субъект там возвращается к себе. Но в явлении Субъект открывается как первофеномен. И тогда его можно выразить с помощью следующих категорий: бытия, становления, сущности, качества, количества. В этих категориях выражается актуальность, действие Субъекта. Его объективация выражается с помощью других семи категорий. Вся совокупность двенадцати категорий описывает процесс становления Я не-Я — человеческим "я".