В ходе платоновского года Солнечная система проходит через сферы то дневных, то ночных знаков, что существенным образом сказывается на характере развития. В нашем платоновском годе Солнечная система в сферу дневных знаков вошла с переходом от
атлантической к послеатлантической коренной расе. Под знаком Рака стояла первая послеатлантическая, индийская культурная эпоха. В конце седьмой, американской культурной эпохи человечество перейдет в следующую коренную расу, а Солнечная система — в сферу ночных знаков.
В ходе земного года ночным знакам соответствует период зимы, состояние наибольшей пробужденности человеческого индивидуального сознания, дневным знакам — период лета и ослабление сил мышления. В ходе платоновского года все семь культур послеатлантической коренной расы соответствуют мировому дню. Они представляют собой высшее проявление земной манвантары, когда духовное рождается на базе органического, космический принцип метаморфозы приобретает характер эволюции видов. Время побеждает пространство (высшее), так что оно приобретает иллюзорный характер материального мира и реально живет в нем лишь в форме абстрактной идеи. Но побежденное пространство приобретает также вид многочленного существа человека, в котором время живет в форме индивидуального духа, духа человеческой личности.
Если семь культурных эпох взять с точки зрения тех достижений, которые становятся достоянием не отдельных, а многих людей, то мы можем дать им следующий образ (рис. 96).
На этом рисунке треугольник главенствует над четырехугольником, как сознательное над бессознательным. Однако и там и там, движение осуществляется за счет метаморфозы. И мыслящее сознание, если оно обретает жизнь, движется по законам имагинативной логики, во времени и постепенно охватывает собой четырехугольник бессознательного, обращенный в своей бессознательности к вечности.В конце нашей коренной расы развитие индивидуального человеческого духа получит сильную тенденцию к выходу из эмпирического времени. Следующая коренная раса будет носить характер, обратный характеру нашей коренной расы, где мы проходим через отношение 7 к 5: сначала феноменология космического духа, затем рождение высшего Я в индивидуальном "я", синтез бытия и инобытия. Но следующая коренная раса будет развиваться в отношении 5 к 7. Ее культурные эпохи уходят в следующий платоновский год, в сферу дневных знаков, где будет иметь место феноменология человеческого духа внутри космического [* Этому состоянию человеческого духа будет свойственно свободное сознательное движение во времени от прошлого к будущему и обратно. Время станет для него чередой пространственных картин бытия — пройденного и грядущего. Вместе с тем, возрастет и воздействие человека на будущее и прошлое, т. е. он овладеет некоторыми атрибутами космического духа, феноменология которого породила наше "я"]. Дух человеческой личности вернется в двухмерность имагинативного пространства, а иллюзорное пространство трехмерного материального мира прейдет. Физическое тело человека возвысится над веществом, человек одухотворится, что, правда, еще не будет означать наступление пралайи. Переход из одной коренной расы в другую означает лишь существенные перемены в соотношении бытия и сознания, но полного их единства еще не возникает, поскольку развитие остается в пределах одного и того же состояния формы Божественного откровения.
Если пойти в другую сторону от платоновского года — к году земному, то здесь развитие чрезвычайно уплотняется. Что в первом стоит под управлением Духов Личности (культурные эпохи), во втором сжимается до размеров месяца, а что внутри культурных эпох представляет собой смену регентства семи Архангелов, в земном годе соответствует семи великим праздникам или недельному циклу. Соотношения эти следует, естественно, мыслить более идеально, чем эволютивно. Однако они существуют и реально обращены к человеческому духу. Действующие в них духовные существа не знают смерти, а только превращения, каковые и вызывают в мире земного бытия и сознания.
Семь ведущих Архангелов своим бытием и сознанием связаны с семью планетными сферами (264, стр. 192—193) и поэтому действуют во временном становлении, в цикле семи дней недели. Кроме того, Архангелы, или, как их еще называют, "Ангелы начал" "всегда находятся в начале времени, когда, скажем, возникают народы, когда народы в первый раз вступают в мировую историю" (156; 6.Х). Одни Архангелы помогают отдельным людям приходить в связь с другими Архангелами — с Душами народов, а также с Душами рас. Архангелы простирают свою деятельность вплоть до животного царства (102. 20.IV). Это последнее, важное для нас обстоятельство, мы рассмотрим позже, а сейчас еще отметим, что через Архангелов выражается свойство Духов Времени вызывать становление индивидуального духа во времени, что, собственно, и приводит к преодолению времени пространством, к возникновению состояния пралайи, которое присутствует уже в материальном бытии как индивидуальный дух. Через Архангелов Духи Времени, или Духи Личности, приходят в связь с пространством, в результате чего возникает человек как микрокосм, как существо, обретающее на базе тройственной телесности душевные свойства и благодаря этому рождающее в себе и собой трехмерное пространство.
В ходе недельного цикла развития Архангелы, опосредуя действия планетарных духов, способствуют выработке душевного тела, а затем дара речи и способности переживать мудрость и любовь. С переходом времени в годовое пространство Архангелы приходят в связь с Духами кругооборота времен, которые своим семичленным действием вызывают разгорание и затухание семичленных метаморфоз в растительном, животном и человеческом царствах. Но духов кругооборота времен 24, т. е. они имеют тенденцию метаморфозу всегда вводить в трехмерное пространство, а значит — в материю. И тогда Архангелы вплетаются в эту живую связь семичленности с двенадцатичленностью, времени с пространством и вызывают в ней четырехчленный цикл не смены сезонов (это делают Духи кругооборота времен), а смены внутренних состояний в человеке: человек все больше освобождается от органического, биологического и набирает силу как индивидуальный дух. Возникающие при этом связи показаны в табл. 21.
Ведущие Архангелы года | Свойства, вызываемые их действием в человеке | Праздники |
Гавриил |
| Рождество |
Рафаил |
| Пасха |
Уриил |
| Летний праздник Иоанна |
Михаил |
| Осенний праздник Михаила |
(223; 8.IV) Табл. 21
Особенность приведенных здесь связей заключается в том. что природное в них тесно переплетено с индивидуально-духовным, а все в целом хочет стать то одной лишь жизнью (летом), то одним лишь сознанием (зимой). Тяга к претворению духовного в органическое (стремление к прорастанию подступает даже к нервной системе) преодолевается переходом четырех праздников года к семи, о чем у нас шла речь в четвертой главе. Поэтому вместо возврата к животному состоянию, к групповой душевности, человек возвышается до индивидуального "я" и как таковой живет в смене сна и бодрствования, что для индивидуального духа (групповое "Я" не знает столь резкого различия состояний сознания во время бодрствования и сна) означает смену на микрокосмическом уровне состояний манвантары и пралайи. Для этого 24 старца, или Духа кругооборота времен, и образовали 24-часовой цикл суток. В ходе их, в смене сна и бодрствования повторяется нечто, напоминающее те перемены, которые природа переживает в смене сезонов года. Человеческое же сознание переживает переходы от бытия во времени и трехмерном пространстве к бытию в вечности.
Перемены состояний сознания при переходе от бодрствования ко сну, сопровождаются кардинальным изменением соотношения оболочек. В ходе года оно также меняется, но более пластично, без перехода между отдельными ступенями метаморфозы в сверхсознательное, в пралайю. В ходе же суток человек повторяет гигантский отрезок своей эволюции: от момента вхождения в земной эон до момента становления индивидуальным духом. А поскольку начальный период земного зона представлял собой повторение трех предыдущих эонов, то суточный цикл является также повторением всей предшествующей эволюции. Поэтому в ходе суток Земля совершает полный оборот, поворачивается своей поверхностью ко всем знакам Зодиака, а человека обступают 24 старца — 24 состояния жизни, как космическое прошлое человека, через которое он прошел бессознательно и был в конце концов введен в современное пространственно-временное бытие, где обрел индивидуальное сознание, которым отныне имеет задачу сознательно охватить свое прошлое, вызвать беспрерывность я-сознания в смене бодрствования и сна.