Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 121 из 164)

Действием Иерархий во времени намерения люциферических и ариманических существ обращаются на созидательное развитие. Этим объясняются "угловые" отношения, в которые встают по отношению один к другому члены человеческого существа: астральное тело — под углом в 90° по отношению к Я, а эфирное тело — под углом в 90° по отношению к физическому телу.

Прямое действие Иерархий выражается в отношении Я к физическому, эфирного к астральному. Такой перегруппировкой сил достигается двоякое: 1) осуществляется индивидуальное развитие, идущее от души ощущающей к душе сознательной с использованием противодействия люциферических и ариманических средств; 2) движение к индивидуальной свободе и освобождение от вредного действия во времени люциферических и ариманических сил. Кроме того становится понятным, что переход из трехмерного пространства в двухмерное означает не просто снятие одного измерения, а полную перегруппировку действующих при этом сил.

Угловые отношения сил (в первый раз они были показаны на рис. 38), действующих в эмпирическом времени, есть некоего рода "зигзаг" в эволюции, вызванный поляризацией сил творения и их опосредованным действием в ином, в ничто. Чтобы понять это достаточно тонкое соотношение бытия и ничто, и необходимо в пределах пространственно-временного бытия ввести понятие "углового" отношения. Оно выражает не только отличие творения от Иерархий, но также и позитивный аспект деятельности отраженных богов в творении мира и человека.

Результат, к которому мы пришли, домыслив пространственный образ человека и перейдя к его временному образу, выражает собой рис. 99. Изучая его, следует еще иметь в виду, что астральный и эфирный потоки, входя в круг действия Я, приобретают характер "астрального тела души" и "эфирного тела души". Как возникает первое из них, мы уже показали. Второе возникает по мере преодоления ариманического действия в душе ощущающей, насыщения ее эфирной субстанцией, т. е. в результате ее двойной метаморфозы,
которая происходит благодаря тому, что в человеке образуются две сферы индивидуального бытия: сфера мышления (понятий, суждений) и сфера опыта (восприятий, вожделений). Подробнее эта картина предстанет перед нами в ходе дальнейших рассмотрений.

А теперь мы попробуем воспроизвести целиком всю картину происходящего в тройственной душе в процессе движущихся через нее в двух направлениях (из прошлого и будущего) метаморфоз. Сопоставим табл. 5 с рис. 99. И в том и в другом случае речь идет об одном и том же. При их наложении, обе картины существенно дополняют друг друга (рис. 102).

Выявленные нами еще во II главе три уровня душевной жизни конкретизируют ее общий, данный Рудольфом Штайнером на рисунке (который у нас стоит под номером 99), принцип. И перед нами теперь возникает задача проанализировать, раскрыть содержание этого принципа в каждом из членов тройственной души.

Прежде всего, важно заметить, что общее течение во времени астрального и эфирного потоков в тройственной душе претворяется в ступени ее эволюции и — в согласии с биогенетическим законом. Чтобы попять, как это происходит, необходимо вернуться к некоторым аспектам становления человеческого существа в прошлые эоны.

В эволюции мира, как мы уже знаем, периоды проявленного, феноменалыюго бытия сменяются пралайями, когда вся чувственная реальность одухотворяется. Физическое, эфирное переходят на астральный план, сохраняя однако в себе сущностное обретенных ими в инобытии состояний формы, жизни и сознания. Те состояния были выражением, или развитием заложенных в них во время их пребывания на высшем Девахане законов. Исчерпав себя в имманентном (см. табл. 16), закон возвращается к себе, а вместе с ним и сущностное феноменального мира. Если выразиться языком биологии, можно сказать, что онтогенетическая сущность обретает филогенетическое содержание, что приводит ее в отношение тождества с законом, который при этом освобождается от нее для собственной метаморфозы.

Говоря языком философии, сущность и явление приходят к единству в мире сущего, в состоянии пралайи. И это единство иного порядка, чем то, в каком они пребывали в инобытии, оно ему даже противоположно: имманентизм закона сменяется трансцендентализмом феномена. Происходит высший синтез двух идеальных начал, после чего сущность порождает в явлении новые состояния жизни, формы, сознания.

Взаимодействие сущности и явления в инобытии можно представить себе с помощью двух осей координат, выражающих скрещение временного и пространственного в имагинативном мире (рис. 103). Действующее по вертикали астральное имеет два аспекта: идущий сверху вниз — сущность, закон; навстречу ему, снизу вверх, встают ступени индивидуального. Ибо не забудем, что время — это личность. По горизонтали действует эфирное, приходящее в связь с физическим, образуя ось одномерного пространства, на которой возникают разные состояния жизни — явления. Когда явление уплотняется до физического, эволюция переходит в нечто третье: в сферу чувственного бытия, где пространство получает второе и третье измерения и сливается со временем. Таким образом, эволюция мира есть результирующая двух, действующих, говоря условно, по осям координат сил, к которым потом добавляется третья — сила материализации.

Теперь перейдем к человеку, в котором все указанные соотношения действуют в наибольшей полноте. Его эволюционная структура с точки зрения нашего последнего рассмотрения такова, как показано на рис. 104. Соотношение чашеобразной формы и всего, что находится вне ее, является, по сути, выражением того, что мы понимаем под соотношением сущности и явления или бытия в сущем и инобытия.

Тройственное тело человека в феноменальном мире — это явление в инобытии его тройственного духа, порожденного Иерархиями в трех прошедших эонах. Точкой связи, или, лучше сказать, взаимодействия высшего и низшего в человеке является его Я, дарованное ему в эоне Земли Духами Формы.

Положение человека, каким он образовался в эоне Земли, является ключевым, как это хорошо видно на рисунке, во всем эволюционном цикле, состоящем из семи планетарных эонов. Поэтому этот цикл, с известным правом, может быть сведен к понятию Макро-Антропоса. Ибо все в нем сводимо к многочленному человеку, покоющемуся, разумеется, в лоне Иерархий, а вместе с ними — в лоне Триединого Бога.

В самом деле, три царства природы возникли, фактически, как своего рода уплотненные отложения, возникшие в процессе развития человека. Они отставали одно за другим, переходя в инобытие, чтобы там образовать основу для становления человека я-существом. Тут, в инобытии, они стоят ниже человека, противостоят ему. В духе же существует единство между ними и тройственным духом человека.

В эволюции происходит так, что, например, минеральное царство, возникнув на древнем Сатурне как физический человек, с одной стороны, ныне является самым отсталым и идет путем эволюции в пространстве и времени, а с другой, получив от Духов Воли печать Духочеловека, — осталось вне пространства и времени, как некий залог будущих достижений индивидуального духа человека, в котором некогда вновь восстановится былое единство.

Возникнув на древнем Сатурне, в лоне Сущего, Духочеловек сразу же простерся, объял собою состояние будущего Вулкана, т. е. в духе Вулкан возник в эпоху древнего Сатурна; он возник как чистый Духочеловек, как Сущее, в надвременном и надпространственном состоянии. В то же время, это был Духочеловек, с той внутренней ориентацией на инобытие, которая в инобытии образует импульс самодвижения от будущего к прошлому.

Подобное же произошло с Жизнедухом в эоне древнего Солнца. Уже тогда он породил будущий эон Венеры как чистое бытие — бытие Сущего. В эоне древнего Солнца он выступает как бытие Духов Мудрости в ином. В эоне древней Луны рождается сущность как Самодух и объемлет собой эон будущего Юпитера как чистое сознание. Так конкретизируется, будучи взятым в аспекте эволюции, порядок категорий, показанный еще на первом рисунке нашего исследования.

В земном эоне через жизнь мышления рождается индивидуальное "я", приходящее через развитие тройственной души в связь с высшим Я. Этот процесс поставлен в центр семичленной эволюции таким образом, что действием, идущим из будущего в прошлое, т.е. через инволюцию [* Действие, приходящее из будущего, лишь вбирается, усваивается человеком, что создает предпосылки для его душевно-духовной эволюции.], сущее в оболочке чистого бытия и сознания достигает земного человека как самосознание. И это есть тот поток космических сил, который входит в человеческое астральное тело. Возникнув в двух аспектах: прошлом (три эона) и будущем (три эона), — наш эволюционный цикл образовал некое "поле силового напряжения", существование которого обусловлено стремлением высшего к восстановлению утраченного единства. Восстановлению же мешает инобытие, преодолеть которое можно лишь возвысив его, приведя в нем к единству бытие и сознание.

В море космического сознания земной эон "плавает" в виде некоего рода "затвердевшей" формы бытия. Но в ней постоянно идет работа обширной иерархии метаморфоз. Все они эволютивной природы, их импульс приходит в потоке космических сил, движущихся из прошлого в будущее. Также и здесь действуют сущность, бытие, сознание. Они порождают в инобытии состояния жизни и состояния формы, в которые может нисходить высшее Я. Это эволюционное движение в человеке опирается главным образом на эфирное тело, оно совершается в эмпирическом времени, т. е. вызывает к жизни одно за другим ряд состояний жизни, формы, творит многочленное трехмерное существо человека. В результате этого развития возникает форма, способная вместить самосознание, которое оно, опять-таки, подчиняет закону метаморфозы (имагинативная логика).