Человек, и в первую очередь его "я", выступает в роли некоего рода "челнока" в плетении сложного "узора" мира и собственного многочленного существа. Эфирный поток, идущий в будущее, и астральный поток, идущий в прошлое, пронизывая внутренние, протекающие по лемнискате процессы (см. рис. 22), способствуют претворению тройственного тела в тройственный дух. Всем этим, собственно говоря, и образуется бытие в трехмерном пространстве и времени. Но человек, как процесс, постоянно переводит трехмерное пространство в двух- и одномерное, а также пространство во время и наоборот.
Высшее астральное, пройдя через человека, обращается к прошлому и меняет его, поскольку вносит человеческое самосознание туда, где его раньше, в процессе мировой эволюции, не было. Проникая к Акаше-Хронике, человек не просто познает, он наполняет своим индивидуальным прошлое, посредством чего восстанавливает единство своего низшего со своим высшим, а далее воссоединяет прошлое с будущим, что выводит нас за пределы времени.
Когда идущий в обе стороны процесс завершится, закончится наш эволюционный цикл. Тогда и Божество воссоединится со Своим отражением. Прибегая к рисунку 104, скажем: правая половина эволюции воссоединится с левой. При этом, что касается Аримана, который стоит в оппозиции к миру "снизу", образуя полярность материи и духа, — то во временном он стремится увековечить настоящее, остановить как эволюцию, так и инволюцию. "Остановись, мгновенье!" — это заветное желание Аримана. Осуществись оно, и все бытие ушло бы "по вертикали" в подприродное. Этому желанию Аримана противостоит Христос. Люцифер стремится повернуть все развитие вспять, т. е. он вызывает не инволюцию в душах, а поворачивает вспять эмпирическое время — не в мире органического, что ему пока не дано, а в душевно-духовном человеке вводит индивидуальный дух в форму группового сознания, инспирирует психологию родовых отношений, узкий национализм.[* Более конкретно намерения Аримана и Люцифера в эволюции выражает рис. 33. Из их противодействия Иерархиям образуется своего рода "опрокинутая" "чаша" эволюции.] В этом ему также
препятствует Христос, как создающий правильное отношение между прошлым и будущим, посылающий в помощь человеку Духа Утешителя и возводящий мир к Отцу.
2. Три тела и три души
Через работу в роли земного посредника между прошлым и будущим, между духом и материей человек получает свое многочленное существо и процесс индивидуализации в нем во все большей мере ведет собственными силами, как это было показано на рис.15 (рис. 16 поясняет нам значение Христа в этом процессе). Тот рисунок раскроет нам дальнейшие детали становления человека индивидуальным духом, если мы дополним его процессами временного характера.
Мы уже много занимались вопросом, как в процессе эволюции Иерархии создали тройственное тело человека: физическое, эфирное, астральное. В конце эона древней Луны, когда Вселенная вновь одухотворилась, физическое принимает эфирную форму и благодаря этому "...становится, — как пишет Рудольф Штайнер в "Очерке тайноведения", — более родственным эфирному телу... снова может более тесно проникнуться теми частями эфирного и астрального тел, которые в солнечные эпохи лунного развития (это когда жизнь на древней Луне была более ориентирована на действие сил, выделивших из Луны Солнце. — Авт.) должны были выделяться из него" (13; стр.194). Из этого сообщения Рудольфа Штайнера следует, что уже в эоне древней Луны человек обладал эфирным и астральным телами двойственной природы. Одна их часть оставалась постоянно связанной с телесностью и периодически то оживлялась, росла, то хирела. Другая имела более душевный характер и выделялась из тела, соединялась с духами Солнца. Для человека такие состояния были средними между сном и смертью, переживаемыми современным человеком.
Но вот физическое на древней Луне принимает эфирную форму, "физическое делается душевнее" (13; стр. 194), и душевное теснее соединяется с ним. Этой новой совокупности Духи Мудрости напечатлевают новые законы развития. (В земном эоне эти законы проявляются в "мудром" устройстве человека и всех царств, существ природы). Кроме того, человек становится более самостоятельной душой. А далее снова выступают Духи Движения. "Они действуют главным образом на астральное тело, так что оно под их влиянием вырабатывает в себе душевную подвижность и исполненное мудрости жизненное тело. (Выделено нами. — Авт.). Это исполненное мудрости эфирное тело есть первый зачаток того, что выше было описано как душа рассудочная современного человека, между тем как пробужденное Духами Движения астральное тело есть зачаток души ощущающей". Обе они являются выражением Самодуха. " а он означает их высшее единство и гармонию" (13; стр.195).
В эоне Земли лунное развитие получает свое продолжение. "Сначала огнем Земли зажигается астральное тело, которое еще содержит в себе растворенными тела жизненное и физическое. Затем это астральное тело расчленяется на более тонкую астральную часть, душу ощущающую, и более грубую, эфирную, которой теперь коснется стихия Земли. Вместе с тем выявляется образованное уже ранее эфирное, или жизненное тело. (Выделено нами. — Авт.). И между тем, как в астральном человеке вырабатываются душа рассудочная и душа сознательная, эфирное тело включает в свой состав более грубые части, способные воспринимать звук и цвет" (13; стр.216). Эфирное тело охватывает, кроме светового, тепловой, огневой элемент; человек включает в свой состав вещественное.
Далее (мы должны пойти здесь на продолжительное цитирование, поскольку благодаря ему выявляется весьма значительный для наших рассмотрений элемент) физическое тело получает внешнюю жизнь, независимую от души человека, возникает наследственность, некое сознание я, текущее через ряд поколений. Астральное тело вычленяет также душу сознательную, и когда эта душа " настолько продвинулась в развитии, что во время земной жизни смогла образовать себе подходящее тело (Выделено нами. — Авт.), Духи Формы одарили его искрой своего огня. В нем вспыхнуло Я" (13; 228). С этого момента человек также и в бестелесном состоянии начинает переживать себя как отдельное существо.
Все приведенные сообщения Рудольфа Штайнера, в особенности выделенные нами места, достаточно ясно говорят о том, что человек обладает двумя родами своей тройственной телесности; да и с тройственной душой дело обстоит не однозначно. Дело в том, что внутри гигантской эволюции, длящейся три эона, эволюционируют главный образом Иерархии, жертвенно эманируя свою субстанцию и сознание в мир инобытия. Человек при этом пребывает в процессе инволюции. К концу эона древней Луны возникает целостный образ будущего, как совокупность трех будущих эонов: Юпитера и т. д. Возникает противостояние двух троичностей: эволютивной — эманации Иерархий, и действующей в эволюции инволютивно троичности будущих эонов, где Самодух, Жизнедух и Духочеловек уже существуют вне зависимости от Иерархий, в свободной взаимосвязи с ними, как возводящие, говоря языком философии, мир не-Я до состояния Я (рис. 105).
Так обе троичности получают законченный вид, однако без некоего опосредующего звена они не могут во всей полноте воздействовать друг на друга. И такое звено имеется — его образуют человек и три царства природы (на древней Луне их всего было три: человеко-животное и т. д.). Но чтобы их актуализировать, необходимо в них, и в первую очередь в человека, внести принцип эволюции. Таким внесением и было напечатление души ощущающей и рассудочной человеку древней Луны [* Душа сознательная не могла тогда быть напечатлена по той причине, что физическое еще не приняло характер минерального. Все бытие находилось ступенью выше по сравнению с земным. С другой стороны, в акте одухотворения материи Христос, как Духочеловек, воскресает в эфирном облике.]. Однако и этот процесс носит там еще инволютивный характер: Иерархии действуют, а человек вбирает их действие в себя, хотя оно уже качественно иное по сравнению с обретением трех оболочек. На этот раз Самодух встает, скажем, в диалектическую связь с двойственной душой. Он является высшим единством, синтезом ее двойственности. Но что это за синтез? В эоне Земли он выражается в виде колоссального, постоянно меняющегося процесса. Самодух, осеняющий земного человека, иной, чем, лунный Самодух. Тот был выражением Божественной эволюции. В эоне Земли он действует из будущего и одновременно нисходит из высей как высшее Я — четвертый член человеческого существа. Кроме того, он осеняет совокупность трех душ, навстречу ему развивается низшее, эволютивное "я", в котором Самодух становится инволюцией. Действием из будущего Самодух вводится в пространственно-временной процесс, претворяя его в состояние сознания.Нечто подобное происходит и с астральным телом. Как дарованное Духами Движения, оно приходит в тесную связь с физическим и эфирным телами. Но потом ему напечатлеваются эволютивные качества: души ощущающая и рассудочная. В эоне Земли выступают последствия воздействия Духов Мудрости на физически-эфирное. Напечатленная им мудрость выражается в способности эфирного тела человека вступать в эволюцию, становиться носителем души рассудочной. При этом другая его часть, как и прежде, выражает собой эволюцию Божественного мира. Это они, Боги, сгущают материю, вызывают тепловые, воздушные и др. состояния: творят Небо и Землю, отделяют свет от тьмы и т. д. Но во все их действия понемногу вмешивается человек. Некие свойства Демиурга проявляются в его астральном теле. Постепенно дело заходит так далеко, что из астрального выделяется третий член индивидуальной жизни — душа сознательная, которая находит отношение даже к физическому телу и его вещественности.