Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 124 из 164)

Конечно, в образовавшейся тройственной душе еще сильно действует надчеловеческий Самодух, существо Ангела. Но Самодух все более отождествляется если не с отдельным человеком, то с совокупностью человеческих существ и переживается ими как групповое Я.

Интересно, что внизу при этом, всецело еще на путях древней, Божественной эволюции, вспыхивает переживание родового "Я", пронизывающего череду поколений и действующего в силах наследственности. Оно является реликтом древнелунного действия Самодуха, перенесенного в условия Земли, и обречено на полное отмирание. Но, отмирая, оно уже в ряде тысячелетий дифференцируется на множественность индивидуальных "я". В своем отношении к высшему Я они интегрируются в рамках тех или иных, групповых по своей сути, традиционных представлений, обычаев, миро- и жизневоззрений. Перерастая их, возвышаясь над ними, но не искусственно исключая их, "я" находит индивидуальное отношение к Я, что сопряжено с выработкой тройственной души.

С определенного момента земного развития, человек начинает переживать смену состояний сна и бодрствования, жизни и смерти. Засыпая или умирая, он переходит в сферу своего высшего, плоды тройственной души, обретенные в результате земного опыта, вносит туда, где действует тройственная душа, развитая в процессе инволюции. Просыпаясь или рождаясь, человек развивает тройственную душу индивидуально-эволютивно, имитируя некие свойства богоподобия. Инволюция при этом протекает в нем в результате процессов воспитания и обучения, как душевно-духовный онтогенез наравне с древним, органическим онтогенезом; хотя и этот последний имеет теперь иной характер.

Человек наследует от родителей не только три тела, но и родовое "Я", из которого вычленяются зачатки "я" индивидуального: темперамент, общая конфигурация характерологической основы. Навстречу всему врожденному движется формирование всецело индивидуальной тройственной души. Человек сознательно формирует состав своих чувств, мыслей, волеизъявлений и постепенно высвобождает их из всего статичного, привычного, обусловленного субъективно-групповым. Например, человек врастает в то или иное мировоззрение по причине либо внутренней предрасположенности, либо воспитания. Переживая себя как свободное "я", он научается переноситься в переживания других мировоззрений, периодически отождествляясь с ними, как с излюбленным.

Плоды деятельности индивидуальной тройственной души человек уносит — как квинтэссенцию (осознанно) физического, эфирного и астрального тел, как единство бытия и сознания — в сверхчувственное и живет в них как индивидуальное существо, т. е. наподобие земного существа, эволютивно. Приходя к воплощению, человек вводит свои, осознанные, ставшие навеки его собственным достоянием субстанции трех тел в три унаследованные от родителей тела, в которых продолжает жить древнейший дар Духов Воли, Духов Мудрости и Духов Движения.

Со временем человек, как субъект эволюции, полностью претворит полученное в дар в свое достояние. Он сделает это в ходе трех будущих эонов. В ходе их Иерархии вступят в процесс инволюции: они будут вбирать в себя сотворенное ими, что и означает сознательное вхождение человека в прошлые эоны, изменение прошлого. В конце концов, весь цикл эволюции, протекающий в семи эонах, окажется полностью пронизанным потоками эволюции и инволюции, прошлое придет к конечной для данного цикла цели, будущее достигнет прошлого. И все это произойдет на базе нового творения — человека. Времени тогда не будет, а пространство превратится в точку, которая будет заключать в себе мировое бытие сущности.

Так будет в чрезвычайно отдаленную от нас эпоху развития, которая возникает из совокупного действия эволюции, инволюции и творения из ничего. Что же касается современного этапа развития, то здесь человек развивает в себе тройственную душу, как это было показано на рис. 102.

В чем там выражается действие биогенетического закона? В аспекте родового, как мы уже показали, астральное в эоне древней Луны приходит в связь с физическим и эфирным человеком. В эоне Земли их совокупность выражает себя в эволюции видов. В ней с большей по сравнению с прошлыми эонами силой действует принцип самобытия, а следовательно и самодвижения. Законы эволюции в эоне Земли принимают всецело имманентный характер. Под их действием вся совокупность трех тел движется из прошлого в будущее через ряд состояний жизни, формы, сознания в пределах пространственно-временного мира.

Состояние сознания при этом возникает как переходное от имманентного к трансцендентному. Закону душевно-духовного развития присущ, если можно так выразиться, имманентизм сверхчувственной реальности. На доисторических стадиях развития Земли он повторял принципы действия Иерархий в предыдущие эоны, где даже закон биологической эволюции не был имманентен инобытию. Теперь же, а точнее с той последней стадии лунного эона, когда астральному телу человека были напечатлены две души, закон душевно-духовного развития человека постепенно вычленяется из эволюции видов, освобождается от пространственных отношений и начинает оплодотворяться импульсами, приходящими из будущего.

С давних времен оккультизм выражал эту двойственную природу законов развития в виде гексаграммы. В ней треугольник, направленный вершиной вниз, выражает совокупность трех тел, а направленный вершиной вверх — совокупность трех душ (рис. 106). Фигура эта имеет и ряд других значений. Рудольф Штайнер говорит
о ней как о сверхчувственной форме астрального тела, которую оно принимает на высшем Девахане (227;31.VIII. 264, стр. 191), что можно понять, если вспомнить, что и физическое, и эфирное тела там переходят в состояние высшего астрального, т. е. сущность и явление, феноменальный мир и действующие в нем законы приходят к единству. А когда все снова приходит к явлению, то приобретает вид двух троичностей. Законы, действующие в них, разделяются, но сохраняется и некая связь между ними: одни, с переходом к индивидуальной эволюции, метаморфизируются в другие. Иными словами, нарождающийся индивидуальный человеческий дух возвращает сущему и инобытие, и его законы.

Разделяется и астральное тело. Часть его, связанная со сферой воли, обмена веществ и конечностей, при каждом воплощении человека повторяет древние стадии эволюции и продолжает их в эволюции видов. Верхняя часть все более обусловливается приходящим свыше: от круга Зодиака и планет. В момент смерти человек, подобно щепке, брошенной в реку, тотчас же уносится потоком астрального мира назад, в прошлое (влево от вертикальной линии на рис. 104) и при этом восходит в выси. Он тогда созерцает себя как Макроантропоса и из сочетания прошлого и будущего творит план своей следующей инкарнации. Кроме того, в сферах духа человек во всей полноте переосмысливает земной опыт предыдущей инкарнации, к миру земных восприятий присоединяет их идеальные соответствия, но не абстрактно: он тогда воссоздает картину единства бытия и сознания, после чего только прожитая на Земле жизнь получает свою полноту.

Неоднозначность эфирного тела человека выражается в том, что одна его часть со времени древнего Солнца выступает в неразрывной связи с физическим телом. Но кроме того эфирное тело в земном воплощении постоянно пронизывает поток космических эфирных сил. ход которых имеет форму пентаграммы (264; с. 188).

Это силы Жизнедуха, напечатлевшие человеческому эфирному телу в конце зона древней Луны мудрость, а вместе с тем способность вырабатывать душу рассудочную; они приходят из эона будущей Венеры.

Физическое тело пребывает в трехмерном пространстве, поскольку одна его часть служит жизненным процессам, а другая — душевным и духовным. В нем существует материя двух родов: материя крови и материя нервов. По мере разрушения нервной системы материя из нее излучается в виде духовной субстанции. Правда, первоматерией в земном человеке выступила материя крови; из нее образовалось все остальное, в том числе и нервная система. В то же время: "Мозг построен мыслями ...кровь построена жизнью чувств" (96; 8.Х). В этом выражается примат духа над материей. Дух, оказывающий свое действие вплоть до физического тела отдельного человека, пребывает в сфере будущего Вулкана. Он не имеет ничего общего с наследственностью. Через посредство тройственной души он одухотворяет материю тела.

Таким образом, чтобы понять феномен индивидуальной душевной жизни, необходимо постоянно менять представление о пространственно-временных отношениях, а также правильно распознавать ряды опосредовании, через которые проходит действие духовных импульсов в человеке. Беспрерывная метаморфоза пронизывает весь феноменальный мир, включая и мир духа, где алхимии веществ чувственного мира соответствует духовная алхимия субстанций.

Имея все это в виду, мы должны конкретизировать изображенное на рис. 104. Если к тому же еще раз обратиться к табл. 16, то серию метаморфоз, пронизывающих человеческое существо, тут следует мыслить идущей на ступени состояния формы, возводящей человека к следующему состоянию сознания.

Мы ведем речь о человеке нашего цикла развития, которому соответствует физическая форма. Семичленная метаморфоза состояний формы, какой она выступает в эволюции, идущей сверху вниз — от состояний сознания, через состояния жизни, — представляет собой выражение единства сознания и бытия на каждой их ступени. В самом деле, каждое состояние сознания разворачивается в цепь семи состояний жизни, обусловливая собой, как закон, каждое ее звено. А дальше действие сознания и жизни порождает нечто третье, в чем находит для себя совокупное выражение. И это есть состояние формы.