При таком взгляде нам открывается еще один аспект эволюции: метаморфоза, действующая в ней, так сказать, "по вертикали" (что легко принять, если вспомнить рис. 11 и 12). У нее тоже семь ступеней. Они суть следующие, если их взять в отношении к современному человеку (см. табл. 16): 1) бодрственное, или предметное сознание; 2) минеральное состояние жизни; 3) эфирно-физическая форма сосуществования сознания и бытия; 4) послеатлантическая коренная раса; 5) европейская культурная эпоха; 6) период правления Архангела Михаила; 7) седьмым является индивидуальная эволюция современного человека, как конечный результат действия Богом положенного бодрственного, предметного сознания. Будучи взятыми в другом аспекте, перечисленное образует ступени посвящения.
Иной вид имеет состояние формы при взгляде на него снизу вверх. Форма и в этом случае является синтезом бытия и сознания, но — всецело в аспекте индивидуального духа. Ибо в направлении сверху вниз человек пребывает в процессе инволюции, как творение; снизу вверх он развивает из "я" индивидуальную эволюцию.
Соединим оба аспекта воедино, и тогда — при наложении состояния сознания на состояние формы — мы получим картину, показанную на рис.107.
В ней все то, что мы взяли из рис. 104, соответствует объективной эволюции мира и человека. Но внутри ее происходит эволюция ин
дивидуального человеческого духа. В ней все, что происходит из будущего, нисходит по ступеням формы, принимает в конце концов астральную форму. Но это не то астральное, которое приходит слева; там оно тесно сплетено с эфирным и физическим. Справа астральное приходит как Самодух, и он в астральной форме содержит в себе Жизнедух и Духочеловека. Это астральное и называется пластическим состоянием формы. Сфера Жизнедуха называется нижним Деваханом. Это мир высшего интеллектуального, интеллигибельный мир высших мыслесуществ, где сознание обладает реальным бытием.
Религиозное сознание говорит о явлении Жизнедуха в оболочке Самодуха как о "Духе Утешителе", Духе Святом, несущем весть о Христе. Мы уже можем не задерживаться на том, что весть эта звучит не абстрактно, а требует для ее принятия иной техники мышления. В оболочке же Самодуха приходит и Духочеловек. Его силой рождаются мыслеформы как духовные существа: "Я и Отец одно" [* О том же мы читаем и в Евангелии: "Из царства Начал происходит сила Слова, которое Я говорю вам" (Ин. 8: 25). "Пославший меня есть сама Истина" (Ин. 8: 26). "Кто следует за Мною... будет иметь свет, который есть жизнь" (Ин. 8: 12). (Согласно переводу Эм. Бокка).]. Благодаря ему в сфере Самодуха можно пережить моральные интуиции.
Такой тройственный дух, приходя из будущего, где он был рожден в ходе трех первых эонов, входит в человеческий Самодух, с которым тождественно высшее Я — последний плод Божественной эволюции, дар Духов Формы человеку. Оттуда, будучи опосредованным Я, он входит в астральное тело, соединяется там с опытом чувственных восприятий и способствует развитию низшего "я"; а далее, уже опосредованный низшим "я", эволюционирующим в тройственной душе, уходит в прошлое.
Но прежде он рождает тройственную душу без человеческого самосознания (я-сознания), как это описано в "Очерке тайноведения", одновременно образуя в человеке некоего рода переходную ступень от инволюции к эволюции в силу напечатленных астральному телу человека в астральном состоянии формы, в которое вошла древняя Луна в конце своего развития, души ощущающей и рассудочной. Они были напечатлены не одному астральному, а и физическому, и эфирному телам, которые тогда перешли в астральное состояние формы. Это было астральное пластическое, но не в его действии в эфирно-физическом состоянии формы, приходящим из будущего, а пребывающее всецело в своей сфере, вобрав в себя феноменальный мир путем изменения самих законов его бытия.
Весь проявленный мир, периодически одухотворяясь, поднимается по ступеням формы, где осуществляется предвосхищение будущего. И поскольку развитие во времени там прекращается, а также меняется и характер пространства, то мы говорим о восхождении развития по вертикали, о субъективации мира, его царств и существ.
Когда мы говорим о семи ступенях метаморфозы состояний жизни, формы и т. д., то, с одной стороны, имеем в виду их проекцию в феноменальный мир, а с другой — эта проекция имеет реальное многообразное воплощение в мире земного бытия, где высшее в своем целостном (семичленном) принципе присутствует как закон, меняющий формы материально-живого при его переходе с одной ступени метаморфозы на другую; в-третьих, в своей сверхчувственной целостности семиступенность состояний жизни, формы и т. д. дана лишь человеческому сознанию, поэтому теория познания должна в первую очередь разработать логику имагинативного мышления, которое, пребывая в условиях пространственно-временного мира, одновременно движется по вертикали. Именно в феномене такого мышления мировой дуализм поистине начинает приходить к единству.
Рождение тройственной души в человеке в прошлые коренные расы совершилось как бы свыше и из будущего. А снизу и из прошлого, эволюционно, возникло тройственное тело. Силой Я тройственная душа нашла к нему отношение. В будущем тройственное тело из объективной эволюции постепенно перетечет в душевно-духовную эволюцию и станет тройственным духом. Эта метаморфоза также начинается в потоке астрального. Но там она, выступая на ступени абстрактных понятий, бессущностна. Поэтому перед человеком стоит задача внести в мышление жизнь, для чего он должен сначала научиться понятия соединять с восприятиями (в том числе и идеальными) и так строить мир своих представлений. Таково высшее движение индивидуального духа в объективной эволюции, когда он начинает ощущать свою опору в эфирной субстанции, претворенной в душу рассудочную. Еще ранее выступает проработанная связь души сознательной с физическим телом. И, наконец, свыше все это начинает осенять индивидуально переживаемое единство. Так начинается индивидуальная эволюция.
Иными словами, наша картина (рис. 104, 107) еще более усложняется за счет наложения трех родов метаморфоз, идущих в направлениях "прошлое-будущее", "будущее-прошлое" и по вертикали. Речь о них у нас была начата намного ранее, и теперь полезно вспомнить рис. 22, а если мы желаем еще конкретнее проникнуть в атомистику душевной жизни, то и рис. 38. Воссоздать совокупный образ полученного на тех рисунках — задача не из элементарных, однако решение ее позволит нам с нашим бессущностным познанием
проникнуть в область, где, казалось бы, с ним просто нечего делать.
Мы попытаемся совершить эту работу в несколько этапов, привлекая то новое, что мы получили теперь. Прежде всего, полученное на рис. 107 раскрывает нам внутреннюю природу того, что Рудольф Штайнер дает на рисунке, который мы ввели в наши рассмотрения (под номером 99). И там, и на нашем рисунке мы имеем дело с идущими навстречу друг другу из будущего и прошлого потоками сил и действующими "перпендикулярно" по отношению к ним, вне пространства и времени, импульсами низшего "я" и Я высшего. Мы, таким образом, данное Рудольфом Штайнером получили в обобщенной картине развития мира и человека. Но в ней недостатет одного элемента — тройственной души. Поэтому полученное на рис. 107 мы обращаем к рис. 102. Исходным на этом последнем, т.е. то, что лежит ниже уровня души ощущающей, есть душевное тело, или тело ощущений. Оно, как пишет Рудольф Штайнер в "Теософии", является тончайшим преобразованием телесности. В нем, как в теле, а не в чем-то индивидуально-душевном, все три тела приходят к единству, но так, что физическое и эфирное образуют его с одной стороны, а астральное — через душу ощущающую — с другой.
Тело душевное есть своего рода вершина органической эволюции, поэтому в нем, несомненно, действуют силы наследственности, простирающиеся в душевное и определяющие в человеке общий склад его характера: склонности, страсти и др., которые были свойственны предкам данного человека. Душа ощущающая наполняет душевное тело изнутри; наследственные признаки передаются и ей, но в ней, начиная с восприятий чувств, вступает в действие также и индивидуальное. Какие ощущения вызывают в нас восприятия — это может быть в значительной мере обусловлено наследственными признаками, но степень развитости восприятий, их культура могут находиться в прямой зависимости от полученного нами воспитания и самовоспитания; особенно, если говорить о высших восприятиях: чувстве мысли и т.д.
Душевное тело возникло в результате становления причинно-следственной связи, обусловившей, с одной стороны, вычленение из жизненных процессов органов чувств и открытие их в сторону внешнего мира, а с другой — возрастание различия между пребыванием астрального тела в сфере Солнца и в физической и эфирной оболочках, иными словами — в результате образования регулярных перевоплощений. Оно есть результат воздействия Самодуха, содержавшего в себе с конца лунного эона душу ощущающую и рассудочную, на эволюцию эфирно-физического человека Земли. Отсюда проистекает двойственный характер душевного тела: его обращенность как к объективной, так и к индивидуальной эволюции.
О теле душевном можно еще сказать так: в нем к своему непосредственному выражению пришло все мировое противоречие между духом и материей; или: душевное тело есть то ключевое звено, в котором инволюция индивидуального человеческого духа метаморфизируется в эволюцию, что символически можно выразить в виде двух спиралей:
Целиком мировое противоречие разрешится только в эоне будущего Вулкана, одновременно метаморфизируясь во что-то иное. А до того оно служит тем средством, благодаря которому только и возможна индивидуальная эволюция.