Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 126 из 164)

Душевное тело, как эфирно-физический субстрат, является носителем характерологической основы тройственной души. С противоположной стороны ему противостоит астральное тело, как, опять-таки, субстрат-основа мыслящего сознания, в котором рождается мир понятий. Оно есть понятийная основа трехчленной души, которая одной своей частью образует единство с характерологической основой и потому инволютивна: главным образом на ступени души ощущающей. Из астрального субстрата души проистекает иерархия я-проявлений, коренящихся в высшем Я. Проистекающее из эфирно-физического субстрата души носит по-преимуществу восприятийный и чувственный характер. Взаимодействием мотивов и побуждений, исходящих от двух сторон (основ) душевной жизни, рождаются волеизъявления.

В объективно-эволюционном, как в оболочке, рождается индивидуальная эволюция души, и образ того, как это происходит, снова напоминает нам Чашу Грааля. Высочайший духовный праобраз, нисходя по ступеням феноменального мира, повторяется на них на всех в виде ряда отображений, уподоблений. Он выражает себя в них одновременно и как форма и как закон.

Переходя от осмысленного образа (Sinnbild) к схеме, мы общую структуру действующих в тройственной душе сил должны изобразить так, как показано на рис. 109 .

Так на уровне субстанций совершается переход от инволюции к эволюции. В ключевом звене субстанция метаморфизируется в субстрат. Под субстратом мы в нашем случае понимаем ту часть возникающего в ходе эволюции мира физически-эфирно-астралъного образования, которая через духовно-душевный онтогенез усваивает качества индивидуального человеческого духа, соединяет в себе в инобытии свойства бытия и сознания. Субстрат это базис в становлении человека иерархический существом. Он также есть переходная стадия универсального Духа на его возвратном пути к себе.

Субстратом, по сути, является душевное тело, как первая ступень самобытия в ином, как ощущение. Бытие животного субстратом не обладает, поскольку в его ощущениях правит субстанция; оно не способно относить ощущения к себе.

Субстанция же это форма и содержание (в их единстве) индивидуальностей высшего порядка. На переходной стадии движения от субстанции к субстрату, в эволюции видов, высшее индивидуальное выступает как имманентный закон, а если выражаться в духе гетеанистической науки, то — как тип. Пространственно-временные формы его реализации могут достигать состояния вещества — крайней степени нереального, небытия. Это небытие и встает между эволюцией и инволюцией как сфера творения из ничего. Плодом такового творения является человеческое "я". Оно не есть производное от типа и менее того от имманентного закона. В своей эволюции "я" опирается на обе стороны реальности — на субстрат и субстанцию, но, однажды возникнув, оно в дальнейшем не обусловлено ничем. Рождаясь и действуя в мире небытия, ничто, оно — по словам Фауста — становится всем — высшим Я.

Субстрат тройственной души по преимуществу инволютивен, он создает предпосылки для объективации "я", но сам на нее не способен. Объективация "я" начинается с души ощущающей. В ней объективно-эволюционно действуют идущие навстречу друг другу потоки астральных и эфирных сил. Из их взаимодействия рождается индивидуально волящее "я". Оно сложной природы. В каждом элементе душевной жизни оно рождается под действием импульсов характерологической основы и понятийной основы: мира восприятий, чувствований и мышления. Его ориентация во времени постоянно меняется. В ходе объективной эволюции оно вбирает в себя идущие из будущего импульсы Самодуха, опосредующего действие Святого Духа в человеческой душе (согласно рис. 107). После смерти физического тела "я" с плодами земной инкарнации возвращается к Отчему праисточнику своего возникновения, к моменту одарения человека Духами Формы искрой Я. Пребывание "я" в Я (на высшем Девахане) своим результатом (аналогично тому, что происходит со всеми царствами природы) имеет перемену самой сути "я", возвышение его потенций, позднейших (в инобытии) имманентных законов развития самого "я" (логики, этики, эстетики), порождаемых им из своего внутреннего.

Посредником, приводящим в "я" к единству принцип Отца и Святого Духа, Я и Самодуха, выступает Сын Божий. Христос действует в пространстве, во времени, а также и вне их. Он пребывает в том настоящем, где в каждый миг прошлое переходит в будущее, будущее в прошлое, высшее в низшее [* Не в том. разумеется смысле, что хорошее становится плохим, а в смысле водительства и претворения.], низшее в высшее. По образу и подобию Его действует и развивается и наше "я", восходя по ступеням отождествления со Христовым Я. Без Христа распалась бы связь времен, низшее отпало бы от высшего. Со Христом высшее Триединство воссоединяется в инобытии: в человеческом духе, благодаря чему только человеку и возможно войти в мир иерархических существ.

Христос от начала мира выступает в роли такого Посредника и Объединителя. Только до Мистерии Голгофы Он действовал из высей, после Мистерии Голгофы Он воссоединился с царствами Земли и с человеческим "я", впервые реально проявившемся в греко-латинскую культуру. Существует много причин, в силу которых Христос вочеловечился в начале нашей эры. Главная из них состоит в том, что Он ждал рождения "я" в человеке, которое впервые заявило о себе в эпоху души рассудочной. Внешне это выразилось в способности человека соединять с восприятиями понятия, а не мифологические образы.

Низшее "я" под действием Самодуха стало мыслящим. В древнейшие эпохи Земли действием Самодуха было вызвано воплощение тройственной души в становящееся тройственное тело. Действуя как существо Ангела, Самодух образовал из тройственного тела единую форму, тело душевное, вместившее в себя искру Я. Это Я мы соотносим с Отчим началом по той причине, что оно способно
овладеть всем человеком, вплоть до его физического тела. Впервые оно является в нас в отражении. Оно лишь "смотрится" в "зеркало" нашей телесности, ее высшей организации, ее наиболее выпадающей из жизненных процессов части — головного мозга.

Явление Я в нас — в понятиях — бессущностно. В нашем мышлении выступает, по сути говоря, лишь весть о Я, но это весть, несомая Святым Духом. А далее через Сына мы приходим к Отцу. Христос насыщает наше "я" субстанцией Жизнедуха, ведет к искуплению первородного греха, приведшего нас к познанию Бога лишь в отражении. Мы искупаем тот грех, соединяя "древо познания" с "древом жизни", делая мышление сущностным. Так с четырех сторон сходятся импульсы в человеческой душе. Если представить себе их действие, скажем, в плане, в горизонтальной плоскости, то известную нам картину можно изобразить по-другому (рис. 110).

От этого переходного образа вернемся к рис. 102 и попробуем на основе полученных результатов подробнее раскрыть его содержание (рис. 111).

Рассмотрим на рисунке констелляцию души ощущающей. Чтобы лучше ее понять, с учетом идущих навстречу друг другу эфирных и астральных сил, возьмем в помощь себе еще один образ. Поскольку мы говорим о действии биогенетического закона также и в душевной жизни, то представим себе его действие в развернутом виде. Мы помним, что па стадии инволюции развитие тройственной души началось с души ощущающей. С нее же начинается и индивидуальная эволюция человеческого духа. Тогда в целом мы получаем картину, показанную на рис. 112.

Мы имеем на нем два исходных момента становления человека индивидуальностью: макрокосмический и микрокосмический. В точке схода импульсов, идущих из мировой и индивидуальной эволюции, встречаются два рода физической телесности, образующей основу души сознательной. Наибольшее погружение космического духа в материю там встречается с наибольшим освобождением индивидуального духа от оков материи. Исторически в этой точке совершается крещение на Иордане: Жизнедух Христа соединяется с тремя оболочками Иисуса из Назарета, в которых "Я" Заратустры выработало индивидуальную душу сознательную, что выразилось в его способности принести в жертву свое низшее, но высоко развитое "Я", как личное достояние, ради интересов развития всего человечества. Заратустра был первым, кто осуществил принцип "Не я, но Христос во мне" и предоставил свою душу сознательную, как сосуд, нисходящему космическому Я.

"Я" Заратустры, будучи воплощенным в Иисусе из Назарета, стояло на той высоте индивидуального развития, которой и в наше время достигают очень немногие люди. Он вполне обладал не только способностью мыслить в понятиях, но, благодаря господству "Я" над жизнью мыслей, чувств и волеизъявлений, мог восходить в мир моральных интуиции и там черпать мотивы для своих поступков, мотивы нравственности. Поэтому Иисус из Назарета был лучшим представителем человечества. Безгрешная душа человечества, Натановская Душа, обрела в нем своего индивидуального выразителя. До Мистерии Голгофы эта Душа свыше, макрокосмически способствовала воплощению тройственной души в земного человека. Заратустра в ряде воплощений овладел этой душой совершенно индивидуально, уже в греко-латинской культурной эпохе стал представителем современной, европейской культурной эпохи, а может быть и двух последующих, т. е. всей коренной расы. Но предвосхищение будущего развития носило в Заратустре инволютивный характер. В своей индивидуальной духовной форме он достиг конца нашей коренной расы (в нас эта форма живет пока как групповая духовность) и теперь развивает в ней индивидуальную эволюцию, претворяя все свое астральное тело в Самодух, а эфирное — в Жизнедух. В своих дальнейших воплощениях он является одним из величайших служителей воскресшего Христа.