Многообразное выражение находит в человеке эта перемена законов развития. В его девятичленном составе образуется сложное сплетение законов инволюции и индивидуальной эволюции, образующее все (по сути бесконечное) многообразие его индивидуальных проявлений. В одной из целого ряда взаимосвязей импульс, приходящий из будущего в оболочке Самодуха (см. рис. 116), входит в сферу индивидуального человеческого Самодуха; оттуда он вступает в душу сознательную, из нее — в физическое тело, в результате чего органическое образование в высшей нервной системе — головной мозг — делается способным отражать мысли. Из физического тела импульс идет в душу рассудочную, чем создаются предпосылки для дальнейшей выработки мышления в понятиях; из души рассудочной импульс вступает в сферу Жизнедуха, затем снова в душу рассудочную, чем создаются предпосылки для соединения сознания с бытием. Из души рассудочной импульс идет в эфирное тело, потом в душу ощущающую, благодаря чему возникают органы чувств.
Путь импульса из души ощущающей в сферу Духочеловека указывает на возможность претворения души ощущающей в душу интуиции. Из астрального тела импульс уходит в прошлое, но уже несомый индивидуальным сознанием в той мере, в какой его прохождение через многочленного человека могло быть схвачено трехступенным феноменом человеческого я (душевное тело, "я" и Я), выступающего, так сказать, в "интервалах" между приведенными на рис. 116 "узлами" многочленных взаимосвязей. Сгущение импульсов в "узлах" как раз и происходит под действием я на всех его трех уровнях: подсознательном, сознательном и сверхсознательном. Безусловной границы между ними нет, а сами они есть творение из ничего, — новообразование на базе предметного сознания. По мере расширения этого последнего оно проникает на одну ступень в будущее и в прошлое. Первая ступень составляет имагинативное сознание. Иного пути туда нет. Об этом процессе мы говорили в прошлом в связи с рис. 22. Приведем его в связь с рис. 114, который также является раскрытием содержания рис. 62 [* Мы близимся к завершению нашей книги, и потому логично, если концы начинают непротиворечиво соединяться с началами.]. В этом процессе время становится личностью и лишь как таковое проникает в прошлое, а в других взаимосвязях — в будущее.Навстречу потоку сил, действующих из будущего, из прошлого движется эволюция состояний жизни и формы, астрально-эфирно-физический поток. Он, как и первый поток, достигает человека в форме астрального, в котором содержится и эфирное, и физическое, но это низшее астральное. Из будущего силы приходят в оболочке Самодуха. Такое астральное подобно человеческому астральному телу и содержит в себе в метаморфизированном виде силы эфирного и физического.
Филогенетически тройственное тело также образовалось из астрального, но высшего; из него в ходе эволюции сгустилось эфирное и низшее астральное. Но у человеческой души свой филогенез, который мы описали выше. Он берет свое начало в конце эона Древней Луны, когда Духи Движения напечатлели астральному телу человека в астральной форме душу ощущающую и душу рассудочную. С тех пор эволюция человека представляет собой многообразие соотношений формы (тройственного тела) и содержания (тройственной души). Приведение их в единство означает индивидаульное овладение духом, высшим Я. Синтез формы и содержания осуществляется импульсами сил, приходящими из будущего. Там человек уже обрел единство, но сверхсознательно, — единство в форме человечества.
Идущий из прошлого поток вступает в астральное тело, из него идет в душу ощущающую, потом в сферу Духочеловека и т. д. (см. рис. 116). Во всех девяти членах человеческого существа он встречается с потоком, идущим из будущего. Так состояния жизни и формы приходят в связь с состояниями сознания, причем во всей эволюционной полноте. Мы уже говорили о том, что в "чаше" эволюционного цикла человек присутствует повсюду, он заполняет ее всю: от древнего Сатурна до будущего Вулкана во времени и от первичного ощущения до сверхсознания Духочеловека по ступеням индивидуального. Теперь мы видим, что и в каждый момент настоящего человек ткется на всех ступенях эволюционных метаморфоз, как они показаны в табл. 16. Именно этот аспект мы теперь и разрабатываем.
Приходящий из прошлого поток сил и субстанций проникает в будущее как ряд состояний жизни и формы, способных вместить в себя возрастающий объем индивидуального сознания, т.е. как ряд душевно-духовных состояний формы и жизни. (Логическое является одной из таких форм.) При этом происходит преодоление форм бытия в материальном, в трехмерном. Как многочленное существо душевно-духовного рода, носитель имагинативного сознания, человек входит в будущее. Планетарное сознание (главным образом Элоимов) творит себе в инобытии необходимые формы живого, чтобы в них и через них вернуться к себе. Импульс Христа действует как приходящая свыше, претворяющая субстанции в индивидуальный дух сила вселенского Я, без которого прошлое соединилось бы с будущим без плодов нашего низшего "я".
Необходимо всегда иметь в виду, что я-сила, я-феномен рождается лишь "по вертикали", из "ничто". Форма логического, в котором оно зародилось до пришествия Христа, уже была предвосхищением Его пришествия. Однако и эта форма, простираясь до постижения абсолютного духа, до панлогизма (в философии Гегеля), остается пустой оболочкой, если не породит в себе силы субстанционального восхождения "по вертикали", если не внесет в сознание бытие, не изменит саму форму логического, не подчинит его закону метаморфозы, но вне пространства и времени. Конечно, такая работа не может быть проделана в полном отрыве от пространственно-временных метаморфоз в тройственном теле и душе. Но идя лишь их путем, человек становится все более совершенным групповым существом.
Роль "я" в индивидуальной эволюции, поскольку оно не закреплено в "узлах" многочленного человеческого существа, а остается между ними, в "интервалах", проявляется в различных вариантах действия приходящих из прошлого и будущего сил. Например, импульс Самодуха, приходящий из будущего, может быть направлен из души сознательной в астральное тело, а из него — в прошлое. В таком состоянии пишется человеческая история. Ее незнание или ложное истолкование вносит хаос во внутренние взаимосвязи тела, души и духа. На этом же пути рождаются фантазии о прошлом и будущем.
Если указанный импульс, прежде чем уйти в прошлое, захватывает и душу рассудочную, то возникает Гетеанизм, а также рождаются религиозные движения. Охватывая душу ощущающую, импульс рождает социальные учения, теории, утопии.
Импульс, уходящий из будущего в прошлое в сфере между душой ощущающей и астральным телом, способствует пронизанию инстинктов индивидуальным сознанием.
При совокупном действии импульсов, идущих из будущего и прошлого, в тройственной душе рождаются три ступени высшего сознания.
Совместным действием импульсов, приходящих из прошлого и свыше (см. рис. 113), в тройственной душе образуется субстанциональная основа для возникновения мышления, чувствования и воления. Это стало возможным после того, как была создана новая жизнеформа — тело душевное. Новое состояние жизни и формы, с одной стороны, завершило эволюционное становление человека трехмерного пространства, всецело перевело его в инобытие, а с другой — положило начало его возвращению назад, в двухмерное пространство, но уже индивидуальной душой. Став вместилищем нового, индивидуализированного сознания, новое состояние жизни и формы продвинуло прошлое на шаг в будущее.
Теперь для будущего готовится новое состояние, способное стать носителем единства формы, бытия и сознания. Его первый абрис проступает в нашем мышлении, когда оно начинает вбирать в себя принцип метаморфозы. Иными словами, новая имагинативная логика есть форма грядущего сознания, несущего в себе феномен жизни. Она рождается в сфере между душой сознательной и Самодухом, где импульсы идущих из прошлого сил, пронизав человеческую душу, уходят в будущее.
Со временем, возвращая единство жизни и формы к его исходному состоянию в Макрокосмосе, в планетарном сознании, человек воссоединит свое исходное прошлое с будущим, вернется в лоно Бога-Отца, как индивидуальный носитель планетарного единства бытия и сознания.
Итак, мы выявили в общих чертах характер и состав сил, действующих в человеческой душе в пространственно-временных отношениях. Таких сил шесть. К ним добавляется действие сил низшего "я" и высшего Я. Благодаря двум последним силам, в девяти "узлах" человеческого существа импульсы, приходящие из прошлого и будущего, обращаются на созидание человеческой индивидуальности. Время начинает перетекать в пространство, а пространство во время. Не будь этого, человек навеки остался бы двойственным существом: внизу возникала бы форма, которая со временем стала бы безупречно отражать слагающееся над ним и пребывающее в полной гармонии с высшим человеческое групповое сознание.
Соединение двух сторон человеческого бытия произошло не без вмешательства люциферических и ариманических сил. Однако не следует утверждать, будто бы своей свободой мы всецело обязаны им. В этом пункте, кстати, современный конфессионализм пытается найти основание для обвинения Антропософии в оправдании зла, а вместе с тем показать несостоятельность идеи личной свободы. Но Духовная наука обращает наше внимание на то, что существование противоборствующих сил допущено Богом для целей созидания в мире инобытия, призванного стоять на самом себе, будучи противоположностью миру духа. Поэтому мир материи должен был включить в себя консолидирующую силу, духа материи, Аримана. Что касается сознания, то, перестав быть сущностным, оно также противостало Божественному, стало его бессущностным отражением, инобытием с имманентным принципом существования — люциферизировалось [* Следует ли из этого, что в понятиях Духовной науки имманентизм содержит в себе нечто люциферическое? — вопрос особый. Но с самого начала можно сказать, что тут открывается еще одна сторона глубинной связи философии и философии науки с эзотеризмом.].