Если мы снова вернемся к рис. 104 и возьмем его левую часть, то, стремясь понять, что произошло в ходе трех прошлых эонов, мы как бы ставим напротив них зеркало нашего сознания по вертикальной оси симметрии. Тогда, по аналогии с зеркалом, мы получаем двоякое: реальный мир прошлого и его иллюзорное отражение. К тому же нужно еще представить себе, что отраженный мир живет, но по своим, вторичным законам, производный от всеопределяющего бытия сущностного мира.
Позади отраженного, иллюзорного мира существует реальное духовное будущее (рис. 104, правая сторона). Туда люциферическим духам хода нет. Человеческий дух, проникая туда, преодолевает иллюзию, абстрактное мышление. Здесь, по сути, перед нами встает задача: как имманентное внести и удержать в сфере трансцендентного. Ее, кроме человека, решают и Люцифер, и Ариман. Два последних решения означают для человека погружение в бессознательное; решая эту задачу единственно правильным образом: для себя, — человек обязан подняться к сверхсознательному. Люцифер, мешая человеку, стремится вытеснить импульсы Святого Духа из человеческого астрального тела и поселиться в этом теле как в собственном царстве, действуя оттуда, погасить, растворить во всеобщем тройственную душу до всеобщечеловеческого и, став групповым "Я" этого всеобщего, овладеть прошлым, а затем и будущим, где индивидуального человека в таком случае не будет вовсе.
Таким образом, мы имеем некое, идущее навстречу Божественному и почти столь же универсальное стремление. Оно не приходит из будущего, но рождается в каждый момент настоящего, надеясь из мига в миг повернуть всю эволюцию вспять. Это люциферическое стремление выступает в человеческой душе как вожделение. Оно вторгается в астральное тело, туда, где его пронизывает импульс Самодуха (см. рис. 116), и движется навстречу ему, атакуя душу ощущающую. Люцифер надеется полностью овладеть ею, растворить ее в астральном теле; а затем, обитая в нем в той форме индивидуального сознания, какая доступна душе ощущающей, он надеется со временем овладеть субстанцией Самодуха, производной от которого является душа ощущающая. Так невольно Люцифер начинает служить правомерному развитию: в обращенности вожделения к будущему.
Ариманические силы также действуют из момента настоящего, но через состояние жизнеформы. Они вторгаются в человека с потоком сил эволюции и атакуют эфирное тело, стремясь захватить душу рассудочную (рис. 117). Они стремятся через человека проникнуть к силам жизни — вкусить от "древа жизни" — и затем направить их в мир ставших форм, мгновение, реализованное в трехмерном пространстве, сделать вечным, трансцендентальный мир всецело стянуть в имманентное, что означает "опрокидывание" всей "чаши" эволюции, изображенной на рис. 104, вниз, во вторичный мир, создание некоего рода противодевахана. Поэтому мир черной магии поистине бездонен. И в этой бездонности возникает своя бесконечность, т. е. выход из обусловленного. Поэтому некогда и бесконечное зло будет обращено в добро на путях, пока что мало доступных человеческому разумению, поскольку все там мыслится от противного, вплоть до понятия перехода в "антикачественное" и т. п. Ариманическое служение правомерному развитию выражается в форме гегелевского закона отрицания.Таков комплекс сил, участвующих в эволюции человека на той ступени, где формируется его индивидуальная душа. Этот процесс человек переживает в значительной мере также инволютивно. И перед ним стоит задача из собственных сил претворить инволюцию души в индивидуальную эволюцию, что впервые приближает нас к обретению иерархических свойств.
Индивидуальная эволюция начинается в тот момент, когда идущие из будущего импульсы Святого Духа человек начинает принимать в душу сознательную (вспомним еще раз икону Св. Софии). Тогда они возвышают душу сознательную до моральных интуиции. И этот процесс должен принять в человеке не случайный, а регулярный характер. Тогда все прохождение идущего из будущего потока сил через многочленное существо человека принимает иной характер. Например, в прошлое он в таком случае уходит в области, лежащей между душой ощущающей и астральным телом, т. е. через душевное тело, что сопровождается его осознанием. О характере происходящих тут перемен легче судить, обратясь к рис. 118 .
Там показано, что идущий из прошлого поток сил иначе пронизывает человека. Он входит в душу ощущающую, благодаря чему образуется жизне-форма в сфере душевного, и только потом идет в астральное тело. В результате не инстинкты атакуют душу ощущающую, а она воздействует на них силой доступного ей самосознания (такт, нравственный вкус). В будущее этот поток уходит в той сфере, где человеку надлежит черпать моральные интуиции, в сфере интеллектуального созерцания: между душой сознательной и Самодухом (рис. 118; точка Б); там им создается новая жизнеформа для созерцающей силы суждения.Сравнивая между собой рис. 116 и 118, можно составить себе пространное представление о том, сколь значительная перестройка действующих в человеке сил происходит при переходе от инволюции к эволюции в сфере индивидуальной души и духа. Взять хотя бы направление их протекания. Инволютивно астральный и эфирный потоки, будучи полярно противоположными по сути, протекают через различные члены человеческого существа в одном направлении, чем облегчается переход из эфирно-физической субстанции в астральную, а также их взаимные метаморфозы. Это находит свое выражение и в физическом теле, где, например, нерв, по которому движутся импульсы астрального тела, приходит в соприкосновение с током крови — носительницы эфирных сил и самого "я". Так процессы в нашей крови достигают нервной системы и душевного элемента, сознания; действует при этом и обратная связь: движения души ускоряют или замедляют ток крови; далее во все это вступает процесс-дыхания и т. д. [* Изображенное на рис. 116 и 118 может быть досконально обдумано и с чисто медицинской точки зрения.]
В процессе индвидуальной эволюции (рис. 118) в каждом члене человеческого существа астральное и эфирно-физическое текут в противоположных направлениях, полярно противостоят друг другу. Из их противостояния рождается самосознание: родившись же, оно само обусловливает и усиливает или ослабляет себя. Мы попытаемся проследить этот процесс ступень за ступенью.
5. Человек в эволюции и инволюции
В полученной на рис. 116 и 118 картине значительно полнее, чем прежде, раскрывается внутренняя природа сил в том слое человеческого существа, где происходит становление самосознания: в тройственной душе. За счет однонаправленного протекания полярно противоположных сил в ходе инволюции человеческого существа в ходе эмпирического времени слагаются одна за другой душа ощущаюшая, рассудочная, сознательная; в то же время, душа ощущающая противоположна по своей ориентации душе сознательной. Поскольку первая из них есть плод инволюции, она центростремительная и принадлежит прошлому, вторая — центробежная и принадлежит будущему.
В индивидуальной эволюции эфирно-физический и астральный потоки идут навстречу друг другу (рис.99), поэтому в каждом члене человеческого существа ставшее тут же теряет свою актуальность. Там значимо лишь неустанно меняющееся за счет индивидуального усилия настоящее.
В инволюции души ощущающей астральный поток, приходя из эфирного тела, соприкасается с потоком эфирно-физических сил, приходящих из прошлого. Их совместным действием и образуется характерологическая основа (см. рис. 111), развитие которой ориентировано на Духочеловека, благодаря чему на пути посвящения душа ощущающая метаморфизируется в душу интуиции.
В приходящий снизу поток астральных сил вмешиваются люциферические существа. Они проникают в душу ощущающую, но далее, к Духочеловеку они двигаться не могут и, можно сказать, не желают, поскольку в таком случае они способствовали бы освобождению человека из-под их власти. На наших рисунках достаточно хорошо видна роль люциферических существ как водителей человека на пути к свободе. Их освобождающее действие простирается от астрального тела до души ощущающей, не далее! Проникая в нее и тем способствуя ее формированию, они затем "перескакивают" в поток астральных сил, приходящих в душу ощущающую из сферы Духочеловека, и, действуя в нем, выражают себя в абстрактном, понятийном мышлении. В своем действии люциферические духи крайне эгоцентричны, и потому они ставят это мышление на служение прямому эгоизму, отнимают у него силу, едва дав ему возникнуть. Плоды возникающей при этом индивидуализации они стремятся вновь низвести в астральное тело, чтобы поселиться в нем как в отвоеванной у Богов субстанции, вызвать в астральном теле некую, всецело в своем духе "эволюцию", уводящую человека в прошлое, к групповому сознанию, но на этот раз уже не управляемому существами Иерархий.
Возвращаясь в астральное тело, люциферические духи побуждаются потоком сил, приходящих из будущего, уйти в прошлое, но в настоящий момент развития такой уход означает для них небытие. Будучи отражением реального прошлого, они не могут покинуть "зеркала" настоящего. Выход для себя они видят лишь в одном — в овладении субстанцией настоящего. В своем вторичном выражении она приобрела характер чувственной реальности. Поэтому еще в эпоху древней Лемурии люциферические духи возжаждали эту
реальность воспринимать. Инструментом же восприятия мог служить только человек. В его астральном теле эти духи вошли в поток эфирно-физических сил и, как говорит Рудольф Штайнер, "проткнули" органы чувств изнутри наружу. Этот акт сопровождался рождением в душе человека влечения к чувственному восприятию, что значит — к познанию. Так люциферические духи, преследуя лишь свои цели, сыграли положительную роль в развитии человека: привели его к индивидуальным переживаниям в форме восприятий чувств.