Смекни!
smekni.com

Г. А. Бондарев триединый    человек    т е л а,   души    и     д у Х а  (стр. 133 из 164)

Когда началось индивидуальное развитие души ощущающей, на инволютивный процесс наложился процесс эволютивный. В нем возникающая из сил прошлого (этим прошлым является как прошлая инкарнация, так и вчерашний день) характерологическая основа противостает понятийной основе (см. рис. 111, правую часть). В инволютивной характерологической основе действие, приходящее из высей Духочеловека, сказывается как такт и нравственный вкус. Они воздействуют на понятийную основу, претворяя в ней прямой эгоизм в косвенный, порождая нравственные понятия.

Ариманическое влияние в душе ощущающей выражается в стремлении этих духов, пользуясь люциферическими вожделениями, насытить их эфирной субстанцией, разумеется, субстанцией падших эфиров, низводя таким способом влечения, ощущения в сферу электромагнитных и иных подприродных сил, и поселиться в этом как в собственном, отвоеванном у Богов мире.

Действие Аримана особенно сказывается в душе рассудочной, но оно сильно и в душе сознательной, поскольку та связана с физическим телом (с мозгом). Действие люциферических духов особенно сильно проявляется в душе ощущающей (см. рис. 117). Однако на волнах непретворенного эгоизма они проникают вверх вплоть до низших областей Самодуха.

Общую конфигурацию каждого элемента тройственной души характеризует свой состав сил, действующих по лемнискате, в которой сама душа образует узловую точку, в чем выражается присутствие в ней индивидуального "я" [* Если бы мы захотели в духе рисунка 116 изобразить действие сил в человеке древней Лемурии, то нам пришлось бы все лемнискаты свести лишь в одну узловую точку и ею была бы точка высшего Я.]. В душе ощущающей лемниската простирается от астрального тела до Духочеловека, в душе рассудочной — от эфирного тела до Жизнедуха, в душе сознательной — от физического тела до Самодуха. Действующие по этим лемнискатам силы неоднозначны: и субстанционально, и по своей направленности. Следует также помнить, что это не физические энергии, а мир сил, где господствует беспрерывная метаморфоза.

Выделенные нами устойчивые контуры действия этих сил — лишь часть из бесконечного множества других. Но в любом случае, они подчинены вполне определенной закономерности. Ею является феноменология Я. Именно оно придает совершенно специфическую форму мировым потокам сил, движущимся из прошлого в будущее и из будущего в прошлое, заставляет их определенным образом превращаться друг в друга, порождая элементы, жизнеформы, самосознание. Под действием Я в феномене человека зарождается самобытие, осознаваемое в своих пределах, в точке низшего "я". Этим в цепи объективных метаморфоз образуется еще один замкнутый круг, в котором метаморфозы все вновь возвращаются к исходной точке, но с некоторым возрастанием присутствия в них самосознания (см. рис. 116; точечные линии).

В душе ощущающей таким действием развивающегося самосознания характерологическая основа, как осознанный опыт жизни, выдвигается на свет мыслящего сознания и из принудительно, автоматически действующей основы побуждений превращается в объект воздействия понятийных мотивов. Иными словами, ослабевает ее непросветленное действие слева (согласно табл. 5) и все более проявляется ее роль в положении справа, когда, как говорится, у человека ум в ладу с сердцем. Однажды возникнув, этот феномен затем с возрастающей силой простирается в высшие сферы души.

Таким образом, приведенные нами примеры — а они начинаются с рис. 22 — показывают, что жизнь человеческой души, несмотря на ее бесконечное многообразие, поддается формальному анализу, в ней можно вычленить вполне устойчивые взаимосвязи. Сколько их? — определять и выявлять не беремся. Но еще один, так сказать, состав, или форму, мы дадим, что позволит читателю в дальнейшем самостоятельно продумывать заданный ход исследования, если у него возникнет к нему интерес. Этот дополнительный состав отвечает, можно сказать, классической, наиболее отвечающей правильному развитию форме взаимосвязей тела души и духа. Здесь силы, творящие жизнеформы, из астрального тела входят в душу ощущающую, а оттуда — в сферу Самодуха (см. рис. 119). Так образуется трехступенная метаморфоза низшей, животной астральности.

Характер индивидуальной эволюции и здесь остается прежним, но она получает иные инволютивные предпосылки для своей реализации. Чтобы лучше понять различия между всеми приведенными системами действия сил в многочленном человеке, выделим из них фрагменты, относящиеся только к тройственной душе, и сравним их между собой. Полученное на рис. 116 и 118 выделим в ряд образов на рис.120, а то, что получилось на рис. 119 покажем на рис. 121. С известным правом можно утверждать, что данное на рис. 121 соответствует развитию человеческой души после Мистерии Голгофы; рис. 120 выражает более древнее состояние души, отвечающее еще третьей, древнеегипетской культурной эпохе, однако свою актуальность оно сохраняет по сию пору, так как развитие души ощущающей без сопутствующего этому процессу познания Христа преобладает у подавляющей части человечества.


В древнеегипетскую культуру характерологическая основа души ощущающей закладывалась действием эфирно-физических сил в астральном теле. Ее формирование направлялось групповой Душой, существом Ангела, действовавшим в отдельных людях как их групповое высшее Я. Инволютивный поток сил, приходивших из будущего, частично замыкался, благодаря опыту восприятий чувств и религиозным процедурам, во внутреннем контуре. Метаморфизируясь внутри человека, эти силы уходили из-под высшего водительства, и поэтому в человеке возрастало действие люциферических существ. Вся культура души ощущающей, какой она была в эпоху древней Халдеи, Вавилона, несла на себе люциферическую окраску. Групповое Я ставило этому определенный предел, что выражалось в строгой организации религиозной и социальной жизни. Большую роль играли космические деяния-жертвы Христа, совершенные Им через Натановскую Душу (см. рис. 113; средняя часть).

Ученики Мистерий древнего Египта стремились овладеть душой ощущающей эволютивно. Они проделывали специальные упражнения, чтобы направить поток формо- и жизнеобразующих сил в душу ощущающую. С помощью упражнений они давали ей индивидуальное содержание, которым затем воздействовали на астральное тело. Так формировалась индивидуальная характерологическая основа, ориентированная на Духочеловека, на грядущего Христа. Его переживали в облике Озириса, приходящего в душу свыше и соединяющегося с этой основой — Изидой.

Индивидуализация души ощущающей позволяла до какой-то степени осознать поток Святого Духа-Софии, связующий через душу ощущающую эфирное тело со сферой Духочеловека (рис. 116), и так заложить понятийную основу души. Внешне это выражалось в зачатках логического мышления, которым ученик Мистерий занимался как оккультным упражнением.

После Мистерии Голгофы через душу ощущающую дважды проходит поток эфирно-физических сил, с которыми связал Себя Христос благодаря Мистерии Голгофы. Ими душа ощущающая приводится в связь с Самодухом, а Самодух, через душу ощущающую, — с эфирным телом. Так закладывается субстанциональная основа для соединения сознания с бытием. Далее этот процесс еще более усиливается в душе рассудочной за счет связи с Жизнедухом, который в новой констелляции через душу рассудочную достигает физического тела. Что касается души сознательной, то в ней ныне возросла связь с физическим телом через поток сил, возбуждаемых Святым Духом.

Импульс Духочеловека, приходящий в душу ощущающую в новое время, воздействует на понятийную основу, а поскольку люциферическое вторжение еще не вполне отражено человеком, то понятийная основа продолжает выражать себя в виде рефлектирующего мышления и в эгоизме.

Душа ощущающая и после Мистерии Голгофы продолжает инволютивно развиваться таким же образом, как она развивалась и в древнеегипетскую культуру. Но эволютивно все в ней внутренне ныне поставлено на индивидуальную основу. Высокая сфера Духочеловека действует в характерологической основе как такт и нравственный вкус христианской этики и эстетики. Понятийная основа рождает понятия нравственности, с помощью которых человек собственной силой претворяет прямой эгоизм в косвенный.

Душой рассудочной человек начал овладевать в греко-латинскую культуру. Инволютивно ее развитие тогда выражалось в том, что поток формо- и жизнеобразующих сил приходил в нее из сферы Духочеловека, что побуждало человека следовать полученной в откровении заповеди, установленному свыше духовному авторитету. После Мистерии Голгофы возник замкнутый контур жизненных сил, связавших душу рассудочную со сферой Жизнедуха (рис. 119). А поскольку из этой сферы начал действовать Импульс Христа, в понятийной основе души рассудочной на место заповеди встало понятие совести, что и действие заповеди сделало не принудительным, а свободным. В характерологической основе соотношение симпатии и антипатии стало, можно сказать, более субстанциональным, если в данном случае иметь в виду субстанцию "я".